ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-805/20 от 05.11.2020 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2020 года р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Зиганьшиной Л.Ф.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-805/2020 по иску ФИО1 к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», МКУ «Администрация Чунского районного муниципального образования» о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, обязании принять решение о выдаче свидетельства на получение указанной социальной выплаты, выдать и оформить указанное свидетельство,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в браке с <данные изъяты>., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии <данные изъяты>. На основании договора купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., а также земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, где проживала их семья постоянно до ДД.ММ.ГГГГ. В ночь с 28 по 29 июня 2019 года в Чунском районе произошёл паводок, вызванный ливневыми дождями, вследствие которого указанное жилое помещение было затоплено. Решением Чунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> за его супругой <данные изъяты>. признано право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации. После представления необходимых документов на получение социальной выплаты в органы социальной защиты населения по Чунскому району <данные изъяты>. была вызвана на личный прием, где ей предложили исключить из заявления супруга ФИО1, в связи с тем, что он имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Доводы <данные изъяты>. о том, что указанное жилое помещение получено ФИО1 в порядке наследования, а в ДД.ММ.ГГГГ году было повреждено в результате пожара, были отклонено, поэтому его супруга отказалась без письменного ответа исключать супруга из заявления. Согласно уведомлению № 5060 от 05 декабря 2019 года директора ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», ФИО1 является собственником жилого помещения, общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает норматив учетной площади на одного человека. Вследствие незаконного отказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» в выдаче свидетельства на всех членов семьи, они решили на семейном совете получить свидетельство без него, ФИО1, приобрести жилье, после чего обратиться в суд с целью защиты права на получение свидетельства на его имя. Обращает внимание, что решением Чунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу был установлен факт постоянного проживания ФИО1 на момент возникновения чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>. Считает, что имеет право на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку наличие в его собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, площадь которого составляет более учётной нормы площади жилого помещения, не может, по его мнению, являться основанием для отказа в предоставлении ему социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В результате необоснованного отказа в предоставлении спорной выплаты Учреждение допустило нарушение его права на компенсацию ущерба, причинённого имуществу в результате чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного, просит суд:

- Признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес>

- Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» принять решение по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>.

- Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>.

- Обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчиков - МКУ «Администрация Чунского районного муниципального образования», МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом.

В адресованных суду отзывах по существу заявленных требований представители министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности <данные изъяты>., ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» по доверенности <данные изъяты>. просили отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, указав, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 916, утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Мероприятия по социальной поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, реализуются в отношении категорий граждан, перечисленных в пункте 4 Правил (за счет средств федерального бюджета (межбюджетных трансфертов) социальная выплата может быть предоставлена только указанным в данном пункте Правил категориям граждан).На основании пункта 9 Правил принято постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение).В соответствии с пунктом 5 Положения социальная выплата предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области. В соответствии с пунктом 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2019 N 684-пп)

имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29 августа 2019 года № 684-пп)

не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи) (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.09.2019 № 710-пп)

В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.

являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; (пп. 4 введен Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2019 N 684-пп; в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.09.2019 N 710-пп).

не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство). К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.

При этом условия предоставления гражданам социальной выплаты, указанные в подпунктах 1-3 пункта 6 Положения соответствуют условиям, указанным в пункте 4 Правил (финансируются за счет средств федерального бюджета). Условия же предоставления гражданам социальной выплаты, указанные в подпунктах 4-5 пункта 6 Положения введены дополнительно Иркутской областью и предоставляются за счет средств бюджета Иркутской области.

Исходя из норм Положения члены семьи собственников утраченных помещений и нанимателей утраченных помещений по договором социального найма самостоятельного права на обращение за получением и на получение свидетельства не имеют, а имеют право на социальную выплату только как члены семьи граждан, соответствующих условиями подпунктов 1,2 и 4 пункта 6 Положения.

Так как представленных документов <данные изъяты>. (супруга истца) на день ведения режима чрезвычайной ситуации являлась собственником утраченного жилого помещения по адресу: <адрес> иного жилого помещения в собственности не имеет, то есть соответствует условиям, определенным в подпункте 1 пункта 6 Положения и абзаце втором пункта 4 Правил.

В целях получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения члены семьи <данные изъяты>. должны соответствовать условиям, указанным в подпункте 3 пункта 6 Положения и абзаце 4 пункта 4 Правил, а именно:

- не являться на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости у ФИО1 имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., то есть, площадь жилого помещения, являющегося собственностью ФИО1 превышает установленный норматив площади, следовательно, истец не соответствует условиям, указанным в п. 6 п.п.3 Положения. С учетом изложенного у ФИО1 отсутствует право на получение социальной выплаты в качестве члена семьи <данные изъяты> в соответствии с нормами Правил и Положения.

Представители ответчиков также обратили внимание суда на то, что согласно пункту 7 Положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. Учитывая, что по адресу: <адрес> право на получение социальной выплаты уже реализовала <данные изъяты>., самостоятельного права на предоставление выплаты ФИО1 также не имеет.

При этом ссылка истца на Постановление Правительства Иркутской области от 01.09.2019 № 710-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп» (далее - постановление № 710-пп) в качестве основания для предоставления ему социальной выплаты является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм Положения.

Так, постановлением № 710-пп внесены изменения в пункт 6 Положения, а именно введен подпункт 5, в соответствии с которым определены условия предоставления социальных выплат гражданам, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 пункта 6 Положения, а именно: при наличии в собственности иного жилое помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) может составлять более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем <данные изъяты>. не является получателем социальной выплаты в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Положения, поскольку на день введения режима чрезвычайной ситуации не имела иного жилого помещения на праве собственности, пригодного для проживания, соответственно к членам семьи <данные изъяты> не могут быть применены условия подпункта 5 пункта 6 Положения.

Выслушав истца и исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года №519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 года «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением мэра Чунского районного муниципального образования № 159 от 29 июня 2019 года в связи с наводнением с 29 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в результате чрезвычайной ситуации пострадало и признано непригодным для проживания на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения Чунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу

Согласно свидетельству, удостоверяющему право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от <данные изъяты>. с учетом членов семьи – <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, на основании ее заявления предоставлена мера социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>. распорядилась указанной социальной выплатой путем заключения договора участия в долевом строительстве от <данные изъяты>» и подачи документов в учреждение на оплату по договору ДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании установлено, что решением Чунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в указанное свидетельство истец ФИО1 не включен по мотиву несоответствия условиям предоставления социальной выплаты, определенным подпунктом 3 пункта 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп, и абзацем 4 пункта 4 Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 916.

Так, при рассмотрении заявления <данные изъяты>. и вопроса о праве ФИО1 на получение социальной выплаты, ответчиком установлено, что у истца с ДД.ММ.ГГГГ имеется в собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 2 решения Дымы Чунского муниципального образования от 27 июля 2006 года № 86 учетная норма площади жилого помещения определена в размере менее 12,0 кв.м. общей площади на одного человека.

Разрешая требования истца ФИО1 о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Правилам предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 916, все мероприятия по социальной поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, реализуются в отношении категорий граждан, перечисленных в пункте 4 Правил, а именно:

- граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2019 N 1022)

При этом согласно пункту 4.1 Правил в приоритетном порядке мероприятия реализуются в отношении семей, имеющих 2 и более детей, исходя из нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения, по 18 кв. метров на каждого члена семьи, но не менее общей площади утраченного жилого помещения.

На основании пункта 9 Правил Правительством Иркутской области принято постановление от 17 июля 2019 года № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения социальная выплата предоставляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области.

В соответствии с пунктом 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1. являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2019 N 684-пп)

2. имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29 августа 2019 года № 684-пп)

3. не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи) (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.09.2019 № 710-пп)

В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.

4. являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; (пп. 4 введен Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2019 N 684-пп; в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.09.2019 N 710-пп).

5. не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство). К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.

При этом условия предоставления гражданам социальной выплаты, указанные в подпунктах 1-3 пункта 6 Положения соответствуют условиям, указанным в пункте 4 Правил (финансируются за счет средств федерального бюджета). Условия же предоставления гражданам социальной выплаты, указанные в подпунктах 4-5 пункта 6 Положения введены дополнительно Иркутской областью и предоставляются за счет средств бюджета Иркутской области.

Как установлено в судебном заседании <данные изъяты>. (супруга истца) на день ведения режима чрезвычайной ситуации являлась собственником утраченного жилого помещения по адресу: <адрес>, и иного жилого помещения в собственности не имела, то есть соответствовала условиям, определенным в подпункте 1 пункта 6 Положения и абзаце втором пункта 4 Правил.

В целях получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения члены семьи <данные изъяты>. также должны соответствовать условиям, указанным в подпункте 3 пункта 6 Положения и абзаце 4 пункта 4 Правил, а именно:

- не являться на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у ФИО1 объекты недвижимости, на момент возникновения чрезвычайной ситуации и на момент рассмотрения заявления <данные изъяты>. о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, истец являлся и является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в котором имеет постоянную регистрацию.

При таких обстоятельствах истец ФИО1 не соответствует условиям предоставления социальной выплаты, определенным подпунктом 3 пункта 6 Положения и абзацем 4 пункта 4 Правил, следовательно, права на получение социальной выплаты в качестве члена семьи <данные изъяты>. в соответствии с нормами Правил и Положения не имеет.

Доводы истца ФИО1 о том, что принадлежащий ему жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, перешел в его собственность в порядке наследования, а также был частично поврежден в результате пожара, а потому он имеет право на получение испрашиваемой меры социальной поддержки, на выводы суда при установленных обстоятельствах не влияют.

При этом ссылка истца на Постановление Правительства Иркутской области от 01.09.2019 № 710-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп» (далее - постановление № 710-пп) в качестве основания для предоставления ему социальной выплаты основана на неверном толковании истцом норм Положения.

Так, постановлением № 710-пп внесены изменения в пункт 6 Положения, а именно введен подпункт 5, в соответствии с которым определены условия предоставления социальных выплат гражданам, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 пункта 6 Положения, а именно: при наличии в собственности иного жилое помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) может составлять более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем <данные изъяты>. не является получателем социальной выплаты в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Положения, поскольку на день введения режима чрезвычайной ситуации не имела иного жилого помещения на праве собственности, пригодного для проживания, соответственно, к членам семьи <данные изъяты>. не могут быть применены условия подпункта 5 пункта 6 Положения.

Кроме того, приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. Учитывая, что по адресу: <адрес> право на получение социальной выплаты <данные изъяты>. уже реализовала, самостоятельного права на предоставление выплаты ее супруг ФИО1 не имеет.

С учетом изложенного, на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не может быть возложена обязанность принять решение по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты> оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения истцу.

Исковые требования ФИО1 к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» и МКУ «Администрация Чунского районного муниципального образования» удовлетворению также не подлежат, как предъявленные к ненадлежащим ответчикам.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», МКУ «Администрация Чунского районного муниципального образования» о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, обязании ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» принять решение о выдаче свидетельства на получение указанной социальной выплаты, обязании Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать указанное свидетельство ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 12 ноября 2020 года.

Судья Е.В. Шурыгина