Дело №2-805/2020
УИД 27RS0005-01-2020-000959-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года г.Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Бараненко Е.И.,
при секретаре судебного заседания Галустьян Г.С.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 к ФИО1 о взыскании переплаты компенсационной выплаты по уходу за детьми-инвалидами,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной компенсационной выплаты по уходу за детьми-инвалидами. В обоснование иска указав, что в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» истец устанавливает и выплачивает ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы в размере 6600 руб. ФИО1 с *** года была установлена ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за ребенком-инвалидом ФИО9, *** г.р., и за ФИО10, *** г.р. Одним из условий установления и выплаты ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход, в соответствии с Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства 1 группы», является отсутствие факта оплачиваемой работы (пп. «д» п. 12 Правил № 397). В силу ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к работающим (трудоустроенным) и застрахованным лицам относятся: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»); самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»; а также иные лица. По смыслу ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. При этом, на застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, которое реализуется при условии уплаты страховых взносов. ФИО1 при обращении с заявлением в территориальный орган ПФР за установлением ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом была ознакомлена с условиями назначения и выплаты, что подтверждается ее личными заявлениями от *** и ее подписью. Однако, ФИО1 на момент оформления и установления компенсационной выплаты был скрыт факт осуществления ею предпринимательской деятельности, что является основанием для отказа в назначении данной выплаты. Управление ПФР на момент назначения выплаты сведениями о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя не обладало, поскольку информация о налоговых агентах поступает в рамках соглашения от *** между ФНС России и ПФР ежегодно не позднее 10 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в данном случае не позднее *** года. В ходе выполнения Управлением ПФР плановых мероприятий по контролю за выплатой компенсации выявлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем. Данный период осуществления предпринимательской деятельности совпал с периодом ухода за ребенком-инвалидом (с периодом компенсационной выплаты). Данный факт подтверждает выписка из ЕГРИП и выписка из лицевого счета застрахованного лица. Управлением ПФР были вынесены решения от *** № ... (по выплатному делу ФИО11.) и от *** № ... (по выплатному делу ФИО12), а также составлен протокол от *** № ... и протокол от *** № .... Сведения о налоговом агенте ИП ФИО1 в программно-технический комплекс Пенсионного фонда Российской Федерации «администрирование страховых взносов» поступили только ***, что подтверждается скриншотом, приложенным к данному исковому заявлению. Поскольку факт осуществления предпринимательской деятельности был скрыт, ФИО1 необоснованно получила компенсационную выплату за период с *** года по *** года в размере 79 200 руб. за ФИО2 и за период с *** по *** в сумме 92 400 руб., всего на общую сумму 171 600 руб. ФИО1 были направлены уведомления № ... от *** и. No ... от *** с необходимостью вернуть необоснованно перечисленную сумму компенсации за уход. Однако до настоящего времени причиненный ущерб не возмещен, средства в счет погашения переплаты на расчетный счет ОПФР по Хабаровскому краю не поступали. Просит взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения — Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 сумму компенсационной выплаты по уходу за детьми-инвалидами в размере 171 600 руб.
Представитель истца Государственного учреждения — Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 в судебном заседании участия не принимал. О месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что при оформлении компенсационных выплат на детей-инвалидов, ее никто не спрашивал о том, является ли она индивидуальным предпринимателем, в перечне документов необходимых для назначения выплат сведений об индивидуальном предпринимательстве также не имеется. В связи с чем, при назначении компенсационных выплат по уходу за детьми-инвалидами она и не знала, что индивидуальным предпринимателям такая выплата не положена. В качестве индивидуального предпринимателя она зарегистрирована с *** года, однако предпринимательскую деятельность долгое время не ведет, доходов от деятельности не получает. В связи с чем, о самом факте наличия ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и отсутствия поступления со стороны сотрудников пенсионного фонда такого вопроса, она при оформлении выплат и не вспомнила этого факта, при этом, намерения умышленно скрывать тот факт, что она являлась индивидуальным предпринимателем, она не имела. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учитывая, что стороны не предоставили доказательств иных, помимо имеющихся в материалах дела, суд полагает возможным оценивать спорные правоотношения по имеющимся доказательствам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 *** года обратилась в территориальное подразделение Пенсионного Фонда Российской Федерации с просьбой назначить ей компенсацию по уходу за ребенком - инвалидом ФИО13, *** года рождения, и за ФИО14, *** года рождения. В своих заявлениях ответчик указала, что не работает. При этом ответчиком было подписано обязательство сообщить истцу в пятидневный срок об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячных выплат, в том числе о выполнении оплачиваемой работы.
Согласно свидетельству о рождении ..., выданному *** года отделом ЗАГС Кировского района администрации г. Хабаровска, ФИО1 является матерью ФИО15*** года рождения. Отец ФИО16.
Согласно свидетельству о рождении ..., выданному *** года отделом ЗАГС Кировского района администрации г. Хабаровска, ФИО1 является матерью ФИО17*** года рождения. Отец ФИО18.
Согласно приобщенной к материалам дела выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии ... № ... ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю" Минтруда России, ФИО19, *** года рождения, с *** г. повторно установлена инвалидность как ребенку - инвалиду на срок до *** года.
ФИО20, *** года рождения, ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю" Минтруда России серии ... № ..., с *** г. повторно установлена инвалидность как ребенку - инвалиду на срок до *** года.
Решениями УПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе от *** г. № ... и № ... ответчику ФИО1 установлена ежемесячная компенсационная выплата как лицу, осуществляющему уход за ребенокм-инвалидом (инвалидом с детства 1 группы) в отношении ФИО21 с *** года в размере 6 600 руб. и ФИО22 с *** г. в размере 6 600 руб.
Указанные выплаты ежемесячно начислялась и выплачивалась ответчику, что подтверждается историями выплат за период с *** г. по *** г. – в отношении ФИО23, и за период с *** г. по *** г. в отношении ФИО24, и ответчиком не отрицалось.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (пп. "д" п. 12 Правил).
Прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение данной выплаты. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с п. 12 Правил (пункты 13, 14 Правил).
Указанные правовые нормы предоставляют право на получение компенсационных выплат не всем лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а только тем из них, которые являются неработающими и трудоспособными. Компенсационные выплаты являются одной из мер социальной поддержки, по своей правовой природе направленной на восполнение потерь для граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п. Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Распоряжением Управления ПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе от *** г. ФИО1 прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты на ФИО25 с *** г., и установлена переплата денежных средств ФИО1 за период с *** года по *** года в размере 79 200 руб.
Решением Управления ПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе от *** г. ФИО1 прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты на ФИО26 с *** г., и установлена переплата денежных средств ФИО1 за период с *** года по *** года в размере 92 400 руб.
Факт переплаты денежных средств был установлен в ходе выполнения Управлением ПФР плановых мероприятий по контролю за выплатой компенсации, где было выявлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с января *** года, подтверждает выписка из ЕГРИП и выписка из лицевого счета застрахованного лица. При этом, сведения о налоговом агенте ИП ФИО1 в программно-технический комплекс Пенсионного фонда Российской Федерации «администрирование страховых взносов» поступили *** г. При назначении компенсационной выплаты ответчик данное обстоятельство скрыл, в дальнейшем пенсионный орган, осуществляющий выплату, о данном обстоятельстве в известность не поставил, что в силу положений приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, является основанием для прекращения компенсационных выплат.
После обнаружения переплаты Управление ПФР принято решение о прекращении осуществления ежемесячных компенсационных выплат ФИО1, истец обратился к ответчику *** г. и *** г. с предложением добровольно вернуть Пенсионному Фонду РФ незаконно начисленные денежные средства.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, разрешая спор, суд руководствуясь положениями приведенных правовых норм, с учетом установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, в связи с чем с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию излишне выплаченная компенсационная выплата по уходу за детьми - инвалидами в размере 171 600 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчика также подлежит взысканию в бюджет муниципального образования госпошлина в размере 4 632 руб., от уплаты которой истец в силу закона был освобожден.
Доводы ответчика о том, что при подписании заявления до него не была доведена информация в полном объеме, в том числе и о том, при каких условиях прекращается выплата компенсации, суд находит несостоятельными, в связи с тем, что в заявлении о назначении компенсационных выплат четко и полно, без каких-либо условий, допускающих двойное толкование, указаны основания, при которых осуществление выплат прекращается, в том числе в заявлении ответчик указал, что не трудоустроен. Кроме того, в случае, если ответчику были не понятны положения оформленного им заявления, он не был лишен возможности получить всю необходимую информацию у сотрудников пенсионного фонда как при заполнении заявления, так и в дальнейшем.
Доводы ответчика о том, что в указанный период она не осуществляла предпринимательскую деятельность, дохода не имела и была занята уходом за детьми-инвалидами, на которых производилась данная выплата, не могут свидетельствовать о правомерности получения денежных средств в указанный период, поскольку с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ответчик считается работающим, независимо от отсутствия дохода от предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 к ФИО1 о взыскании переплаты компенсационной выплаты по уходу за детьми-инвалидами, – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 излишне выплаченную компенсацию по уходу за детьми-инвалидами в размере 171 600 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 4 632 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 29 июня 2020 года.
Председательствующий Е.И. Бараненко
Копия верна, судья Е.И. Бараненко
Подлинник решения подшит в деле № 2-805/2020, находится в Краснофлотском районном суде г. Хабаровска.