ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-806/18 от 03.12.2018 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Дело № 2-806/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2018 года г. Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации Бодайбинского городского поселения ФИО3, действующей на основании доверенности от 10.01.2018г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-806/2018 по иску ФИО1, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 к Администрации Бодайбинского городского поселения об обязании заключить договор приватизации жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 обратилась в Бодайбинский городской суд Иркутской области с исковым заявлением к администрации Бодайбинского городского поселения об обязании заключить договор приватизации жилых помещений.

В обоснование заявленных требований истцом ФИО1 указано, что она является нанимателем двух жилых помещений и , расположенных в <адрес> в <адрес>. Жилым помещением площадью 18 кв.м. она владеет на основании договора социального найма от 26.09.2011г. Жилым помещением общей площадью 13 кв.м. она владеет на основании договора найма жилого помещения в общежитии от 28.03.2018г. Данными жилыми помещениями она владеет совместно с детьми- дочерью ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сыном ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. 13.04.2018г. она обратилась в Администрацию Бодайбинского городского поселения с заявлением о приватизации данных комнат. В приватизации ей было отказано по причине перевода жилого дома в статус общежития на основании постановления Бодайбинского городского поселения от 31.08.2017г. -пп «О переводе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общежитие». С данным решением истец не согласна, поскольку оно нарушает ее право и право ее семьи на приватизацию жилого помещения.

Истец ФИО1 просит обязать Администрацию Бодайбинского городского поселения заключить с ней договор приватизации жилых помещений и , расположенных в <адрес> в <адрес> с ней- ФИО1 и членами ее семьи- ФИО6 и ФИО2

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание несовершеннолетняя ФИО4 (привлеченная к участию в деле в порядке ст.37 ГПК РФ), о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации Бодайбинского городского поселения ФИО3, действующая на основании доверенности от 10.01.2018г., в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

В письменных возражениях на исковое заявление указала, что администрация Бодайбинского городского поселения на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, является собственником общежития, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 22.12.2010г. –п «О переводе общежитий в жилые дома» здание, расположенное по адресу: <адрес> переведено в жилой дом. Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 31.08.2017г. -пп «О переводе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в общежитии» вышеуказанное здание общей площадью 3876,3 кв.м переведено в общежитие. Согласно кадастровой выписке данное здание является общежитием. Так, ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>424 предоставлено на основании ходатайства муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Березка» и профсоюзной организации, а также личного заявления от 14.07.2011г. По настоящее время вышеуказанное здание своего статуса не утратило и используется как общежитие, в котором проживают сотрудники образовательного учреждения, сотрудники учреждения здравоохранения и других организаций. Здание общежития находится в муниципальной собственности и включено в муниципальный специализированный жилищный фонд как общежитие, застраивалось изначально как общежитие. Спорное жилое помещение статус общежития не утратило. При этом, изменение статуса отдельного жилого помещения (комнаты, квартиры) в общежитии, законом не предусмотрено. В связи с чем считают, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Выслушав мнение истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Конституцией Российской Федерации в ст. 40 гарантировано, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Подпунктом 6 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Как следует из представленных материалов, в адрес администрации Бодайбинского городского поселения от Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида <данные изъяты> поступило ходатайство о выделении комнаты в общежитии по <адрес> работнику ФИО1

Также 14.07.2011г. ФИО1 обратилась в Администрацию Бодайбинского городского поселения с заявлением о выделении комнаты в общежитии по <адрес>, в связи с отсутствием жилья.

В связи с чем распоряжением администрации Бодайбиснкого городского поселения от 21.09.2011г. было принято решение о подготовке договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности по адресу: <адрес>424 с ФИО1, имеющей состав семьи 3 человека, с 01.10.2011г. сроком на один год.

ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма жилого помещения ФИО1 было предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>, состоящее из одной комнаты, сроком на один год. Согласно акта сдачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приняла жилое помещение общей площадью 18,0 кв.м., состоящее из одной комнаты, оборудованное центральным отоплением и электроосвещением.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к указанному договору, внесены изменения в п.4 договора в части срока предоставления жилого помещения, с 26.01.2012г. на неопределенный срок.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из пояснений представителя ответчика ФИО3, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до 2018 года ФИО1 не состояла, с соответствующим заявлением не обращалась, что истцом не оспаривается.

Далее Администрация Бодайбинского городского поселения, рассмотрев заявление ФИО1 о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, распоряжением главы от 16.02.2018г. за -п признала ФИО1 малоимущей и принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по Бодайбинскому муниципальному образованию, с предоставлением жилого помещения в порядке общей очереди.

Постановлением главы Бодайбинского городского поселения от 28.03.2018г. ФИО1 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> помещение 423 по договору найма жилого помещения в общежитии.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Бодайбинского городского поселения и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения в общежитии о предоставлении ей и членам ее семьи во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> помещение 423, на срок с 28.03.2018г. на один год.

Таким образом, в пользовании ФИО1 по договорам найма находятся комнаты №,424 по <адрес>.

Как пояснила в судебном заседании истец ФИО1 комнату ей выделила Администрация по ходатайству с ее работы детского сада «Березка», а комнату ей выделили после того как ее признали малоимущей, в одной комнате места с детьми ей не хватало, поэтому она попросила вторую комнату. В настоящее время ей необходима приватизация комнат, поскольку она намерена их объединить. Ранее в приватизации она и ее дети не участвовали.

Согласно статей 1,2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статья 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1). Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (часть 2).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Бодайбинское муниципальное образование является собственником общежития, расположенного по адресу: <адрес>

Постановление главы Бодайбинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-п общежитие по адресу: <адрес> переведено в статус жилого дома.

Постановление главы Бодайбинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-пп жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> переведен в статус общежития.

Как пояснила в судебном заседании представитель истца ФИО3 перевод общежития в статус жилого дома в 2010 году был произведен для того, чтобы энергопоставляющая компания ЗАО «Витимэнерго» предъявляла требования о взыскании платы за электроэнергию к жильцам дома, а не к собственнику- Администрации Бодайбинского городского поселения. Вместе с тем <адрес> фактически является общежитием коридорного типа, в данном доме общие- туалет, ванная, кухня.

Факт того, что здание представляет собой общежитие коридорного типа, где туалет и душевые расположены с двух сторон коридора подтверждается техническим паспортом на общежитие по адресу: <адрес> от 23.09.2008г. и не оспаривается истцом.

Как разъяснено в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в качестве специализированного жилищного фонда, включая общежития, используются только жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ст. 92).

Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 4 содержит прямой запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях (исключение для общежитий, подлежащих передаче в муниципальную собственность установлены ст. 7 Закона о введении ЖК РФ в действие, в силу которой они фактически приобрели статус жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма).

Вместе с тем, судом установлено, что изначально здание по <адрес> было построено и введено в эксплуатацию как общежитие и находилось в муниципальной собственности, а не было передано в ведение органов местного самоуправления государственным или муниципальным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, что подтверждается техническим паспортом от 23.09.2008г.

Решением Думы Муниципального образования <адрес> и района от 26.02.2009г., передаточным актом от 04.02.2010г. пятиэтажное здание по <адрес> было передано администрацией <адрес> и района в собственность Бодайбинского муниципального образования как общежитие, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации.

Об утрате домом по адресу: <адрес>, статуса общежития, доказательств не представлено, напротив имеется постановление Администрации Бодайбинского городского поселения от 31.08.2017г. о переводе данного жилого дома в общежитие, которое недействительным не признано.

При этом суд учитывает то, что, несмотря на вынесение администрацией Бодайбинского городского поселения постановления о переводе общежития в жилые дома от 22.12.2010г., собственник не обратился ни в кадастровую палату, ни в органы регистрации объектов недвижимости об изменении статуса.

Согласно как свидетельства о государственной регистрации, так и кадастровой выписки наименование объекта недвижимого имущества по <адрес> указано как общежитие.

Отдельно комнаты и по <адрес> на технический и кадастровый учет не поставлены.

Доводы истца о том, что фактически она занимает спорные жилые помещения по договору социального найма суд не может принять во внимание, поскольку основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, суд учитывает, что Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено изменение статуса отдельных комнат в общежитии, путем признания их самостоятельным объектом недвижимости.

Поскольку между сторонами возникли правоотношения по предоставлению и пользованию специализированным жилым помещением в общежитии, оснований для применения к спорным правоотношениям норм жилищного законодательства о договоре социального найма, в том числе положений ст. 7 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не имеется.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, равно как и запрет приватизации, установленный статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 102 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права граждан (Постановления от 03 ноября 1998 года N 25-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, Определения от 02 ноября 2000 года N 220-О и от 25 ноября 2010 года N 1510-О-).

Так как спорные жилые помещения являются комнатами в общежитии, то в соответствии с приведенным законодательством оно не подлежит приватизации, к нему не может быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Кроме того истцом предъявляются требования о заключении с ней договора о приватизации в отношении двух жилых помещений, однако в силу требований ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО2, об обязании Администрации Бодайбинского городского поселения заключить договор приватизации жилых помещений и по <адрес> в <адрес> с ней и членами ее семьи удовлетворению не подлежат, поскольку требование истца основано за заключении с ней договора приватизации общежития, при этом суд учитывает, что Конституция Российской Федерации, провозгласившая право частной собственности и право на жилище, вместе с тем не содержит положений, регламентирующих отношения, связанные с правом гражданина на приватизацию, с реализацией и защитой такого права. Наниматель, имеющий право на приватизацию или не имеющий такого права, еще не является собственником жилого помещения, в котором он проживает. Гражданин при этом сохраняет все свои права как наниматель, может владеть, пользоваться жилым помещением в пределах предоставленных ему правомочий.

В связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 к Администрации Бодайбинского городского поселения об обязании заключить договор приватизации жилых помещений следует отказать.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 к Администрации Бодайбинского городского поселения об обязании заключить договор приватизации жилых помещений и , расположенных в <адрес>- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.

Судья: И.Ф. Овчинникова