ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-806/18 от 29.10.2018 Городского суда г. Лесного (Свердловская область)

Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Лесной Свердловской области ***

Городской суд г. Лесного Свердловской области в составе председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре Зиминской Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9 к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в городской суд *** с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Лесном Свердловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Лесном, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости. В обоснование требований истец указала, что *** обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Лесном Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года ***. На дату обращения - 03.07.2018г. за назначением пенсии возраст истца (*** г.р.) составил 50 лет, продолжительность страхового стажа установленная пенсионным органом составила 33 года 03 месяца 17 дней. Стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 2, принятый пенсионным органом к зачёту в бесспорном порядке установлен календарно в 03 года 07 месяцев 13 дней. Таким образом, спорным является наличие не менее 5 летнего стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 2.

ГУ УПФ РФ в ******. в Свердловской области было вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием у истца стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2 необходимой продолжительности. С вынесенным решением истец не согласилась, указав, что в спорный период времени с *** по *** она постоянно, полный рабочий день была занята в процессе организации перевозок специзделий и сопровождала грузы и спецвагоны в качестве проводника. Длительность стажа истца на соответствующих видах работ по Списку № 2 по состоянию на *** составляет более 5 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии за работу с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 2. ФИО2 просит суд признать незаконным решение УПФР в г.Лесном Свердловской области от ***., включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости все периоды работы на ФГУП «Комбинат ЭХП», обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 03.07.2018г., взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины

В судебном заседании истец ФИО2 поддержала заявленный ею иск по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования ФИО2 в полном объеме, указывая на необоснованность отказа пенсионного органа включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии истцу, указанных периодов, поименованных в решении пенсионного органа от *** Наличие необходимого стажа подтверждается списком работников, занятых на работах, дающих право на досрочную пенсию, копия которая имеется у истца. Согласно данному документу на *** спец.стаж истца составлял 8 лет 4 мес. 5 дн., что дает ей право при достижении 50-летнего возраста на досрочное назначение пенсии.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Лесном ФИО4 в судебном заседании требования истца не признала, указывая, что оснований для включение в стаж спорных период работы не имеется. Представленный письменный отзыв поддержала по доводам, указанным в нем. Также указала, что проверка и подсчет стажа на соответствующих видах работ произведен на основании информации, представленной работодателем ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»».

Представитель ФГУП «Комбинат Электро­химприбор» требования истца не поддержала, указывая, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством функции по определению права, назначению и выплате пенсий осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, обязанностью работодателя является представление в УПФР достоверных сведений и документов для назначения пенсий. Право на досрочное назначение пенсии по Списку №2, раздел XXXIV, подраздел 7, позиция 23607000-1754а предоставлено рабочим, занятым на межцеховой и межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества. основным условием предоставления пенсионных льгот по подразделу 7 раздела XXXIV Списка № 2 является документально подтвержденная фактическая занятость на выполнении работ по транспортировке (межцеховой и (или) межзаводской) радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества. Между тем, в соответствии с представленной администрацией железнодорожного цеха информацией о фактически отработанном времени на межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества, стаж ФИО5 за период работы с *** по *** проводником по сопровождению грузов и спецвагонов (ранее проводник спец.вагона) железнодорожного цеха 011 по Списку № 2 составляет 3 года 07 месяцев 13 дней.

Заслушав объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица - ФГУП «Комбинат Электро­химприбор», изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного (отказного) дела истца, суд приходит к следующему.

Функции назначения и выплаты трудовых пенсий осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Надлежащим ответчиком является ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Лесном Свердловской области.

Конституцией РФ (часть 1 статьи 1) установлено, что Российская Федерация является демократическим государством, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2), каждый гражданин России обладает на территории государства всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 6), Российская Федерация государство, в котором права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

Положения статьи 6 (ч. 2), статьи 15 (ч. 4), статьи 17 (ч. 1), статей 18 и 19, статьи 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, в числе которых, ст.7 Конституции Российской Федерации, гарантирует установление государственных пенсий.

Государственные пенсии, согласно ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.

Правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, определяет Федеральный закон Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, вступивший в силу 01 января 2015 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении ими возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

При определении права применяются Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.30 Закона № 400-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (далее Правила № 516).

Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 от 1991 года.).

В соответствии с разделом XXXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» код 23607000-1754а Списка № 2 от 1991 г. право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют рабочие и специалисты, постоянно занятые на межцеховой и межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества при условии документального подтверждения.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что решением ответчика от *** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по подп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", по причине отсутствия необходимого специального стажа. По решению ответчика специальный стаж истца по подп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" составил 3 года 7 месяцев 13 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии – при необходимом стаже на таких видах работах не менее 5 лет.

Истец ФИО2 претендует на льготное пенсионное обеспечение предусмотренное Списком № 2 от 1991 года с ***, просит суд обязать УПФР в городе *** включить в льготный стаж периоды работы с 01.11.2004г. по *** в качестве проводника спецвагона, проводника по сопровождению грузов и спецвагонов железнодорожного цеха (ш.011) ФГУП комбинат «Электрохимприбор» в полном объеме.

Юридически значимым обстоятельством для назначения истцу досрочной трудовой пенсии является факт занятости истца в оспариваемый период в должности маляра с веществами не ниже третьего класса опасности, что прямо вытекает из требования пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, в период с *** по *** ФИО2 работала на ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»» в железнодорожном цехе в качестве проводника по сопровождению грузов и спецвагонов.

Если работник в отдельные периоды не был занят на работах, которые дают право на предоставление пенсионных льгот, то оснований для включения таких периодов в стаж на соответствующих видах работ не имеется.

В подразделе 7 «Транспортировка радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества» раздела XXXIV «Атомные энергетика и промышленность» указаны рабочие и специалисты, постоянно занятые на межцеховой и межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества (позиция 23607000-1754а).

В этой связи основным условием для предоставления пенсионных льгот по Списку № 2 является документально подтвержденная фактическая занятость на выполнении работ по транспортировке ("межзаводской и (или) межцеховой) радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества.

Сведений об особенностях работы ФИО2, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно о занятости истца на межцеховой и межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества, трудовая книжка не содержит.

Факт льготного характера работы ФИО2 на условиях полной занятости в спорные периоды трудовой деятельности, имевшие место после *** работодателем, несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты пенсии по старости, не подтвержден.

В ходе работы по согласованию Перечней льготных профессий, а также осуществления мероприятий по контролю за достоверностью представленных страхователем сведений (индивидуального) персонифицированного учета проведен анализ документов, регламентирующих деятельность цеха 011 ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор». Установлено следующее:

Проводники спецвагонов имеют разъездной характер работы. Эти работники направляются в служебные поездки для выполнения своих трудовых обязанностей, связанных с транспортированием, сопровождением грузов и людей (п. 1.3 Положения о разъездном характере работы от ******).

В соответствии с Руководством по перевозкам спецгрузов (РСП-86) при перевозке спецгруза в вагоне могут находиться только лица (проводники, охрана, сопровождающие), имеющие непосредственное отношение к данной перевозке и проверяющие, при наличии соответствующих документов (п. 1.2.3.2).

Проводник вагона является ответственным за техническое состояние вагона, сохранность инвентаря и оборудования, а также за соблюдение всеми лицами, находящимися в вагоне, правил и порядка, установленных МСП (п. 2.30.2 РСП-86, должностная инструкция на проводника спецвагона цеха 011 от ***). Штатным проводникам предприятия разрешается сопровождать груз до конечного пункта назначения (п.2.21).

Ответственность за транспортируемый груз лежит на сопровождающем спецгрузов.

Выполнение проводниками спецвагонов работ по транспортировке радиоактивных веществ и изделий их содержащих подтверждает Инструкция по охране труда для проводника спецвагонов Ж92ТБ9297 (3.7., 3.7.3).

Положением о спец.перевозках, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26.06.1990г. № 597-85 определено что, к спец.грузам относятся: особой важности, совершенно секретные и секретные изделия и их компоненты, вещества и материалы, включая все виды ядерных, представляющие в случае аварии повышенную опасность для населения и окружающей среды, (п. 3 р. 1).

На специальные грузы с опасными свойствами издаются аварийные карточки (п. 22 Положения).

В соответствии с аварийными карточками, проводники участвуют в транспортировке следующих спец.грузов: радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений (ПИИ является как радиоактивное вещество, так и устройство, способное испускать ионизирующее излучение (НРБ-96)) - аварийные карточки ***. взрывчатых веществ - аварийные карточки ***, ***.

Занятость конкретного проводника на перевозке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений при межзаводской перевозке можно определить по журналу предрейсовых инструктажей проводников по сопровождению грузов и спец.вагонов, где читается: «номер аварийной карточки».

Согласно карте аттестации рабочего места проводника спец.вагонов, воздействие ионизирующего излучения на рабочем месте составляет 12 часов.

Проводниками спецвагонов осуществляются следующие трудовые обязанности: межцеховая транспортировка специзделий, содержащих радиоактивные вещества; межзаводская транспортировка изделий, не содержащих радиоактивные вещества; в зимний период осуществляется топка вагонов в дневное и ночное время с целью поддержания их в рабочем состоянии.

Помимо работ по транспортировке радиоактивных веществ и специзделий, содержащих радиоактивные вещества, проводники спецвагонов выполняют и иные работы, не дающие право на досрочное назначение пенсии.

В случае если проводники спецвагонов командируются для транспортирования радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества между предприятиями в период нахождения в служебной поездке этот персонал постоянно и полный рабочий день занят на межзаводской транспортировке радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества.

Учитывая изложенное, периоды служебных поездок с межзаводской транспортировкой радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений и специзделий, содержащих радиоактивные вещества подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, независимо от их продолжительности в календарном порядке, определенном пунктом 5 Правил.

Учитывая особенности рабочего времени (продолжительность рабочей смены составляет 12 часов), установленного для проводников спецвагонов в периоды их служебных поездок (межзаводсткая транспортировка), исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, произведена путем пересчета рабочих смен в рабочие дни нормальной продолжительности (8 часов).

Периоды выполнения работ по межзаводской транспортировке грузов, не указанных в подразделе 7 раздела XXXIV Списка ***, равно как и сопровождение пустых вагонов в ремонт (на техническое обслуживание), также не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.

Проверка и подсчет стажа на соответствующих видах работ произведен на основании информации, представленной работодателем комбинатом «Электрохимприбор».

Факт льготного характера работы ФИО2 на условиях полной занятости в спорные периоды трудовой деятельности, имевшие место после *** работодателем, несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты пенсии по старости, не подтвержден, а предоставленная истцом копия списка, в котором указан ее стаж 8 лет 4 мес. 5 дн. не может является доказательством по делу, поскольку данный стаж ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»» не подтвержден.

Имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы истца в период после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования, спорные периоды отражены по данным указанного учета без указания кода особых условий труда.

Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии отсутствует требуемый законом стаж, исковые требования о признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, Суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд ***.

Судья Т.В.Саркисян