Дело № 2-8079/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Литиковой М.Е.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
30 сентября 2013 года гражданское дело по заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании действий по отказу в согласовании проведения митингов,
установил:
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с заявлением к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании действий по отказу в согласовании проведения митингов. Заявители просят признать незаконными и нарушающими статьи 9, 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека действия (решения) Администрации МО ГО «Сыктывкар» по отказу согласовать проведение митингов религиозного содержания 16.07.2013 г. и 19.07.2013 г., предложения перенести указанные митинги ; обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» устранить допущенные нарушения прав, согласовав заявителям проведение митингов религиозного содержания 18.10.2013 г., 22.10.2013 г., 24.10.2013 г., 25.10.2013 г. и 29.10.2013 г.
Заявители и их представитель в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением не согласился, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения требований, поскольку для проведения публичного мероприятия заявителям были предложены альтернативные места, адекватные по своему социально-политическому значению.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что заявители являются членами Местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава».
05.07.2013 г. ФИО2 подала в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» уведомление о проведении публичного мероприятия, в котором было указано, что ФИО2, ФИО3 и ФИО4 намерены провести публичное мероприятие 16.07.2013 г. с 16:30 до 20:00 (с 16:30 до 17:30 – подготовка площадки, монтаж и настройка аппаратуры, с 17:30 до 19:15 – публичное мероприятие, с 19:15 до 20:00 – демонтаж аппаратуры, уборка) с предполагаемым количеством участников 50 человек.
Целью публичного мероприятия было указано свободное выражение и формирование мнения о христианских и семейных ценностях.
В уведомлении также указано, что при проведении митинга планируется использование музыкальных инструментов, звукоусиливающей и музыкальной аппаратуры, уровень звука которых не будет превышать установленные в РФ нормы.
В тот же день письмом №... Администрация МО ГО «Сыктывкар» не согласовала заявителям проведение публичного мероприятия на предлагаемых ими площадках и предложила перенести проведение митинга в специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов места.
Несогласование заявленных территорий, в том числе и альтернативных, мотивировано поступлением жалоб от жителей соседних с предлагаемыми площадками домов на проведение длительных публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Также указано, что заявленная альтернативная площадка не согласована собственником.
Также 05.07.2013 г. ФИО2 подала в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» уведомление аналогичного содержания о проведении публичного мероприятия, в котором было указано, что ФИО2, ФИО3 и ФИО4 намерены провести публичное мероприятие 19.07.2013 г. с 16:30 до 20:00.
Письмом от ** ** ** г. №... Администрация МО ГО «Сыктывкар» также не согласовала заявителям проведение публичного мероприятия на предлагаемых ими площадках и предложила перенести проведение митинга в специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов места.
Не согласование заявленных территорий, в том числе и альтернативных, мотивировано поступлением жалоб от жителей соседних с предлагаемыми площадками домов на проведение длительных публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Также указано, что на заявленной площадке , рядом с флагштоками работает детский аттракцион .
В силу статьи 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» предусмотрено, что каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
В целях обеспечения реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования был издан Федеральный закон от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно ст.ст.5, 7 указанного Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.04.2009 г. №484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий – свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.
Понятие «мотивированное предложение» – по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Такие нормативные характеристики положения о цели публичного мероприятия (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), как свобода публичного мероприятия (отсутствие внешнего давления), формирование мнений (а не простое их провозглашение) и выдвижение требований политического свойства, предполагают наличие обратной коммуникативной связи (прямой или опосредованной, в том числе через средства массовой информации) между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, кому оно адресовано.
Положение части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления предложил заявителям изменить места проведения митингов в связи с поступившими многочисленными жалобами жителей г.Сыктывкара, проживающих в соседних с заявленными площадками домах, о нарушении их права на отдых. Копии жалоб представлены в материалы дела.
В силу положений ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать невыносимых условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком.
Несомненно, что длительные шумные мероприятия, связанные с использованием звукоусиливающей аппаратуры, нарушают право граждан, проживающих рядом с заявленными организаторами митингов площадками, на отдых, о чем свидетельствуют копии представленных жалоб и обращений жителей города. Поэтому не согласование проведения публичных мероприятий Администрацией МО ГО «Сыктывкар» на указанных территориях является обоснованным, причина отказа в согласовании мотивирована и подтверждена в ходе судебного разбирательства.
По смыслу закона на организаторах публичного мероприятия лежит обязанность предпринять разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать право на свободу мирных собраний, поскольку в ситуации, когда им не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие.
По убеждению суда, мотивы изменения места проведения публичных богослужений – размещение детских аттракционов, несогласование собственника, письменные жалобы жителей города подтверждены представленными суду документами и являются обоснованными, направленными на достижение баланса частных и публичных интересов, защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Проведение митинга с большой численностью его участников у ТЦ могло создать угрозу безопасности детей, в связи с чем проведение такого публичного мероприятия было правомерно не согласовано администрацией на указанной территории. Предложение Администрации МО ГО «Сыктывкар» об изменении места проведения митинга обусловлено защитой интересов несовершеннолетних и их родителей – участников детских аттракционов от воздействия митинга в составе 50 человек с использованием звукоусиливающей аппаратуры на одной территории.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2012 г. №598 с учетом обеспечения возможности достижения целей публичных мероприятий, их транспортной доступности, возможности использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, обеспечения соблюдения санитарных норм и правил, безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц были определены специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, места на территории МО ГО «Сыктывкар». Именно данные места и были предложены в качестве альтернативы заявителям.
Ответы администрации МО ГО «Сыктывкар» по существу не являются отказом в проведении публичных мероприятий, поскольку ответы заявителю даны в установленные сроки и содержат обоснование невозможности проведения мероприятий в требуемых местах, а также мотивированные предложения по изменению мест проведения публичных мероприятий, разъяснен порядок подачи уведомления, в связи с чем заявители не были лишены возможности реализовать свои конституционные права проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», права и законные интересы заявителей обжалуемыми решениями не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.
Таким образом, поскольку в процессе согласования мест проведения публичных мероприятий заявителям были предложены адекватные по своему назначению специально отведенные места, оснований для признания действий Администрации МО ГО «Сыктывкар» незаконными и нарушающими статьи 9, 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека не имеется, в удовлетворении требований заявителей следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО2, ФИО3, ФИО4 в удовлетворении требований признании незаконными и нарушающими статьи 9, 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека действия (решения) Администрации МО ГО «Сыктывкар» по отказу согласовать проведение митингов религиозного содержания 16.07.2013 г. и 19.07.2013 г., предложения перенести указанные митинги ; обязательстве Администрации МО ГО «Сыктывкар» устранить допущенные нарушения прав, согласовав заявителям проведение митингов религиозного содержания 18.10.2013 г., 22.10.2013 г., 24.10.2013г., 25.10.2013 г. и 29.10.2013 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник