ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-807/18 от 18.07.2018 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-807/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года

город Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,

при секретаре Сергеевой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дошкольного образования «Волховская детская школа искусств» об обязании совершить определенные действия.

у с т а н о в и л:

Волховский городской прокурор Ленинградской области обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дошкольного образования (далее МБУ ДО) «Волховская детская школа искусств» об обязании разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления деятельности и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов.

Истец в обоснование требований указал, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения МБУДО «Волховская детская школа искусств» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что в процессе осуществления деятельности МБУДО «Волховская детская школа искусств» образуются отходы 1-4 классов опасности согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 № ****** «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». В том числе: смет с территории, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный).

Процесс образования отходов подтверждается актом проверки, контрактом № ****** на транспортировку и размещение отходов

хозяйствующего субъекта от 26.01.2018,

МБУДО «Волховская детская школа искусств» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, деятельность юридического лица осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов, разрабатывать паспорта на опасные виды отходов

Поскольку МБУДО «Волховская детская школа искусств» не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность учреждения по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, разработки паспортов на опасные отходы является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга.

В целях устранения допущенных нарушений необходимо разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов; разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения.

Невыполнение ответчиком требований законодательства оботходахпроизводства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Определением от 30 мая 2018 года к участию в деле у качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета споря привлечена администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Цховребова А. П. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор МБУ ДО «Волховская детская школа искусств» ФИО1 требования прокурора признала, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены.

Представитель третьего лица администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, с согласия процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Цховребовой А. П., представителя ответчика ФИО1, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав процессуального истца помощника Волховского городского прокурора ЦховребовуА. П., представителя ответчика ФИО1, приходит к следующему.

Установлено, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения МБУДО «Волховская детская школа искусств» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что в процессе осуществления деятельности МБУДО «Волховская детская школа искусств» образуются отходы 1-4 классов опасности согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 № ****** «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». В том числе: смет с территории, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный).

Процесс образования отходов подтверждается актом проверки, контрактом № ****** на транспортировку и размещение отходов

хозяйствующего субъекта от 26.01.2018,

МБУДО «Волховская детская школа искусств» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, деятельность юридического лица осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЭ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п. 4 этого Порядка, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно п. 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с Приложением к Порядку, предусматривающим форму примерного образца документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в состав лимитов на их размещение включаются не только отходы, размещаемые на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, но и отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 № 349 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из пункта 1 данных Методических указаний следует, что решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В силу статьи 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны

окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется па основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствие с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов 1 - IV классов опасности») паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов, разрабатывать паспорта на опасные виды отходов

Поскольку МБУДО «Волховская детская школа искусств» не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность учреждения по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, разработки паспортов на опасные отходы является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга.

В целях устранения допущенных нарушений необходимо разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов; разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать МБУДО «Волховская детская школа искусств» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов.

Обязать МБУДО «Волховская детская школа искусств» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2018 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.