ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-807/18 от 18.07.2018 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-807/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года

город Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,

при секретаре Сергеевой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дошкольного образования «Волховская детская школа искусств» об обязании совершить определенные действия.

у с т а н о в и л:

Волховский городской прокурор Ленинградской области обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дошкольного образования (далее МБУ ДО) «Волховская детская школа искусств» об обязании разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления деятельности и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов.

Истец в обоснование требований указал, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения МБУДО «Волховская детская школа искусств» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что в процессе осуществления деятельности МБУДО «Волховская детская школа искусств» образуются отходы 1-4 классов опасности согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 № ****** «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». В том числе: смет с территории, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный).

Процесс образования отходов подтверждается актом проверки, контрактом № ****** на транспортировку и размещение отходов

хозяйствующего субъекта от 26.01.2018,

МБУДО «Волховская детская школа искусств» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, деятельность юридического лица осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов, разрабатывать паспорта на опасные виды отходов

Поскольку МБУДО «Волховская детская школа искусств» не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность учреждения по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, разработки паспортов на опасные отходы является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга.

В целях устранения допущенных нарушений необходимо разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов; разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения.

Невыполнение ответчиком требований законодательства оботходахпроизводства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Определением от 30 мая 2018 года к участию в деле у качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета споря привлечена администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Цховребова А. П. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор МБУ ДО «Волховская детская школа искусств» Яковлева И. Н. требования прокурора признала, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены.

Представитель третьего лица администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, с согласия процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Цховребовой А. П., представителя ответчика Яковлевой И. Н., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав процессуального истца помощника Волховского городского прокурора ЦховребовуА. П., представителя ответчика Яковлеву И. Н., приходит к следующему.

Установлено, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения МБУДО «Волховская детская школа искусств» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что в процессе осуществления деятельности МБУДО «Волховская детская школа искусств» образуются отходы 1-4 классов опасности согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 № ****** «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». В том числе: смет с территории, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный).

Процесс образования отходов подтверждается актом проверки, контрактом № ****** на транспортировку и размещение отходов

хозяйствующего субъекта от 26.01.2018,

МБУДО «Волховская детская школа искусств» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, деятельность юридического лица осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЭ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п. 4 этого Порядка, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно п. 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с Приложением к Порядку, предусматривающим форму примерного образца документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в состав лимитов на их размещение включаются не только отходы, размещаемые на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, но и отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 № 349 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из пункта 1 данных Методических указаний следует, что решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В силу статьи 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны

окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется па основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствие с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов 1 - IV классов опасности») паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов, разрабатывать паспорта на опасные виды отходов

Поскольку МБУДО «Волховская детская школа искусств» не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность учреждения по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, разработки паспортов на опасные отходы является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга.

В целях устранения допущенных нарушений необходимо разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов; разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать МБУДО «Волховская детская школа искусств» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов.

Обязать МБУДО «Волховская детская школа искусств» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2018 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.