ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-807/19 от 25.03.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Хамнуевой Т.В., при секретаре Содномовой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базарова А.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Обращаясь в суд, истец Базаров А.И. просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. с 01.06.2003г.

Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, согласно удостоверению от 15.11.2005г. С 01.06.2003г. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, а именно, в период с 07.02.2001г. по 10.10.2001г. проходил срочную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Республики Чечня в период проведения боевых действий. Однако в отделе социальной защиты ему пояснили, что право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий у него не возникло, в связи с получением удостоверения позднее даты постановки на учет.

В судебное заседание истец Базаров А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Базарова С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что у истца возникло право на получение мер социальной поддержки, поскольку он принимал непосредственное участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с 07.02.01 г. по 10.10.01 г. Получение удостоверения ветерана боевых действий после 2005 г. не свидетельствует об отсутствии такого права.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Золтуева С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Базарова А.И. не признала по доводам, изложенным в отзыве. Указала, что удостоверение «ветеран боевых действий» получено истцом позже 01.01.2005г., в связи с чем право на получение мер социальной поддержки у него не возникло. Министерством социальной защиты населения РБ в настоящее время он исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования сельского поселения «Шибертуйское» Щоймполов Ц-Д.Ц., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Базарова А.И. просил удовлетворить, поскольку его участие в боевых действиях подтверждается справкой об участии в боевых действиях и записями в военном билете.

Определением суда от 05.03.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Определением суда от 13.03.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Военный комиссариат Республики Бурятия.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Республики Бурятия Имескенова Н.Э., действующая на основании доверенности, разрешение исковых требований Базарова А.И. оставила на усмотрение суда. Указала, что Базаров А.И. принимал непосредственное участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с 07.02.01 г. по 10.10.01 г., в связи с чем удостоверение ветерана боевых действий было получено им обоснованно. Пояснила, что Базаров А.И. с заявлением о выдаче ветерана боевых действий обратился в 2004 г., однако удостоверение было получено им в ноябре 2005 г., ввиду отсутствия бланков установленного образца.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Королева К.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, представитель возражала относительно заявленных исковых требований Базарова А.И., указывая, что непосредственное участие в боевых действиях является обязательным условием для признания граждан ветераном боевых действий. Сам факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона, основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий, не является. Более того, военнослужащим, выполнявшим задачи на условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсации, предусмотренными Законом РФ №4328-1 от 21.01.1993 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», предоставляются дополнительные права и льготы, не связанные с обеспечением жилыми помещениями (улучшением жилищных прав), в том числе в соответствии с положениями ФЗ №5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах» и связаны с денежными компенсациями и льготами и т.д. Также считают, что нельзя признать законной постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления Базарова А.И., равно как нельзя признать за ним право на реализацию меры государственной поддержки, предусмотренной ФЗ №5, с 2003г. поскольку до 2005г. у истца право на реализацию меры государственной поддержки в отсутствие удостоверяющего его документам не возникло. Поскольку статус ветерана боевых действий присвоен истцу в 2005г., Базаров А.И. не может быть включен в республиканский реестр нуждающихся ветеранов боевых действий с 2003г. Включение истца в реестр должно осуществляться исключительно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (ст.7), вместе с тем не закрепляет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п.«ж» ч.1 Конституции Российской Федерации), является прерогативой законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией при установлении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, определяет круг лиц, подлежащих социальной защите, включая социальную поддержку, а также предусматривает конкретные меры такой поддержки, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, который, с учетом заслуг этих граждан по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, устанавливает такие категории ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы и ветераны труда (ст.1), и в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), определяет конкретные меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, относящимся к той или иной категории ветеранов.

Пункт 1 ст.3 данного Федерального закона относит к ветеранам боевых действий, в частности, военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (п.п.1).

При этом в силу п.3 той же статьи Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному Федеральному закону, который, в свою очередь, включает в числе прочего и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (раздел III приложения; абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002г. № 158-ФЗ, вступившим в силу с 1.01.2004г.)

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п.11.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005г., в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г.

В судебном заседании установлено, что в период с 07.02.2001г. по 10.10.2001г. Базаров А.И. проходил срочную военную службу, принимал участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

15.11.2005 г. Министерством внутренних дел Республики Бурятия Базарову А.И. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК ....

01.06.2003 г., то есть до получения указанного удостоверения, распоряжением ... Шибертуйской сомонной администрации Бичурского района Республики Бурятия Базаров А.И. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий (на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).

Поскольку на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у Базарова А.И. отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, в настоящее время Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия он исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Указанные действия ответчика, по исключению истца из Единого списка со ссылкой на отсутствие у него права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем суд не может признать законными и обоснованными.

Действительно, согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - Инструкция), удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Согласно п. 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Как следует из положений Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017г. №595, в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.

Исходя из вышеизложенного следует, что фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях, подтверждается также архивными справками.

Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки (указанная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2018г. №3107-О).

В данном случае факт прохождения Базаровым А.И. срочной военной службы, в ходе которой он принимал участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в период с 07.02.2001г. по 10.10.2001г., дающий право на отнесение к ветеранам боевых действий, подтверждается не только удостоверением ветерана боевых действий, не по вине истца оформленным лишь 15.11.2005 г., но и записями в его военном билете, а также справкой Войсковой части ...-Ц Министерства Обороны РФ № ... от 2001. Доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, на момент обращения Базарова А.И. в Шибертуйскую сомонную администрацию Бичурского района Республики Бурятия с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий (на основании п.2 ч 1 ст 29 Жилищного кодекса РСФСР) такое право у истца объективно имелось, подтверждалось приложенными к заявлению документами, и 01.06.2003г. он обоснованно был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно как ветеран боевых действий.

При таких обстоятельствах исковые требования Базарова А.И. о признании за ним как за ветераном боевых действий права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 01.06.2003г., признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Базарова А.И. удовлетворить.

Признать за Базаровым А.И. право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 01.06.2003г.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 29.03.2019г.

Судья: Т.В. Хамнуева