ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-807/2021 от 23.04.2021 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-807/2021

УИД 74RS0038-01-2021-000168-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2021 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Дуплякиной А.А.,

при секретаре Гредневской И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад » поселка Солнечный, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Сосновского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад поселка Солнечный» (далее МДОУ «Детский сад поселка Солнечный»), администрации Сосновского района Челябинской области, в котором просил возложить обязанность на МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» установить канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»; возложить обязанность на администрацию Сосновского района Челябинской области финансировать указанные мероприятия.

В обоснование исковых требований указано, что в рамках прокурорской проверки установлено отсутствие в детском саду канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», что противоречит пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», пункту 11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», статье 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункту 6.48 Свода правил 118.13330.2012. «Общественные здания и сооружения» и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на безопасное пребывание в образовательном учреждении, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Сосновского района Челябинской области.

В судебном заседании помощник прокурора Ш.М.В. поддержала требования.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» Д.И.Г., возражала против удовлетворения иска, указав, что детским садом заключен договор об экстренном вызове охраны с ООО ЧОП «В*», в рамках которого охранное предприятие при поступлении сигнала тревоги незамедлительно уведомляет «Службу 112». Кроме того, стоимость услуг ООО ЧОП «В*» значительно ниже стоимости услуг Росгвардии.

Представитель третьего лица УВО по городу Челябинску - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Челябинской области» В.П.В. поддержала требования прокурора.

Представитель ответчика администрации Сосновского района Челябинской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на иск. Представитель третьего лица Управление образования администрации Сосновского района Челябинской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на иск.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, полагает требования подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что в рамках прокурорской проверки, проведенной в целях контроля за исполнением законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектами образования Сосновского района Челябинской области, установлено отсутствие в МДОУ «Детский сад » поселка Солнечный канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации или ситуационные центры «Службы 112».

ДАТА прокурором Сосновского района Челябинской области С.К.Ю. внесено представление на имя заведующего МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму (л.д. 8-9).

Стороной ответчика не оспаривался тот факт, что на момент рассмотрения дела в МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» отсутствуют канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации вневедомственной охраны или в ситуационные центры «Службы 112».

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы борьбы с этим противоправным явлением, порядок координации деятельности государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан, осуществляющих борьбу с ним, права, обязанности и гарантии прав граждан, регламентированы Федеральным законом от ДАТА № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДАТА, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от ДАТА № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России от ДАТА, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Частью 3 статьи 42 Федерального закона от ДАТА № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 66 Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункт 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» является обязательным к применению.

Таким образом, устройство в образовательных учреждениях канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» является обязательным в силу федерального законодательства, подзаконных нормативных правовых актов в области обеспечения антитеррористической защищенности таких уязвимых объектов как образовательные учреждения, отсутствие названного канала передачи тревожных сообщений отрицательно сказывается на комплексной защищенности образовательных учреждений, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории таких учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, работников учреждения и других лиц, чем нарушаются их права на безопасное пребывание в образовательном учреждении.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что отсутствие в МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» канала передачи тревожных сообщений в указанные в нормативных правовых актах органы, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности образовательных учреждений, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы на безопасное пребывание в образовательном учреждении.

Вместе тем, оснований для возложения на администрацию Сосновского района Челябинской области обязанности осуществить финансирование указанных мероприятий суд не усматривает.

Как следует из устава МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» является самостоятельным юридическим лицом, казенным учреждением, которое в соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

По смыслу ч. 1 ст. 9.2. Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 1.1 Устава, МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» является некоммерческой организацией, созданной Сосновским муниципальным районом для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий администрации Сосновского района в сфере образования.

При этом, согласно абз.2 ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Согласно п. 4.8 Устава Учреждение заключает и оплачивает муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведению Учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В силу п. 4.1. Устава Учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах установленных законом.

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательное учреждение возложена обязанность создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДАТА N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.

Однако, как следует из письма Управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА МДОУ «Детский сад поселка Солнечный» в Управление с просьбой о выделении денежных средств на оборудование канала передачи тревожных сообщений не обращалось.

Таким образом, суд полагает, что требования о возложение обязанности на администрацию Сосновского района Челябинской области финансировать мероприятия по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в настоящем случае заявлены преждевременно, поскольку как указано выше финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений является обязанностью органа местного самоуправления в силу закона, доказательства того, что данная обязанность администрацией Сосновского района не исполняется материалы дела не содержат.

Доводы ответчика о том, что детским садом заключен договор об экстренном вызове охраны с ООО ЧОП «В*», в рамках которого охранное предприятие при поступлении сигнала тревоги незамедлительно уведомляет «Службу 112», стоимость услуг ООО ЧОП «В*» значительно ниже стоимости услуг Росгвардии, несостоятельны и о соблюдении требований Свода правил 118.13330.2012. «Общественные здания и сооружения» не свидетельствуют, поскольку названный Свод правил не запрещает охрану образовательных учреждений частными охранными организациями наряду с наличием в данных учреждениях канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Как указано выше, пункт 6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», предусматривающий устройство канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», обязателен для применения в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», однако, это не исключает, при необходимости, охрану образовательных учреждений частными охранными предприятиями, не предполагает расторжение договора на охрану с частным охранным предприятием, соответственно, не противоречит положениям федерального законодательства, допускающим охрану образовательных учреждений частными охранными предприятиями, не нарушает антимонопольное законодательство.

Пунктом 6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» предусмотрен канал передачи сообщений подразделениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации или в центр «Службы 112», что не равнозначно оказанию услуг частными охранными предприятиями, соответственно, требования названого пункта Свода Правил не выполнены.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад » поселка Солнечный удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » поселка Солнечный обязанность установить в помещении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад » поселка Солнечный, расположенном по АДРЕС, канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В удовлетворении исковых требований прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме составлено ДАТА.

Председательствующий: