Дело № 2-807/2021
УИД 74RS0038-01-2021-000168-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2021 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Дуплякиной А.А.,
при секретаре Гредневской И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» поселка Солнечный, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Сосновского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № поселка Солнечный» (далее МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный»), администрации Сосновского района Челябинской области, в котором просил возложить обязанность на МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» установить канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»; возложить обязанность на администрацию Сосновского района Челябинской области финансировать указанные мероприятия.
В обоснование исковых требований указано, что в рамках прокурорской проверки установлено отсутствие в детском саду канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», что противоречит пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», пункту 11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», статье 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункту 6.48 Свода правил 118.13330.2012. «Общественные здания и сооружения» и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на безопасное пребывание в образовательном учреждении, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Сосновского района Челябинской области.
В судебном заседании помощник прокурора Ш.М.В. поддержала требования.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» Д.И.Г., возражала против удовлетворения иска, указав, что детским садом заключен договор об экстренном вызове охраны с ООО ЧОП «В*», в рамках которого охранное предприятие при поступлении сигнала тревоги незамедлительно уведомляет «Службу 112». Кроме того, стоимость услуг ООО ЧОП «В*» значительно ниже стоимости услуг Росгвардии.
Представитель третьего лица УВО по городу Челябинску - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Челябинской области» В.П.В. поддержала требования прокурора.
Представитель ответчика администрации Сосновского района Челябинской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на иск. Представитель третьего лица Управление образования администрации Сосновского района Челябинской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на иск.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, полагает требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что в рамках прокурорской проверки, проведенной в целях контроля за исполнением законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектами образования Сосновского района Челябинской области, установлено отсутствие в МДОУ «Детский сад №» поселка Солнечный канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации или ситуационные центры «Службы 112».
ДАТА прокурором Сосновского района Челябинской области С.К.Ю. внесено представление на имя заведующего МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму (л.д. 8-9).
Стороной ответчика не оспаривался тот факт, что на момент рассмотрения дела в МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» отсутствуют канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации вневедомственной охраны или в ситуационные центры «Службы 112».
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы борьбы с этим противоправным явлением, порядок координации деятельности государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан, осуществляющих борьбу с ним, права, обязанности и гарантии прав граждан, регламентированы Федеральным законом от ДАТА № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДАТА, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от ДАТА № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России от ДАТА№, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Частью 3 статьи 42 Федерального закона от ДАТА № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 66 Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункт 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» является обязательным к применению.
Таким образом, устройство в образовательных учреждениях канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» является обязательным в силу федерального законодательства, подзаконных нормативных правовых актов в области обеспечения антитеррористической защищенности таких уязвимых объектов как образовательные учреждения, отсутствие названного канала передачи тревожных сообщений отрицательно сказывается на комплексной защищенности образовательных учреждений, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории таких учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, работников учреждения и других лиц, чем нарушаются их права на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что отсутствие в МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» канала передачи тревожных сообщений в указанные в нормативных правовых актах органы, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности образовательных учреждений, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
Вместе тем, оснований для возложения на администрацию Сосновского района Челябинской области обязанности осуществить финансирование указанных мероприятий суд не усматривает.
Как следует из устава МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» является самостоятельным юридическим лицом, казенным учреждением, которое в соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
По смыслу ч. 1 ст. 9.2. Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 1.1 Устава, МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» является некоммерческой организацией, созданной Сосновским муниципальным районом для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий администрации Сосновского района в сфере образования.
При этом, согласно абз.2 ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Согласно п. 4.8 Устава Учреждение заключает и оплачивает муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведению Учреждению лимитов бюджетных обязательств.
В силу п. 4.1. Устава Учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах установленных законом.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательное учреждение возложена обязанность создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДАТА N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
Однако, как следует из письма Управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА МДОУ «Детский сад № поселка Солнечный» в Управление с просьбой о выделении денежных средств на оборудование канала передачи тревожных сообщений не обращалось.
Таким образом, суд полагает, что требования о возложение обязанности на администрацию Сосновского района Челябинской области финансировать мероприятия по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в настоящем случае заявлены преждевременно, поскольку как указано выше финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений является обязанностью органа местного самоуправления в силу закона, доказательства того, что данная обязанность администрацией Сосновского района не исполняется материалы дела не содержат.
Доводы ответчика о том, что детским садом заключен договор об экстренном вызове охраны с ООО ЧОП «В*», в рамках которого охранное предприятие при поступлении сигнала тревоги незамедлительно уведомляет «Службу 112», стоимость услуг ООО ЧОП «В*» значительно ниже стоимости услуг Росгвардии, несостоятельны и о соблюдении требований Свода правил 118.13330.2012. «Общественные здания и сооружения» не свидетельствуют, поскольку названный Свод правил не запрещает охрану образовательных учреждений частными охранными организациями наряду с наличием в данных учреждениях канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как указано выше, пункт 6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», предусматривающий устройство канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», обязателен для применения в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», однако, это не исключает, при необходимости, охрану образовательных учреждений частными охранными предприятиями, не предполагает расторжение договора на охрану с частным охранным предприятием, соответственно, не противоречит положениям федерального законодательства, допускающим охрану образовательных учреждений частными охранными предприятиями, не нарушает антимонопольное законодательство.
Пунктом 6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» предусмотрен канал передачи сообщений подразделениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации или в центр «Службы 112», что не равнозначно оказанию услуг частными охранными предприятиями, соответственно, требования названого пункта Свода Правил не выполнены.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» поселка Солнечный удовлетворить.
Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» поселка Солнечный обязанность установить в помещении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» поселка Солнечный, расположенном по АДРЕС, канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В удовлетворении исковых требований прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено ДАТА.
Председательствующий: