2-807/2022 ~ М-452/2022
86RS0№-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2022 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при помощнике судьи Судьевой О. П., составляющей протокол и ведение аудиозаписи судебного заседания,
с участием истца ФИО1, представителя истцов ФИО2, представителя ответчика Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района ФИО3, представителя ответчика МУ "Администрация городского поселения Пойковский" ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, МУ "Администрация городского поселения Пойковский" о признании участниками муниципальной программы и предоставлении жилого помещения на условиях коммерческого найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, МУ "Администрация городского поселения Пойковский", с учетом уточнения требований, о признании участниками муниципальной программы и предоставлении жилого помещения на условиях коммерческого найма.
Требования мотивированы тем, что в настоящее время на территории гп. Пойковский действует муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года», утверждённая постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года№ 1803-па-нпа.
Согласно Приложению № 1 к программе действует Порядок реализации основного мероприятия «Приобретение жилых помещений для расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных для проживания».
Приобретённые в собственность МО Нефтеюганский район жилые помещения передаются ДИО администрациям поселений Нефтеюганского района, на территории которых расположены строения, приспособленные для проживания для дальнейшего включения их в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования. Расселению в жилые помещения на условиях коммерческого использования подлежат граждане, которые получили свидетельство о предоставлении субсидии и не воспользовались своим правом получения субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, строительства индивидуального жилого дома на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с мероприятием «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» и обратившиеся в Уполномоченный орган с таким заявлением до 20.12.2020.
ФИО1 и ФИО5 с 1997 года по июнь 2018 года проживали по адресу: ХМАО - Югра, Нефтеюганский район, гп. Пойковский, Геофизиков, строение 5.
Решением Нефтеюганского районного суда ХМАО - Югры от 25 октября 2019 года по гражданскому делу № по заявлению ФИО1 и ФИО5 установлен факт проживания в строении.
20 ноября 2019 года в рамках реализации своих прав по вышеуказанной муниципальной программе истцы обратились в адрес ДИО Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения на территории ХМАО - Югры на состав семьи из двух человек: ФИО5 и ФИО1
Решением жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 12 декабря 2019 года за № 55 истцам отказано в предоставлении субсидии, на основании пункта 2, подпунктов «г», «е» пункта 13 Порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01 января 2012 года», в связи с несоответствием участников мероприятия условиям, предусмотренным пунктом 2 порядка - фактом непроживания граждан в строении, подтверждаемым актом фактического проживания.
04 февраля 2020 года истцы обратились на личный прием к Главе Нефтеюганского района по вопросу несогласия с отказом в предоставлении субсидии в рамках мероприятия по расселению строений, приспособленных для проживания муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа.
11 февраля 2020 года по результатам рассмотрения обращения Главой Нефтеюганского района истцам выдан ответ из которого следует, что согласно решению Нефтеюганского районного суда от 26 ноября 2015 года № 2- 3234/2015 по иску администрации гп. Пойковский земельный участок под строением подлежит истребованию у ФИО6 (отец заявителей), освобождению от балка. Строение - № 5 по адресу гп. Пойковский, Геофизика, значилось в реестре строений, приспособленных для проживания по состоянию на 01 февраля 2012 года под № 116. В связи с передачей строения по акту приема-передачи исключено из реестра на 01 октября 2017 года. В связи с чем, согласно условиям, предъявляемым к участникам мероприятия по расселению балков, истцы не могут относиться к участникам мероприятия, поскольку в настоящее время в балке не проживают, строение сдано под снос и исключено из реестра по состоянию на 01 октября 2017 года, юридический факт своего проживания в строении установили в судебном порядке уже после сдачи строения под снос.
В декабре 2021 года истцы вновь обратились с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года».
27 декабря 2021 года истцы получили ответ о результатах рассмотрения заявления, из которого следует, что реализация мероприятий муниципальной программы по расселению приспособленных строений, расположенных на территории муниципального образования Нефтеюганский район, осуществлялась до конца 2020 года. В 2021 году финансирование мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных строений не предусмотрено, в связи с чем заявление о предоставлении субсидии не подлежит рассмотрению жилищной комиссией при администрации Нефтеюганского района.
Истцы полагают, что в рамках названной программы, регулирующей условия реализации основного мероприятия «Приобретение жилых помещений для расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных для проживания», являются участниками программы, как лица, проживавшие и подтвердившие юридический факт проживания в спорном строении в период времени с 1997 года по июнь 2018 года установленный судебным решением, вступившим в законную силу, а правоотношения, не реализованные по действовавшей программе, подлежат выполнению.
Истцы просят суд признать их участниками программы в соответствии с мероприятием «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01 января 2012 года, в рамках реализации вышеуказанной муниципальной программы; обязать МУ "Администрация городского поселения Пойковский" предоставить истцам жилое помещение на условиях коммерческого использования в рамках реализации указанной муниципальной программы.
Дело рассмотрено без участия истца ФИО5 на основании его заявления, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истцов по доверенности ФИО2 на удовлетворении требований настаивали по доводам уточненного искового заявления, просили иск удовлетворить.
Представитель Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района ФИО3 и представитель ответчика МУ "Администрация городского поселения Пойковский" ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, указав, что спорное строение в реестре не значится, истцы в нем не проживают, в связи с чем отсутствуют основания для признания их участниками мероприятия и предоставления жилого помещения, просили в иске отказать.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.07.2013 № 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» регламентирован порядок финансирования, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа и внебюджетных источников, в том числе федеральных средств, средств местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы» были утверждены Порядки, определяющие правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа (городских округов, муниципальных районов) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа.
В настоящее время на территории Нефтеюганского района действует муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года», утверждённая постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года№ 1803-па-нпа совместно с Приложением № 1 к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года» и Порядком реализации основного мероприятия «Приобретение жилых помещений для расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных для проживания».
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Нефтеюганского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25 октября 2019 года по гражданскому делу № установлен факт проживания ФИО1, (дата) года рождения, ФИО5, (дата) года рождения, с 1997 года по июнь 2018 года по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, Нефтеюганский район, гп. Пойковский, Геофизиков, строение 5. Решение суда вступило в законную силу.
На основании решения Нефтеюганского районного суда от 26.11.2015 по делу № земельный участок под спорным строением истребован у ФИО6 (отец заявителей), и подлежал освобождению от балка. Указанным решением установлено, что отец истцов ФИО6 вселился в спорное строение в 1992 году.
Как пояснял истец ФИО1 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, указанное решение от 26.11.2015 вынесено судом без участия истцов по настоящему иску, поскольку в указанный период они вынужденно не проживали в спорном строении, так как получали образование по очной форме обучения с выездом за пределы г.Нефтеюганска.
Согласно информации администрации гп. Пойковский от 18.11.2019 №-исх-8989, строение № по адресу гп. Пойковский, Геофизика значилось в реестре строений приспособленных для проживания по состоянию на 01.02.2012 под №. В связи с передачей строения по акту приема-передачи в администрацию гп.Пойковский исключено из реестра по состоянию на 01.10.2017.
При этом, в ответ на обращение ФИО1 администрация гп.Пойковский сообщила, что акт приема-передачи строения от 01.10.2017 отсутствует, имеется акт приема-передачи строения от 11.11.2019.
Решением суда от 25.10.2019 об установлении факта проживания истцов установлено, что на день вынесения решения спорное строение состоит в реестре приспособленных для проживания строений в гп.Пойковский под №.
Согласно акту приема-передачи строения, приспособленного для проживания, расположенного по адресу: гп.Пойковский, Геофизика, строение 5 от 11.11.2019, подписанному представителем МКУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства гп. Пойковский» ФИО7 и ФИО1, ФИО5, подписавшими акт произведён осмотр приспособленного для проживания строения, граждане подтверждают, что строение ими освобождено и сдается в МУ «Администрация городского поселения Пойковский» для последующего сноса; личные вещи отсутствуют; задолженность по коммунальным услугам отсутствует; лицевые счета закрыты; лица, претендующие на указанное строение отсутствуют.
20 ноября 2019 года в рамках реализации своих прав по муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа, истцы обратились в адрес Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на состав семьи из двух человек: ФИО5 и ФИО1
Решением жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 12 декабря 2019 года за № 55 истцам отказано в предоставлении субсидии, на основании пункта 2 подпунктов «г», «е» пункта 13 Порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01 января 2012 года», в связи с несоответствием участников мероприятия условиям, предусмотренным пунктом 2 порядка, а именно фактом непроживания граждан в строении, подтвержденным актом фактического проживания администрации поселения.
В декабре 2021 года истцы вновь обратились с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года».
27 декабря 2021 года истцы получили отказ, из которого следует, что реализация мероприятий муниципальной программы по расселению приспособленных строений, расположенных на территории муниципального образования Нефтеюганский район, осуществлялась до конца 2020 года. В 2021 году финансирование мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных строений не предусмотрено, в связи с чем заявление о предоставлении субсидии не подлежит рассмотрению жилищной комиссией при администрации Нефтеюганского района.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истцов.
Согласно Приложению № 1 к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года№ 1803-па-нпа, действует Порядок реализации основного мероприятия «Приобретение жилых помещений для расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных для проживания».
Как следует из условий порядка реализации основного мероприятия, порядок определяет условия реализации основного мероприятия «Приобретение жилых помещений для расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных для проживания».
Приобретённые в собственность муниципального образования Нефтеюганский район жилые помещения передаются департаментом имущественных отношений администрациям поселений Нефтеюганского района, на территории которых расположены строения, приспособленные для проживания для дальнейшего включения их в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений на условиях коммерческого использования, утвержденным решением Совета депутатов, соответствующего поселения Нефтеюганского района.
Расселению в жилые помещения на условиях коммерческого использования подлежат граждане, которые получили свидетельство о предоставлении субсидии и не воспользовались своим правом получения субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, строительства индивидуального жилого дома на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с мероприятием «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» и обратившиеся в уполномоченный орган с таким заявлением до 20.12.2020.
Отказом в предоставлении мер государственной поддержки истцам послужил факт непроживания истцов в строении, подтвержденный актом о фактическом проживании граждан от 18.11.2019, тогда как установлено и ответчиками не опровергнуто, что по акту приема-передачи от 11.11.2019 спорное строение истцами освобождено и передано в администрацию поселения.
Учитывая, что ранее балок 5 по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, Нефтеюганский район, гп. Пойковский, Геофизиков, был включён в реестр строений, приспособленных для проживания, истцами передан в Администрацию гп.Пойковский по акту приема-передачи от 11.11.2019, истцами в судебном порядке установлен факт проживания в спорном строении с 1997 по 2018 годы, временное непроживание истцов связано с вынужденными причинами (истцы получали высшее образование по очной форме обучения), иными жилыми помещениями на каком –либо праве истцы не владеют, что ответчиками не оспаривалось и подтверждается представленными документами, 20.11.2019 истцы обратились в департамент имущественных отношений Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки, приложив необходимые документы, то есть до 20.12.2020, однако по независящим от них обстоятельствам не получили меру государственной поддержки в виде предоставления субсидии, тогда как имели такое право, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований С-вых о признании участниками мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01 января 2012 года, в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года».
Принимая во внимание, что иной способ расселения действующими положениями программы в настоящее время не предусмотрен, на администрацию поселения, как на орган, уполномоченный на распоряжение приобретенными в рамках программы жилыми помещениями и включенными в жилищный фонд коммерческого использования, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений на условиях коммерческого использования, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Пойковский №64 от 23.08.2019, следует возложить обязанность предоставить в рамках указанного мероприятия истцам на состав семьи 2 человека жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, МУ "Администрация городского поселения Пойковский" о признании участниками муниципальной программы и предоставлении жилого помещения на условиях коммерческого найма удовлетворить.
Признать ФИО1, (дата) года рождения, ФИО5, (дата) года рождения, участниками мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01 января 2012 года» в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа.
Возложить на МУ "Администрация городского поселения Пойковский" обязанность предоставить ФИО1, ФИО5 жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования на условиях коммерческого найма в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803- па-нпа.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева
Решение в мотивированной форме составлено 30 июня 2022 года.