ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-808/17 от 15.05.2017 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-808/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Номоконовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Сизову Ю. Д., Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о прекращении права собственности на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие, признании недействительным разрешения на хранение и ношение оружия,

установил:

военный прокурор гарнизона Дровяная обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском к Сизову Ю.Д., ссылаясь на следующее. В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, сохранности оружия и боеприпасов установлено, что на основании счета-наряда от 15.04.2004 из в/ч 55449 (в настоящее время в/ч 59313-47) продан карабин <данные изъяты> года выпуска, который в настоящее время принадлежит на праве собственности Сизову Ю.Д. Согласно справке отдела криминалистических экспертиз и учетов ЭКЦ УМВД России по Забайкальскому краю о проведенном баллистическом исследовании от 23 августа 2016 года вышеназванный образец огнестрельного оружия является боевым ручным стрелковым нарезным огнестрельным оружием. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об оружии», согласно которому оборот боевого оружия ограничен, а также на положения статей 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, военный прокурор просил прекратить право собственности Сизова Ю.Д. на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие – винтовку системы <данные изъяты>; признать недействительным разрешение серии РОХа , в соответствии с которым ответчик имеет право хранения по месту жительства и ношения охотничьего, пневматического огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, модели <данные изъяты>, выданное 26 мая 2010 года УВД по Забайкальскому краю Сизову Ю. Д. на <данные изъяты>.

В судебном заседании заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная Кратян Р.М. исковые требования поддержал по изложенным доводам.

Представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – УМВД России по Забайкальскому краю) Прокофьева Н.В. исковые требования не признала по доводам письменных возражений, в которых ссылалась на то, что УМВД России по Забайкальскому краю не является надлежащим ответчиком по делу. При получении лицензии на хранение и ношение ручного стрелкового нарезного огнестрельного оружия – <данные изъяты>, Сизовым Ю.Д. были представленные все необходимые документы, в связи с чем выдано разрешение сроком на пять лет. Оснований для аннулирования лицензии у УМВД России по Забайкальскому краю не имелось. Срок данного разрешения истек 1 марта 2015 года. В настоящее время УМВД России по Забайкальскому краю не уполномочено выдавать новое разрешение на хранение и ношение оружия. Кроме того, указала, что указанное оружие не может быть передано ни УМВД России по Забайкальскому краю, ни МВД России, поскольку в настоящее время полномочия по осуществлению приема, хранения и уничтожения оружия переданы войскам национальной гвардии. Данное оружие должно быть передано Минобороны России, так как они осуществили его продажу.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – Управление Росгвардии по Забайкальскому краю) Якимова Н.П. заявленные требования поддержала, пояснив, что до 1 января 2018 года хранение оружия осуществляет МВД России. При этом поддержала позицию представителя УМВД России по Забайкальскому краю относительно того, что оружие должно быть передано Минобороны России.

Ответчик Сизов Ю.Д., представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), третьих лиц войсковой части 59313-47, военно-охотничьего общества Забайкалья – межрегиональной спортивной общественной организации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (в настоящее время - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае), извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представитель ответчика Минфина России, третьего лица войсковой части 59313-47 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, исчерпывающий перечень которых приведен в указанной статье, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 года № 1314 утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях (далее – Правила).

Согласно пункту 1 вышеназванных Правил оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее именуются - государственные военизированные организации).

В силу пункта 5 Правил государственные военизированные организации имеют право:

продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами;

продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему;

временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации;

приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;

передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия;

передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.

Порядок передачи боевого ручного стрелкового оружия для использования работниками ведомственной охраны определяется настоящими Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций, принятыми с учетом требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Органы внутренних дел на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации могут выдавать во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций, боевое ручное стрелковое оружие отдельных типов и моделей для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей.

Пунктом 6 Правил установлено, что руководители государственных военизированных организаций имеют право в установленном порядке награждать военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций оружием, формировать соответствующие наградные фонды оружия и патронов к нему. Награждение оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной организации.

Порядок обращения наградного оружия в качестве табельного при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) определяется руководителями государственных военизированных организаций. Руководители государственных военизированных организаций имеют право в установленном порядке награждать военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций оружием, формировать соответствующие наградные фонды оружия и патронов к нему. Награждение оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной организации.

Порядок обращения наградного оружия в качестве табельного при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) определяется руководителями государственных военизированных организаций.

Согласно пункту 7 Правил руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии.

Порядок передачи для хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия определяется настоящими Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, войсковой частью № 55449 14 апреля 2004 года был продан <данные изъяты><данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> рублей (л.д. 9).

В настоящее время указанный карабин принадлежит на праве собственности Сизову Ю.Д., имеющему разрешение серии РОХа на хранение и ношение охотничьего, пневматического огнестрельного оружия, выданное 26 мая 2010 года УВД по Забайкальскому краю Сизову Ю. Д. на <данные изъяты> года выпуска (л.д. 19).

Вместе с тем согласно справке ЭКЦ УМВД России по Забайкальскому краю о проведенном баллистическом исследовании с от 23 августа 2016 года вышеназванный образец огнестрельного оружия <данные изъяты> является винтовкой системы <данные изъяты> года выпуска, и относится к боевому ручному стрелковому нарезному огнестрельному одноствольному, длинноствольному, огнестрельному оружию. Оружие исправно и пригодно для стрельбы (л.д. 10-16).

Каких-либо законных оснований для нахождения в собственности Сизова Ю.Д. боевого ручного стрелкового оружия судом не установлено.

При таких обстоятельствах следует, что нахождение в собственности Сизова Ю.Д. винтовки системы <данные изъяты> года выпуска, являющегося боевым ручным стрелковым нарезным огнестрельным оружием, и выдача разрешения на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия противоречат действующему законодательству. Следовательно, указанное разрешение на хранение и ношение оружия подлежит признанию недействительным, а изъятое оружие подлежит передаче в государственную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом в силу положений статьи 238 ГК РФ.

При этом заявление Сизова Ю.Д., адресованное военному прокурору гарнизона Дровяная, о том, что он отказывается от компенсации за отобранное оружие, судом не принимается во внимание, поскольку данный отказ Сизов Ю.Д. в ходе судебного разбирательства не подтвердил, кроме того, обязанность по возмещению бывшему собственнику стоимости изъятого имущества установлена законом.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 27 Федерального закона «Об оружии» в случае аннулирования в установленном порядке разрешения на хранение и ношение оружия изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел с последующей передачей оружия и патронов к нему в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, на настоящий момент является обязанностью полиции.

Во исполнение указанной нормы МВД России разработан Порядок осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (утвержден приказом МВД России от 17.12.2012 № 1107), положения которого применяются в отношении гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, боеприпасов, холодного оружия, на которые распространяются положения Федерального закона от 13 декабря 1996 г.№ 150-ФЗ «Об оружии»; оружия и патронов к нему иностранного производства; специальных боеприпасов, включая инженерные, а также имитационных, осветительных и сигнальных средств; взрывчатых веществ, взрывных устройств, в том числе полученных после уничтожения боеприпасов и патронов к оружию; самодельных (кустарного изготовления) и переделанных предметов вооружения..

В соответствии с подпунктом 21 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, в полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации входит участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в мероприятиях по контролю за оборотом оружия.

Также следует отметить, что согласно пункту 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» с 1 января 2018 года полномочиями по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ наделены войска национальной гвардии.

В силу части 6 статьи 34 указанного Федерального закона до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия и производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, но не позднее чем до 1 января 2018 года полицией осуществляются функции по хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, производству контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, а также по выдаче в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельных видов, типов и моделей оружия и патронов к нему, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При этом, поскольку согласно пункту 15 части 1 статьи 9 данного Федерального закона полномочиями по выдаче гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, в настоящее время наделены войска национальной гвардии, соответственно, в силу статьи 26 Федерального закона «Об оружии» аннулирование разрешений на хранение и ношение оружия производится также указанной организацией в лице территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи оружия Министерству обороны Российской Федерации не имеется. Изъятое у Сизова Ю.Д. оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации с возмещением данным органом бывшему собственнику стоимости имущества.

Определяя стоимость имущества, которая должна быть возмещена бывшему собственнику оружия, суд полагает необходимым руководствоваться данными о стоимости <данные изъяты>, указанной в справке войсковой части от 10 января 2017 года в соответствии с ценами номенклатуры ГРАУ МО РФ от 1 августа 2008 года, - <данные изъяты> рублей.

При таких обстоятельствах, исковые требования военного прокурора подлежат удовлетворению с учетом вышесказанного.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования военного прокурора гарнизона Дровяная удовлетворить.

Прекратить право собственности Сизова Ю. Д. на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие – винтовку системы <данные изъяты> года выпуска; с учетом характера и назначения передать оружие в собственность Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества.

Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сизова Ю. Д.<данные изъяты> рублей.

Признать недействительным разрешение серии РОХа на хранение и ношение охотничьего, пневматического огнестрельного оружия, выданное 26 мая 2010 года УВД по Забайкальскому краю Сизову Ю. Д. на <данные изъяты> года выпуска.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Мотивированное решение составлено 19 мая 2017 года.