ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-808/20 от 03.08.2020 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-808/2020

55RS0026-01-2020-000696-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степанова Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., при помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 3 августа 2020 года дело по исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области «Омский аграрно-технологический колледж», Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области «Омский аграрно-технологический колледж» (далее – БПОУ «ОАТК». В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, по результатам которой установлено следующее. Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Омскому району Омской области в ноябре 2017 года проведена плановая выездная проверка соблюдения БПОУ «ОАТК» требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В ходе проверки контролирующим органом выявлены нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», свода правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35- 01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр (далее - СП 59.13330.2016). Нарушения носили следующий характер (пункты предписания № 4 от 27.11.2017):

-пункт 1. Вход на территорию колледжа не оборудован доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте (пп. 5.1.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016); на входе в здание отсутствует дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ) - вывеска с наименованием колледжа должна быть продублирована шрифтом Брайля.

-пункт 2. Отсутствует система информации зон и помещений, путей движения и эвакуации, ориентации, опознавания объектов (п. 6.5.1 СП 59. 13330.2016).

-пункт 3. При входе в колледж наружные лестницы не выделены контрастным цветом, нет предупредительных тактильных полос, визуальная информация о доступном входе для инвалидов отсутствует (пп. 5.1.10, 5.1.12 СП 59. 13330.2016).

-пункт 4. По продольным краям марша пандуса отсутствуют бортики. Пандус имеет двустороннее ограждение с поручнями на высоте, не соответствующей требованиям. На пандусе отсутствует контрастная маркировка цветом (пп. 5.1.15, 5.1.16 СП 59. 13330.2016).

-пункт 5. При входе в учебный корпус отсутствует доступный для инвалидов наружный дверной проем (ширина одного полотна двери 0,8 м при требуемых 0,9 м, ширина в свету - 1,02 м при требуемых 1,2 м) (пп. 6.1.5, 6.1.6 СП 59. 13330.2016).

-пункт 6. В гардеробе не обустроено окно для приема/выдачи одежды, доступное инвалидам и другим МГН (поверхность низа окна для приема/выдачи одежды составляет 1,01 м при требуемых 0,8 м) (пп. 8.1.7, 6.5.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016).

-пункт 7. Лестницы, ведущие с первого на четвертый этаж, имеют ограждения только с одной стороны. Боковые края ступеней, не

примыкающие к стенам, не защищены бортиками, позволяющими предотвратить соскальзывание трости или ноги. На проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней (п. 6.2.8 СП 59. 13330.2016).

-пункт 8. Ширина дверных проемов кабинетов и высота дверных порогов в колледже не соответствует требованиям, за исключением кабинетов, расположенных на 1 этаже (фактически ширина дверных проемов кабинетов составляет от 0,7 до 0,8 м при требуемых 0,9, высота порогов фактически от 30 мм до 40 мм при требуемых 14 мм) (п. 6.2.4 СП 59. 13330.2016);

-пункт 9. В колледже не оборудованы туалетные комнаты с учетом нахождения инвалидов (п. 6.3.3 СП 59. 13330.2016);

-пункт 10. Отсутствуют подъемные устройства для доступа инвалидов на второй^ третий, четвертый этаж в учебном корпусе колледжа, а также тактильные напольные указатели перед лестницей (п. 6.2.9 СП 59. 13330.2016);

-пункт 11. На прилегающей территории к зданию учебного корпуса отсутствует автодорожный знак «Парковка (парковочное место)». Не выделены машино-места для транспортных средств инвалидов (п. 5.2.1 СП 59. 13330.2016).

В целях устранения указанных нарушений контролирующим органом в адрес образовательного учреждения внесено предписание № 4 от 28.11.2017, срок устранения указанных нарушений установлен 01.09.2019.

Прокуратурой района в феврале - марте 2020 года проведена проверка соблюдения права на доступ инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в деятельности БПОУ «ОАТК», в том числе устранение названных выше нарушений. Вместе тем проверкой установлено, что учреждением по состоянию на 27.02.2020 нарушения устранены не в полном объеме. Согласно ответу БПОУ «ОАТК» от 13.03.2020 нарушения не устранены в силу отсутствия надлежащего финансирования учреждения. Указанный факт подтвержден выездной проверкой прокуратуры района 27.02.2020. В нарушение указанных требований действующего законодательства учреждением не обеспечено право на доступ инвалидов к БПОУ «ОАТК», не исполнено предписание УМТСР Омской области по Омскому району от 27.11.2017 №4.

На основании изложенного, с учетом уточненного иска прокурор Омского района просит: обязать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно-технологический колледж», Министерство имущественных отношений Омской области устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно: оборудовать вход на территорию колледжа в соответствии с пп. 5.1.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ); обеспечить наличие в колледже системы информации зон и помещений, путей движения и эвакуации, ориентации, опознавания объектов (п. 6.5.1 СП 59. 13330.2016); обеспечить наличие предупредительных тактильных полос, визуальной информация о доступном входе для инвалидов (пп. 5.1.10, 5.1.12 СП 59. 13330.2016); пандус привести в соответствие с требованиями пп. 5.1.15, 5.1.16 СП 59. 13330.2016. Обеспечить при входе в учебный корпус доступный для инвалидов наружный дверной проем в соответствии с пп. 6.1.5, 6.1.6 СП 59. 13330.2016. Обустроить в соответствие с требованиями пп. 8.1.7, 6.5.1, 6.5.4 СП " 59. 13330.2016 в гардеробе окно для приема/выдачи одежды, инвалидам и другим МГН. Привести в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59. лестницы, ведущие с первого на четвертый этаж. Привести в соответствие с требованиями п. 6.2.4 СП 59. дверные проемы кабинетов по ширине и высоте дверных порогов. Оборудовать туалетные комнаты в соответствии с п. 6.3.3 СП 59. 13330.2016. Обеспечить наличие подъемных устройств для доступа инвалидов на второй, третий, четвертый этаж в учебном корпусе колледжа, а также наличие тактильных напольных указателей перед лестницей (п. 6.2.9 СП 59.13330.2016). Выделить на прилегающей территории к зданию учебного корпуса машино-места для транспортных средств инвалидов, обозначить их автодорожным знаком «Парковка (парковочное место)», (п. 5.2.1 СП 59.13330.2016). Обязать Министерство образования Омской области выделить денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно для: оборудования входа на территорию колледжа в соответствии с пп. 5.1.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Обеспечения наличия в колледже системы информации зон и помещений, путей движения и эвакуации, ориентации, опознавания объектов (п. 6.5.1 СП 59. 13330.2016). Выделения при входе в колледж наружных лестниц контрастным цветом, обеспечения наличия предупредительных тактильных полос, визуальной информация о доступном входе для инвалидов (пп. 5.1.10, 5.1.12 СП 59. 13330.2016). Приведения пандуса в соответствие с требованиями пп. 5.1.15, 5.1.16 СП 59. 13330.2016. Обеспечения при входе в учебный корпус доступного для инвалидов наружного дверного проема в соответствии с пп. 6.1.5, 6.1.6 СП 59.13330.2016. Обустройства в соответствие с требованиями пп. 8.1.7, 6.5.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016 в гардеробе окна для приема/выдачи одежды, доступного инвалидам и другим МГН. Приведения в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59. 13330.2016 лестниц, ведущих с первого на четвертый этаж. Приведения в соответствие с требованиями п. 6.2.4 СП 59. 13330.2016 дверных проемов кабинетов по ширине и высоте дверных порогов. Оборудования туалетных комнат в соответствии с п. 6.3.3 СП 59.13330.2016. Обеспечения наличия подъемных устройств для доступа инвалидов на второй, третий, четвертый этаж в учебном корпусе колледжа, а также наличия тактильных напольных указателей перед лестницей (п. 6.2.9 СП 59. 13330.2016). Выделения на прилегающей территории к зданию учебного корпуса машино-места для транспортных средств инвалидов, обозначения их автодорожным знаком «Парковка (парковочное место)», (п. 5.2.1 СП 59. 13330.2016). Взыскать государственную пошлину.

Представитель истца помощник прокурора Омского района Омской области Стороженко В.Ю. в ходе судебного заседания уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно-технологический колледж», Министерство имущественных отношений Омской области устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно: оборудовать вход на территорию колледжа в соответствии с пп. 5.1.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ); обеспечить наличие в колледже системы информации зон и помещений, путей движения и эвакуации, ориентации, опознавания объектов (п. 6.5.1 СП 59. 13330.2016); привести пандус в соответствие с требованиями пп. 5.1.15, 5.1.16 СП 59. 13330.2016. Обеспечить при входе в учебный корпус доступный для инвалидов наружный дверной проем в соответствии с пп. 6.1.5, 6.1.6 СП 59. 13330.2016. Привести в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59. лестницы, ведущие с первого на четвертый этаж. Обеспечить наличие подъемных устройств для доступа инвалидов на второй, третий, четвертый этаж в учебном корпусе колледжа, а также наличие тактильных напольных указателей перед лестницей (п. 6.2.9 СП 59.13330.2016). Выделить на прилегающей территории к зданию учебного корпуса машино-места для транспортных средств инвалидов, обозначить их автодорожным знаком «Парковка (парковочное место)», (п. 5.2.1 СП 59.13330.2016). Обязать Министерство образования Омской области выделить денежные средства для устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов.

Представитель ответчика БПОУ «ОАТК» ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования признавал, указал на то, что у БПОУ «ОАТК» отсутствуют денежные средства на проведение указанных работ.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признавал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указывал на то, что Министерство имущественных отношений Омской области не является органом, уполномоченным решать вопросы, касающиеся деятельности БПОУ «ОАТК», исполнения вынесенных предписаний о допущенных нарушениях законодательства, а также его финансирования.

Представитель Министерства образования Омской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах своей неявки суду не сообщил, представил отзыв на исковое заявление. В отзыве указал, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Омской области на 2020 финансовый год и плановый период 2012 и 2022 годов утвержден Законом Омской области о 19.12.2019 № 2219-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Министерство осуществляет финансовое обеспечение учреждения, в том числе ремонт зданий, сооружений, установку систем пожарной и общей безопасности, а так же материально-техническое обеспечение. В соответствии с законодательством устранение вышеназванных нарушений учреждения требует внесение изменений в Законом Омской области о 19.12.2019 № 2219-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и государственную программу Омской области «Развитие системы образования Омской области» в части увеличения объема бюджетных ассигнований на соответствующие цели на 2020 финансовый год. На основании изложенного просит, установить срок для удовлетворения заявленных требований в части выделения денежных средств для устранения выявленных нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов до 31 декабря 2020 года.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

-условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

-надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

-дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В соответствии с пп. 3 и 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Свод правил 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (далее СП 59.13330.2016) правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

В соответствии с п.п. 5.1.1 СП 59.13330.2016 Минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или переносящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН. Вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте.

Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания, быть увязана с художественным решением интерьера и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.

Также по заданию на проектирование предусматривают, при необходимости, стробоскопическую сигнализацию (в виде прерывистых световых сигналов), сигналы которой должны быть видимы в местах скопления людей. Максимальная частота стробоскопических импульсов - 1 - 3 Гц. (п.п 6.5.4 СП 59.13330.2016)

В п. 6.5.1 СП 59.13330.2016 перечислены элементы здания, доступные для МГН, которые должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и, если это предусмотрено заданием на проектирование, обозначаться знаками доступности.

Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

В силу пп. 5.1.16 СП 59.13330.2016 поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17.

В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.

В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 6.2.8 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.

В п. 6.2.9 СП 59.13330.2016 перечислены требования по установке пандусов между этажами здания.

В силу п. 5.2.1 СП 59.13330.2016 на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов. Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания - дорожными знаками, внутри зданий - знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м.

В судебном заседании установлено, что Министерством труда и социального развития Омской области по Омскому району Омской области на основании распоряжения от 14.11.2017 № 8/ДС проведена проверка в отношении БПОУ «ОАГК» в рамках контроля за исполнением требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, осуществляемой на территории Омской области.

Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение действующих норм законодательства установлено, что БПОУ «ОАГК» не обеспечен доступ инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, осуществляемой на территории Омской области в соответствии с СП 59.13330.2016.

27.11.2017 в адрес БПОУ «ОАГК» направлено предписание № 4 об устранении нарушений законодательства.

На запрос исполняющего обязанности прокурора Омского рай Омской области ФИО4 Министерство труда и социального развития Омской области предоставляет ответ о том, что в рамках проведения плановых и внеплановых проверок вынесено предписание № 4 от 27.11.2017 сроком до 01.09.2019 в отношении БПОУ «ОАТК».

В ответ на запрос исполняющего обязанности прокурора Омского рай Омской области ФИО4 БПОУ «ОАТК» сообщает, что собственными силами и средствами пункты предписания устранить невозможно, поскольку это требует значительного финансового обеспечения. Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018-2020 годы указанные средства не были предусмотрены главным распорядителем бюджетных средств. При этом БПОУ «ОАТК» направлял в адрес Министерства образования Омской области письма с просьбой о дополнительном финансировании на устранение замечаний. В связи с изложенным сообщают, что при поступлении денежных средств на устранение предписания необходимые работы будут произведены.

Таким образом, установлено, что БПОУ «ОАТК» не обеспечены условия для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, осуществляемой на территории Омской области в соответствии с СП 59.13330.2016.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, суд исходит из следующего.

В силу п. 3 ст. 24 Закона Омской области «Об управлении собственностью Омской области» Минимущество как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области и Министерство образования Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области осуществляют функции учредителя БПОУ «Омский аграрно-технологический колледж» в пределах своих полномочий.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минимуществе, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26 (далее - Положение о Минимуществе), Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области.

Минимущество осуществляет функции учредителя БПОУ «Омский аграрно-технологический колледж» в части наделения его имуществом, находящимся в собственности Омской области, изъятия указанного имущества, осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества.

Согласно пункту 1.3 Устава БПОУ «Омский аграрно-технологический колледж» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Отраслевого органа.

В пунктах 1.6 - 1.8 Устава закреплено, следующее:

1.6. Учреждение является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки.

Учреждение по типу образовательной организации является профессиональной образовательной организацией. Организационно-правовая форма Учреждения - учреждение. Тип учреждения - бюджетное учреждение.

1.7. Учреждение имеет обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом.

1.8. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.

По обязательствам Учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет Омская область.

Таким образом, Минимущество не является органом, уполномоченным решать вопросы, касающиеся деятельности БПОУ «Омский аграрно-технологический колледж», исполнения вынесенных предписаний о допущенных нарушениях законодательства, а также его финансирования, на основании чего не может являться ответчиком по настоящему делу.

Кроме того, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство образования Омской области (как отраслевой орган исполнительной власти Омской области).

Соответственно, объем ответственности Министерства образования Омской области за выявленные в БПОУ «ОАТК» нарушения условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, осуществляемой на территории Омской области в соответствии с СП 59.13330.2016 законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

В ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 13 мая 2009 г. № 85-п «Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета» главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета - территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.

Из Устава БПОУ «ОАТК» усматривается, что формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется отраслевым органом (Министерством образования Омской области).

Вышеуказанный объект закреплен за БПОУ «ОАТК» на праве оперативного управления (сведения о государственной регистрации вещного права № 55-55/024-55/224/010/2015-949/2 серия 55АБ № 310317 от 24 февраля 2015 года).

Основание возникновения вещного права – распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области о 10 декабря 2001 года № 419-рк.

Контроль за сохранностью и использованием закрепленного за БПОУ «ОАТК» на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством образования Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области).

В силу ч. ч. 1, 2, 9, 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

Законом предусмотрено, что на учреждение может быть возложена обязанность выполнения государственного задания с выделением соответствующего финансирования в виде субсидий на данные цели (ч. 3 указанной статьи).

Во исполнение вышеприведенных положений Правительством Омской области принято Постановление от 24.11.2010 228-п (ред. от 19.10.2017) «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области» (вместе с «Положением о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области»), устанавливающее порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) государственными учреждениями Омской области, в том числе порядок предоставления из областного бюджета бюджетным и автономным учреждениям Омской области субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания (далее - субсидии).

В соответствии с п. 8 поименованного положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями Омской области осуществляется путем предоставления субсидий, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества Омской области.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями Омской области государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, утверждаемых отраслевым органом, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.

Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из: базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Постановлением Правительства Омской области от 17.08.2011 № 151-п, также предусматривается возможность предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Омской области на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания.

В соответствии с п. 1 ст. 123.22 ГКРФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

Согласно Уставу БПОУ «ОАТК», учредителем является Омская область, функции которого в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство образования Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

Учреждение является некоммерческой организацией, юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.

Омская область в лице отраслевого органа несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.

Из вышеприведенных положений закона и Устава учреждения следует, что ответственность учредителя бюджетного учреждения возможна только при исполнении деликатных обязательств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований к Министерству образования Омской области необходимо отказать.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения установленных нарушений законодательства, суд полагает для ответчика достаточным сроком для исполнения решения суда до 31 декабря 2020 года.

На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно-технологический колледж» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от оплаты которой истец освобожден в силу закона.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области «Омский аграрно-технологический колледж», Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений удовлетворить частично.

Обязать Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области «Омский аграрно-технологический колледж»:

-оборудовать вход на территорию колледжа в соответствии с пп. 5.1.1, 6.5.4 СП 59. 13330.2016, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ);

-обеспечить наличие в колледже системы информации зон и помещений, путей движения и эвакуации, ориентации, опознавания объектов (п. 6.5.1 СП 59. 13330.2016);

-привести пандус в соответствие с требованиями пп. 5.1.15, 5.1.16 СП 59. 13330.2016;

-обеспечить при входе в учебный корпус доступный для инвалидов наружный дверной проем в соответствии с пп. 6.1.5, 6.1.6 СП 59. 13330.2016;

-привести в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59. 13330.2016 лестницы, ведущие с первого на четвертый этаж;

-обеспечить наличие подъемных устройств для доступа инвалидов на второй, третий, четвертый этаж в учебном корпусе колледжа, а также наличие тактильных напольных указателей перед лестницей (п. 6.2.9 СП 59. 13330.2016);

-выделить на прилегающей территории к зданию учебного корпуса машино-места для транспортных средств инвалидов, обозначить их автодорожным знаком «Парковка (парковочное место)», (п. 5.2.1 СП 59. 13330.2016) в срок до 31 декабря 2020 года.

В удовлетворении исковых требований к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений отказать в полном объеме.

Взыскать с Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно-технологический колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2020 года