Дело № 2-808/2020 59RS0018-01-2020-001171-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 08 июля 2020 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Ковалевой М.Д.,
с участием представителя истца - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Добрянке Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Добрянка, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Добрянского городского округа, МКУ «Добрянское имущественное казначейство» о возложении обязанности разработать научно-проектную документацию по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования,
установил:
Прокурор <адрес> края, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Добрянского городского округа, МКУ «Добрянское имущественное казначейство» о возложении обязанности разработать научно-проектную документацию по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования.
Согласно тексту искового заявления прокурор <адрес> края просит суд возложить на Администрацию Добрянского городского округа, обязанность: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>) для современного использования (с учетом реставрации); в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 446,4 кв. м. расположенное по адресу: <адрес>) для современного использования; возложить на Муниципальное казенное учреждение «ФИО4 имущественное казначейство», обязанность не позднее шести месяцев с момент выделения финансирования на мероприятия разработать научно-проектную документацию на приспособлении объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером 59:18:0010507:808, общей площадью 446,4 кв. м. расположенное по адресу: <адрес>) для современного использования (с учетом реставрации).
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой города в феврале 2020 года проверки исполнения ФИО3 городского округа законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Добрянский городской округ находятся следующие объекты культурного наследия: «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 446,4 кв. м. расположенное по адресу: <адрес>); «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>). Объект культурного наследия - «Училище женское» передано в оперативное управление МКУ «ФИО4 имущественное казначейство». Согласно данным Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в аварийном состоянии. Приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-27-01-11-8 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом главного механика железоделательного завода». Согласно п. 13 вышеуказанного охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия: Министерством культуры <адрес> на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ. Из акта технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ «Училище женское» с целью сохранения объекта культурного наследия и создания надлежащих условий для его использования собственнику объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо провести работы по сохранению объекта, а именно разработать научно-проектную документацию для приспособления здания для современного использования (с учетом реставрации). Аналогичная обязанность установлена и в отношении объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом». При этом в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по проведению работ по сохранению объектов, а именно разработке научно-проектной документации для приспособления зданий для современного использования (с учетом реставрации) ФИО3 городского округа и МКУ «ФИО4 имущественное казначейство» не исполнено. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в ФИО3 городского округа внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом, из письма ФИО3 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что выполнить вышеуказанные обязательства не представляется возможным ввиду отсутствия средств в местном бюджете. Вышеуказанное бездействие ФИО3 городского округа и МКУ «ФИО4 имущественное казначейство» ведет к постепенному разрушению вышеуказанных объектов культурного наследия, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объектов, представляющих собой уникальную историческую и культурную ценность для РФ и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. ФИО1 городского округа вышеуказанных требований действующего законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на доступ к культурным ценностям. Исходя из вышеизложенного, ответчики несут обязанность по сохранению объектов культурного наследия в нормативном состоянии. С учетом того, что ФИО3 городского округа осуществляет права собственника имущества, она должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и приведение объектов культурного наследия в соответствие с нормативными требованиями.
В ходе судебного заседания представитель истца ФИО2 поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации Добрянского городского округа, МКУ «Добрянское имущественное казначейство» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителей, просят увеличить срок исполнения до 1 года со дня вступления в законную силу.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке согласно ст. 167 ГПК; РФ.
Выслушавть доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При вынесении решения суд исходит из представленных сторонами доказательств.
На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 73-ФЗ) данный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 2 ФЗ № 73-ФЗ правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 6 ФЗ № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст. 48 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются данным ФЗ, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Под сохранением объекта культурного наследия, согласно ст. 40 ФЗ № 73-ФЗ, понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В силу ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пп. 1 - 3 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ.
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п. 4 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа.
В соответствии со ст. 49 Закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой города в феврале 2020 года проверки исполнения администрацией Добрянского городского округа законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации было установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Добрянский городской округ находятся следующие объекты культурного наследия: «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>. расположенное по адресу: <адрес>); «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>). Объект культурного наследия - «Училище женское» передано в оперативное управление МКУ «ФИО4 имущественное казначейство».
Согласно данным Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в аварийном состоянии.
Приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.11)утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом главного механика железоделательного завода». (л.д.12-16)
Согласно п. 13 вышеуказанного охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия: Министерством культуры <адрес> на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ.
Из акта технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ «Училище женское» следует, что с целью сохранения объекта культурного наследия и создания надлежащих условий для его использования собственнику объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо провести работы по сохранению объекта, а именно разработать научно-проектную документацию для приспособления здания для современного использования (с учетом реставрации). Аналогичная обязанность установлена и в отношении объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» (л.д.19-22).
Обязанность по проведению работ по сохранению объектов, а именно разработке научно-проектной документации для приспособления зданий для современного использования (с учетом реставрации) ФИО3 городского округа и МКУ «ФИО4 имущественное казначейство» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в ФИО3 городского округа внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (л.д.36-38).
Из письма ФИО3 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что выполнить вышеуказанные обязательства не представляется возможным ввиду отсутствия средств в местном бюджете. (л.д.39)
Анализируя представленные доказательства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что обязанность по сохранению объектов культурного наследия в нормативном состоянии лежит на ФИО3 городского округа и МКУ «ФИО4 имущественное казначейство». Бездействие ФИО3 городского округа и МКУ «ФИО4 имущественное казначейство» ведет к постепенному разрушению вышеуказанных объектов культурного наследия, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объектов, представляющих собой уникальную историческую и культурную ценность для РФ и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. ФИО1 городского округа вышеуказанных требований действующего законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на доступ к культурным ценностям. С учетом того, что ФИО3 городского округа осуществляет права собственника имущества, она должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и приведение объектов культурного наследия в соответствие с нормативными требованиями.
Суд считает, что предложенный ответчиками срок для устранения нарушений содержания автомобильной дороги до 1 года со дня вступления решения в законную силу является не разумно длительным, поскольку, объекты являются объектами культурного наследия и находятся в аварийном состоянии.
Суд при назначении срока руководствуется статьей 206 ГПК РФ, учитывает возможности ответчиков по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства,
В связи с вышеизложенным суд считает реальным установить срок для устранения нарушений 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения возложенной судом обязанности в установленный судом срок, ответчиками в дело не представлено.
Кроме того, в случае невозможности устранить указанные недостатки в установленный срок по объективным причинам, ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, либо о разъяснении порядка исполнения решения суда.
Таким образом, суд возлагает обязанность на ФИО3 городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» для современного использования (с учетом реставрации); в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» для современного использования; на Муниципальное казенное учреждение «ФИО4 имущественное казначейство», обязанность не позднее шести месяцев с момент выделения финансирования на мероприятия разработать научно-проектную документацию на приспособлении объекта культурного наследия «Училище женское» для современного использования (с учетом реставрации).
На основании изложенного, требование прокурора <адрес> о возложении обязанности разработать научно-проектную документацию по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования, законно и обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить на ФИО3 городского округа, обязанность: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>) для современного использования (с учетом реставрации);
- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>. расположенное по адресу: <адрес>) для современного использования.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «ФИО4 имущественное казначейство», обязанность не позднее шести месяцев с момента выделения финансирования на мероприятия разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> м. расположенное по адресу: <адрес>) для современного использования (с учетом реставрации).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья -подпись-
Копия верна: Судья И.Н. Цыбина
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2020.
Подлинник решения подшит в деле № 2-808/20.
Гражданское дело № 2-808/20 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.