ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-809(2019 от 05.09.2019 Пензенского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-809(2019 г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пенза «05» сентября 2019 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Аброськиной Л.В.,

при секретаре Титовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Богословского сельсовета Пензенского района о понуждении к постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Богословского сельсовета. Проверкой установлено, что администрацией сельского поселения допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. У участка автодороги общего пользования местного значения Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области, расположенного от <...> в с. Богословка отсутствует собственник, в реестре Федерального имущества, а также реестре государственной собственности Пензенской области указанный участок автодороги не значится. Просил обязать администрацию Богословского сельсовета Пензенского района принять меры по государственной регистрации прав, поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – участка автодороги общего пользования местного значения Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области, расположенного от <...> до <...>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Новокщенова Е.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Богословского сельсовета Пензенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом. Своим заявлением глава администрации ФИО1 просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации сельсовета.

Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Своим заявлением представитель межмуниципального отдела по Пензенскому и Мокшанскому районам по доверенности ФИО2 просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Пензенской области, решение полагает на усмотрение суда.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество составляет экономическую основу местного самоуправления.

В соответствии со ст.51 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 14 Закона 131-Ф3 к вопросам местного значения относится в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 6 Закона №257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

На основании ст. 13 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Прокуратурой Пензенского района была проведена проверка исполнения администрацией Богословского сельсовета Пензенского района законодательства о безопасности дорожного движения.

Проверкой установлено, что у участка автодороги общего пользования местного значения Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области, расположенного от <...> в <...>, отсутствует собственник, при этом в реестре федерального имущества, а также реестре государственной собственности Пензенской области указанный участок автодороги не значится.

В материалах дела имеются сведения Департамента госимущества Пензенской области о том, что сведения об автомобильной дороге, расположенной в с. Богословка Пензенского района Пензенской области, от <...> до <...>, не учитываются.

Автомобильная дорога, расположенная в <...> от <...> до <...>, на балансе администрации не состоит, что подтверждается сведениями администрации от 22.07.2019 № 1577.

Согласно уведомлению из ЕГРН от 30.07.2019 сведения об автомобильной дороге, расположенной в с. Богословка Пензенского района Пензенской области, от <...> до <...> в ЕГРН отсутствуют.

Отсутствие собственника автодороги влечет ненадлежащее выполнение требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в том числе в части ее содержания, и может привести к существенному нарушению прав граждан в сфере безопасности дорожного движения, а также наступлению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного числа лиц, в том числе несовершеннолетних, что является недопустимым.

Учитывая положения вышеуказанного законодательства, суд находит обоснованными требования прокурора Пензенского района, поскольку, имея на территории сельсовета бесхозяйное недвижимое имущество, администрация сельсовета не приняла действенные меры по постановке их на учет.

В соответствии с ч.1 ст. 56 и ч.1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, доказательства предоставляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.

Представитель ответчика не оспаривает требования истца.

Таким образом, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Богословского сельсовета Пензенского района о понуждении к постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи удовлетворить.

Обязать администрацию Богословского сельсовета Пензенского района принять меры по государственной регистрации прав - поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, - участок автодороги общего пользования местного значения Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области, расположенный от <...> до <...>.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

В окончательной форме решение принято 6 сентября 2019 г.

Судья: