Великоустюгский районный суд Вологодской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Великоустюгский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-809/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 11 ноября 2011 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,
с участием пом.Великоустюгского межрайонного прокурора Пестовского Д.В.,
при секретаре Нелаевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Великоустюгского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие», Департаменту имущественных отношений Вологодской области об обязании произвести действия по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание автовокзала
у с т а н о в и л :
Великоустюгский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» об обязании произвести действия по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание автовокзала.
В обоснование иска указал, что Межрайонной прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов, выявлены нарушения, которые выразились в следующем. В силу п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно приложению «А» СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», введенных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 №73, под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 указывает на то, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 34-01-2001). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001). Вместе с тем в ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание автовокзала ... расположен выше уровня земли. Перед входом в здание автовокзала имеется лестница. Пандусом вход в здание автовокзала не оборудован. Автовокзал ... относится к зданиям социального назначения. Вместе с тем доступ в здание автовокзала маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, не обеспечен. Собственником здания автовокзала, расположенного по адресу: <...>, является Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области. Данное здание передано в пользование ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» в соответствии с договором аренды №1 от 23.01.2006. В соответствии с п.п.2.2.2., 2.2.3. указанного договора аренды арендатор (ЗАО «Великоустюгское ПАТП») обязан осуществлять за свой счет капитальный ремонт здания, выполнять все функции балансодержателя, возмещать все расходы, связанные с текущей эксплуатацией и содержанием имущества. Просит обязать ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание автовокзала ..., расположенного по адресу: ..., а именно реконструировать здание путем установки на входе пандуса.
Определением Великоустюгского районного суда от 24 октября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области, третьим лицом-Департамент социальной защиты населения Вологодской области.
В судебном заседании пом.прокурора Пестовский Д.В. требования поддержал.
Представители ответчика ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» ФИО1 и ФИО2 с иском не согласились. Указав, что ЗАО «Великоустюгское ПАТП» пользуется зданием, где на 1-м этаже расположена автостанция г. В.Устюг, в соответствии с договором аренды недвижимого имущества № 1 от 23 января 2006 года. Собственником данного здания является Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области. Обустройство пандуса на входе в помещение автостанции будет являться реконструкцией недвижимого имущества, а не производством капитального и текущего ремонта. В соответствии с пунктом 2.3.1 Договора Арендатор имеет право проводить реконструкцию здания с предварительного письменного согласия Арендодателя, которого у них не имеется. Считают ЗАО «Великоустюгское ПАТП» ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Департамента имущественных отношений Вологодской области ФИО3 с иском не согласилась, указав, что в Реестре собственности Вологодской области учитывается административное здание, расположенное по адресу: ..., (право собственности области зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - запись регистрации № 35-35/10-2/2003-138 от 14 марта 2003 года), которое передано в аренду ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» по договору от 23 января 2006 года № 1. Поскольку в договоре (приложение 1 «Характеристика передаваемого в аренду имущества») не оговорено целевое назначение переданного в аренду недвижимого имущества, а за пределами исполнения обязательств по договору арендатор свободен в своей деятельности (пункт 1.6. договора), цели и способы использования указанного здания, в том числе в качестве автовокзала, определяются арендатором, исходя из его уставной деятельности. Следовательно, будучи в соответствии с уставом юридическим лицом, осуществляющим транспортное обслуживание населения, деятельность Великоустюгского ПАТП по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом должна соответствовать, в том числе, и требованиям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями) в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, а используемое для осуществления этой деятельности недвижимое имущество подпадает под определение объекта социальной инфраструктуры, который должен быть оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспре_пятственно пользоваться их услугами. Согласно договору аренды (пункты 2.2.2, 2.2.3) Великоустюгское ПАТП обязано осуществлять за свой счет капитальный ремонт здания (с согласия арендодателя), выполнять все функции балансодержателя, возмещать все расходы, связанные с текущей эксплуатацией и содержанием имущества, а с предварительного письменного согласия арендодателя (пункт 2.3.1) вправе проводить реконструкцию и техническое перевооружение арендованного имущества (с учетом положения части 2 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающего, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются). Обращений от Великоустюгского ПАТП о даче согласия на реконструкцию здания в департамент не поступало. Однако, в случае обращения ЗАО «Великоустюгское ПАТП» будет дано разрешение на установку пандуса. Считает Департамент ненадлежащим ответчиком по делу, обязанность по установке пандуса должна быть возложена на ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие».
Представитель третьего лица - Департамент социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором поддержал заявленные требования и просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указав, что вытекающая из норм федерального законодательства обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности на собственников зданий и сооружений. В данном случае здание автовокзала в г. В.Устюг передано в аренду ЗАО «Великоустюгское ПАТП». Согласно договору №1 от 23 января 2006 года обязанность по реконструкции здания несет арендатор.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно приложению «А» СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», введенных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 №73, под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 указывает на то, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 34-01-2001). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).
В ходе проверки, проведенной Великоустюгской межрайонной прокуратурой выявлено, что вход в здание автовокзала ... расположен выше уровня земли. Перед входом в здание автовокзала имеется лестница. Пандусом вход в здание автовокзала не оборудован.
Автовокзал ... относится к зданиям социального назначения. Вместе с тем доступ в здание автовокзала маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, не обеспечен.
Собственником здания автовокзала, расположенного по адресу: ..., является ... в лице Департамента имущественных отношений .... Данное здание передано в пользование ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» в соответствии с договором аренды №1 от 23.01.2006. В соответствии с п.п.2.2.2., 2.2.3. указанного договора аренды арендатор (ЗАО «Великоустюгское ПАТП») обязан осуществлять за свой счет капитальный ремонт здания, выполнять все функции балансодержателя, возмещать все расходы, связанные с текущей эксплуатацией и содержанием имущества.
Представители ответчика согласны с тем, что в соответствии с законодательством пандус на входе в здание автовокзала должен быть установлен.
Поскольку в договоре (приложение 1 «Характеристика передаваемого в аренду имущества») не оговорено целевое назначение переданного в аренду недвижимого имущества, а за пределами исполнения обязательств по договору арендатор свободен в своей деятельности (пункт 1.6. договора), цели и способы использования указанного здания, в том числе в качестве автовокзала, определяются арендатором, исходя из его уставной деятельности. Следовательно, будучи юридическим лицом, осуществляющим транспортное обслуживание населения, деятельность Великоустюгского ПАТП по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом должна соответствовать, в том числе и с требованиям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, а используемое для осуществления этой деятельности недвижимое имущество подпадает под определение объекта социальной инфраструктуры, который должен быть оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспре_пятственно пользоваться их услугами.
При таких обстоятельствах суд считает, что надлежащим ответчиком по делу следует считать ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие», а Департамент имущественных отношений Вологодской области от ответственности в качестве ответчика освободить.
Представитель Департамента имущественных отношений Вологодской области ФИО3 в судебном заседании указала, что в случае обращения ЗАО «Великоустюгское ПАТП» будет дано разрешение на установку пандуса.
С учетом объективных обстоятельств и времени, необходимого для устранения недостатков, суд, соглашаясь с мнением прокурора, считает необходимым установить срок для установления пандуса в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Великоустюгского межрайонного прокурора удовлетворить: обязать ЗАО «Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание автовокзала ..., расположенного по адресу: ...,
..., а именно реконструировать здание путем установки на входе пандуса.
Департамент имущественных отношений Вологодской области от ответственности в качестве ответчика освободить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Вологодский областной суд через районный суд.
Судья- Нагаева Н.Н.