ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-809 от 16.06.2011 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Томска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г.Томска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-809/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Прохоренко Т.А.

при секретаре Шушаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению ФИО1 к ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области», ОГУП «Светленское ДРСУ» о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Томска о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании судебных расходов, указывая в обоснование исковых требований, что 24.04.2009 в 23 час. 30 мин. на  километре трассы Томск-Самусь произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца «наименование 1»  под управлением ФИО2, автомобиля «наименование 2» , принадлежащего ФИО3 под управлением ФИО4 В результате дорожно-транспортного происшествия автомобили были повреждены. Тем самым истцу, как собственнику, был причинен материальный ущерб в сумме . Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 19.07.2010, вступившим в законную силу 30.07.2010, установлено, что С.В.ПБ. каких-либо нарушений правил дорожного движения не допус­тил, в его действиях отсутствует состав административного право­нарушения, предусмотренный ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ. Истец указывает, что в связи с наличием на дорожном полотне трассы значительных дефектов дорожного покрытия, автомобиль истца стал неуправляемым и переместился на встречную полосу, где и прои­зошло дорожно-транспортное происшествие. Какие-либо знаки, предупреждающие об опасности, ограждения или иные технические средства регулирования дорожного движения на опасном участке отсутствовали, и поэтому водитель не был в состоянии своевременно обнаружить возник­новение опасности (препятствия) для движения в виде дефекта до­роги и соответственно снизить скорость вплоть до полной оста­новки и тем самым избежать дорожно-транспортного происшествия. Аварийная обстановка для него была полностью создана дефектами дорожного покрытия, отсут­ствием надлежащего оборудования дороги средствами регулирова­ния движения (предупреждающими знаками), т.е. сложилась не по его вине. Согласно п.п.10-11 акта обследования от 17.05.2010 г. автомобильной дороги Томск-Самусь, составленного Государ­ственными инспекторами дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УВД на указанном участке дороги выявлены разрушения покрытия проезжей части (ямы-выбоины шириной 570 см, длиной 530 см, глубиной более 10 см и шириной 270 см, длиной 520 см, глубиной более 7 см), что не соответствует нормативам по ГОСТР 50597-93, согласно которым предельно допустимые про­садки, выбоины, разрушения не должны превышать: по длине-15 см, ширине-60 см, глубине-5 см. В целом по акту сделан вывод, что участок автомобильной дороги «Томск-Самусь» от 9.257 км. до 28.764 км. не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289.

Из заключения судебного эксперта ООО «Независимое экс­пертное бюро «Вето»  от 13.07.2010 г., следует, что техническое состояние дороги в районе места ДТП не соответ­ствовало требованиям ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также ГОСТ Р 52289. Водитель автомобиля «наименование 1» при избранной скорости дви­жения не имел технической возможности предотвратить наезд на дефекты дорожного покрытия путем экстренного торможения с момента их обнаружения, обнаружил на полосе своего движе­ния дефекты дорожного покрытия на расстоянии 15-20 м.

Истец считает, что у ответчиков имеются основания возникновения обязательства вследствие причинения вреда: противоправное поведение, наступ­ление вреда, причинная связь между противоправным поведением и фактом возникновения вреда у истца, вины ответчика как лица, причинившего вред.

Истец просил взыскать с ответчика администрации г. Томска в его пользу в возмещение материального ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием ., расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере  руб., расходы по уп­лате государственной пошлины за оформление доверенностей в отношении ФИО5, ФИО2  .,   взыскать расходы по оказанию правовой помощи в сумме  руб.

Определением Советского районного суда г. Томска от 02.03.2011 произведена замена ненадлежащего ответчика администрации г. Томска на надлежащего ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области».

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 07.04.2011 в качестве соответчика по делу привлечено ОГУП «Светленское ДРСУ», в связи с заключением государственного контракта № 16-09 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Томской области от 27.01.2009.

Определением Ленинского суда г.Томска от 16.06.2011 производство по делу в части иска к ОГУП « Светленское ДРСУ» прекращено, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Истец ФИО1, представитель ответчика ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области», третьи лица ФИО3, ФИО4, представитель третьего лица ОАО «Страховая компания «Регионгарант» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, и пояснил, что в действиях ФИО2 отсутствует нарушение правил дорожного движения, и состав административного правонарушения. Единственной технической причиной, приведшей к возникновению ущерба, являлось наличие повреждений дорожного полотна и отсутствие каких-либо предупреждающих дорожных знаков. Стороной ответчика не оспорены фактические обстоятельства дела и размер причиненного ущерба. Считает надлежащими ответчиками по делу ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» и ОГУП «Светленское ДРСУ», с которых просит взыскать солидарно в пользу истца ущерб в сумме  руб., расходы по уплате государственной пошлины, расходы на оплату услуг представителя.

Третье лицо ФИО2 заявленные требования поддержал и пояснил, что его вины в причинении ущерба нет, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда. Дорожно-транспортное происшествие произошло ввиду ненадлежащего состояния дорожного покрытия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, третьего лица, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства  автомобиль «наименование 1»  принадлежит истцу.

Как следует из справки о ДТП, ФИО2, управляя автомобилем истца, 24.04.2009 совершил дорожно-транспортное происшествие на  км автодороги Томск-Самусь, в результате чего автомобиль истца получил повреждения. Как следует из отчета -С от 01.06.2009 об определении материального ущерба оценочной компании «ЛАНДО» стоимость восстановления транспортного средства истца без учета износа составит  руб. Согласно отчету -С от 2010 оценочной компании «ЛАНДО» об определении рыночной стоимости транспортного средства истца, рыночная стоимость автомобиля, аналогичного автомобилю истца, составила  руб. Из отчета об определении стоимости годных остатков от 26.05.2009 оценочной компании «ЛАНДО» следует, что рыночная стоимость годных остатков транспортного средства истца составила  руб.

Согласно заключению судебного эксперта  от 13.07.2010 указанное дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие несоответствия дорожного полотна ГОСТам.

Из решения по делу об административном правонарушении Октябрьского районного суда г. Томска от 19.07.2010 следует, что ФИО2 признан невиновным в совершении административного правонарушения 24.04.2009. Судом сделан вывод о том, что указанное дорожно-транспортное происшествие произошло в связи с ненадлежащим состоянием дорожного покрытия автодороги Томск-Самусь.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

Согласно границам г. Томска на автомобильных дорогах, согласованных ОБДПС ГИБДД УВД по ТО, ОГИБДД МВД России в г. Северск, ГИБДД Томского РОВД, границей г. Томска является автодорога «Томск-Самусь» 1 км от указателя «КОС» в сторону п. Самусь или 13,3 км от Кузовлевского кольца. Таким образом,  км автодороги «Томск-Самусь» не относится к дорогам г. Томска и является автодорогой .

Согласно ст. 74 Устава Томской области, систему исполнительных органов государственной власти Томской области образуют администрация Томской области и иные исполнительные органы государственной власти Томской области, не входящие в состав администрации Томской области. Систему исполнительных органов государственной власти Томской области и структуру администрации Томской области устанавливает Закон Томской области от 07.02.2006 № 17-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре администрации Томской области».

В соответствии с ч. 2 ст. 81 Устава Томской области администрация области осуществляет свои полномочия в следующих отраслях и сферах: планирование, бюджет, финансы; управление и распоряжение собственностью области и взаимодействие с организациями различных форм собственности; сельское хозяйство, планирование использования земель сельскохозяйственного назначения; - охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в собственности Томской области, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения; строительство и реконструкция; транспорт, дорожное хозяйство и т.д. Полномочия структурных подразделений администрации области, иных органов исполнительной власти Томской области, не входящих в состав администрации области, определяются положениями о них.

В соответствии с Уставом ОГУ «Управление автомобильных дорог» является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета Томской области, учредителем которой является Департамент по управлению государственной собственностью администрации Томской области. Основными целями и задачами учреждения являются обеспечение сохранности и работоспособности существующей сети автомобильных дорог Томской области, надзор за состоянием сети автомобильных дорого и сооружений на них, повышение технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; совершенствование и развитие автомобильных дорог ТО; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта на автомобильных дорогах ТО и сохранности автомобильных дорог существующей сети; разввитие инфраструктуры дорожного комплекса ТО; обеспечение эффективного функционирования рынка подрядных и проектных работ, развитие системы тендеров (торгов) в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них.

Во исполнение указанных целей и задач, ОГУ «Управление автомобильных дорог ТО» объявило открытый конкурс на право заключения государственного контракта по предмету: содержание автомобильных дорог Томской области, лотом №16 которого являлось содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения Томского района ТО (150,949 км). К участию в конкурсе по указанному лоту допущено ОГУП «Светленское ДРСУ» и оно признано участником конкурса. Единогласным решением комиссии ОГУП «Светленское ДРСУ» признано участником размещения заказа.

На основании итогов открытого конкурса ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» заключило с ОГУП «Светленское ДРСУ» государственный контракт  от 27.01.2009 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Томской области, предметом которого является первоочередное и безусловное выполнение полного комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Томского района Томской области, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также благоустройство и повышение пропускной способности дороги, согласно расчету стоимости содержания автомобильных дорог на 2009 год; выполнение работ в объемах, указанных в Техническом задании с приложением «Перечень объектов»; обязательства по целевому, экономному и эффективному использованию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на содержание вышеуказанных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, в том числе за счет внедрения прогрессивных и ресурсосберегающих дорожных технологий и материалов; обязательства по целевому и эффективному использованию имущества, закрепленного за государственным предприятием - подрядчиком на праве хозяйственного ведения, а также переданного в пользование подрядчику в целях обеспечения надлежащего исполнения настоящего Государственного контракта; обеспечение соответствия фактического уровня транспортно- эксплуатационного состояния автомобильных дорог допустимому уровню содержания (согласно п. 4.10, 4.14  ОДМ 218.0.000-2003 («Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог»); организацию взаимодействия с администрацией Томского района, по территории которого проходят обслуживаемые подрядчиком участки автомобильных дорог общего пользования на них, районными подразделениями ГИБДД МВД России, МЧС России, РТИ Минтранса России, Росгидромета, органами занятости населения (по вопросам организации общественных работ при выполнении сезонных и временных дорожных работ) и другими органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, способствующими выполнению настоящего Государственного контракта; подготовку, оформление и своевременное представление бухгалтерской, статистической и иной установленной   государственной отчетности, а также исполнительной документации, включая корректировку паспортов автомобильных дорог общего пользования регионального значения Томского района Томской области и сооружений на них и схемы дислокации дорожных знаков.

Срок исполнения работ по указанному контракту 31.12.2009 (п. 2.1 контракта); стоимость работ составляет  руб. (п. 7.1 контракта).

Из гл. 4 указанного контракта следует, что подрядчик  обязан обеспечить круглогодичное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по закрепленным за ним автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Томского района Томской области (150,949км) и сооружений на них; выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Томского района Томской области (150,949км) и сооружений на них в сроки, установленные в календарном графике производства работ, и в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственными стандартами и другими нормативными документами к состоянию проезжей части, обочин, обстановки пути, земляного полотна, искусственных сооружений, придорожной полосы и т.д., а также в соответствии с природоохранными мероприятиями и действующими санитарными нормами. Ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, произошедшее по независящим от подрядчика  причинам, не является нарушением контрактных обязательств.

В соответствии с п. 9.4 государственного контракта подрядчик  несет имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы).

Согласно актам выполненных работ  от 20.03.2009,  от 21.04.2009,  от 22.05.2011 ОГУП «Светленское ДРСУ» выполнило ремонт автодороги «Томск-Самусь» (20 км).

В соответствии с актом обследования автомобильной дороги Томск-Самусь (участка от 9.257 км до 28.764 км) от 17.05.2009, указанный участок автомобильной дороги не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 522890. На основании данного акта УГИБДД ТО в адрес ОГУП «Светленское ДРСУ» внесено предписание об устранении нарушений требований ГОСТ Р 50597-93 на указанном участке автодороги.

Соглашением от 31.12.2009 о расторжении государственного контракта  от 27.01.2009 государственный контракт с ОГУП «Светленское ДРСУ» расторгнут.

Таким образом, судом установлено, что на момент дорожно-транспортного происшествия 24.04.2009 обслуживание и ремонт автомобильной дороги «Томск-Самусь» осуществляло ОГУП «Светленское ДРСУ».

ОГУ «Управление автомобильных дорог» передало ОГУП «Светленское ДРСУ» обязанность по содержанию автомобильных дорог Томского района ТО (150,949 км), в том числе и участок дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, приведшее к причинению ущерба имуществу истца. На основании изложенного суд считает, что вина ОГУП «Светленское ДРСУ» в причинении ущерба истцу полностью доказана материалами дела.

Из договора страхования гражданской ответственности подрядчика по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд 13/ОГК  от 11.01.2009 следует, что ОАО Страховая компания «Регион гарант» застраховало ответственность ОГУП «Светленское ДРСУ» ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Государственного контракта  от 27.01.2009. В соответствии с данным договором, страховщик обязуется при наступлении страховых случаев произвести страховую выплату в пределах страховой суммы. Объектом страхования является имущественные интересы ОГУП «Светленское ДРСУ», связанные с обязанностью возместить убытки (вред), причиненные выгодоприобретателю неисполнением или ненадлежащим исполнением государственного контракта. Однако истцом каких-либо требований к ОАО Страховая компания «Регион гарант» не заявлено.

Исходя из изложенного, судом не установлено ненадлежащее исполнение своих обязанностей ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области», а также его вина в причинении ущерба, принимая во внимание, что истец считает надлежащими ответчиками ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» и ОГУП « Светленское ДРСУ», в отношении которого производство прекращено, суд приходит к выводу о том, что ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» является ненадлежащим ответчиком по данному делу и в иске к данному ответчику должно быть отказано.

При таких обстоятельствах требования истца к ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к областному государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Томской области» о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна

Судья Т.А. Прохоренко