Володарский районный суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Володарский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-809 /10
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 года г. Володарск
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.
с участием помощника прокурора Володарского района Амосова М.С.
при секретаре Скориковой К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Володарского района Нижегородской области о признании противоречащим закону нормативного правового акта в части
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании противоречащим закону нормативного правового акта в части, мотивируя тем, что Решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от 15.07.2010 года №42 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области. Указанное положение противоречит действующему законодательству. Пунктом 8.5 Положения установлено, что арендатор, имеющий с администрацией договор аренды обладает преимущественным перед другими лицами правом на его возобновление на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет. Тем самым нарушается ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Кроме того, необходимо учитывать следующее. В соответствии с п.3.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 года № 331 Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет, кроме прочего, право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам отнесенным к компетенции службы. Письмом ФАС от 26.02.2009 года № ИА/4770 даны разъяснения по вопросам применения ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно п. 11 указанных Разъяснений закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам торгов. При этом статья 621 ГК РФ устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество. Таким образом, положения статьи 621 ГК РФ не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1,3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов. Вместе с тем, по мнению ФАС России, преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества. Согласно п.п. «з» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага) является коррупциогенным фактором. Таким образом, оспариваемым Решением нарушаются права неопределенного круга лиц – потенциальных арендаторов объектов муниципального имущества на приобретение данных объектов путем участия в конкурсных процедурах, как это установлено федеральным законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ). Согласно ч. 9 ст. 40 Устава Володарского муниципального района муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, размещения в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет и (или) путем размещения их текстов в общедоступных местах в порядке, определяемом нормативным правовым актом главы местного самоуправления. Прокурор Володарского района просит признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункт 8.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденного Решением Земского Собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 в части предоставляющей арендатору, имеющему с администрацией Володарского муниципального района договор аренды, преимущественное перед другими лицами право на его возобновление на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет.
В судебном заседании помощник прокурора Амосов М.С. поддержал заявленные прокурором Володарского района требования.
Представитель заинтересованного лица Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области Миусская С.А. по доверенности в судебном заседании не согласилась с заявленными прокурором требованиями и пояснила, что оспариваемая прокурором Володарского района норма существовала только в проекте муниципального правового акта, который был изменен на основании заключения и.о. прокурора района Бондаря А.Е. и Земским собранием 15.07.2010 года принят текст пункта 8.5 Положения в полном соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 года № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции». Утвержденное решением Земского собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области было размещено на официальном сайте 19.07.2010 года, а также 29.07.2010 года было направлено в Государственно-правовой департамент Нижегородской области. В связи с изложенным просит отказать в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункта 8.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 в части.
Заслушав помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Амосова М.С., представителя Земского собрания Володарского муниципального района Миусской С.А., исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Володарского района не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 251 ГПК РФ – гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Володарского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункт 8.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденного Решением Земского Собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 в части предоставляющей арендатору, имеющему с администрацией Володарского муниципального района договор аренды, преимущественное перед другими лицами право на его возобновление на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет.
Решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от 15.07.2010 года №42 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области.
Из представленного прокурором Положения видно, что пунктом 8.5 Положения установлено, что в случае если администрация района проводит торги по предоставлению в аренду объекта муниципального имущества, уже находящегося в аренде, то отношения по договору аренды, заключаемому по результатам торгов, могут возникнуть не ранее чем со следующего дня после даты окончания ранее действующего договора. При этом арендатор, имеющий с администрацией договор аренды обладает преимущественным перед другими лицами правом на его возобновление на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет.
Прокурор считает, что нарушается ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Кроме того, прокурора считает, что оспариваемым Решением нарушаются права неопределенного круга лиц – потенциальных арендаторов объектов муниципального имущества на приобретение данных объектов путем участия в конкурсных процедурах, как это установлено федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 40 Устава Володарского муниципального района муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, размещения в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет и (или) путем размещения их текстов в общедоступных местах в порядке, определяемом нормативным правовым актом главы местного самоуправления.
В судебном заседании и из материалов дела установлено, что и.о. прокурора Володарского района Бондарь А.Е. заключением на проект Решения Земского собрания Володарского муниципального района «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области» от 12.07.2010 года указал, что пункт 8.5 проекта Положения противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
На основании заключения и.о. прокурора района Бондаря А.Е. Земским собранием 15.07.2010 года принят текст пункта 8.5 Положения в полном соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 года № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции».
Пункт 8.5 Положения предусматривает – В случае, если администрация района проводит торги по представлению в аренду объекта муниципального имущества, уже находящегося в аренде, то отношения по договору аренды, заключаемому по результатам торгов, могут возникнуть не ранее чем со следующего дня после даты окончания ранее действующего договора. При этом арендатор субъект малого или среднего предпринимательства, имеющий с администрацией договор аренды, заключенный до 01.07.2008 года, обладает преимущественным перед другими лицами правом на его возобновление на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет.
Судом установлено, что утвержденное решением Земского собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области было размещено на официальном сайте Володарского муниципального района 19.07.2010 года.
Кроме того, 29.07.2010 года Земским собранием Володарского муниципального района были направлены в Государственно-правовой департамент Нижегородской области копии решений Земского собрания Володарского муниципального района принятых 15.07.2010 года, в том числе и решение № 42 об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области, это подтверждается копией сопроводительного письма за № 114 от 29.07.2010 года.
Таким образом, установлено, что оспариваемый текст пункта 8.5 Положения, утвержденного Решением Земского собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 в части предоставляющей арендатору, имеющему с администрацией Володарского муниципального района договор аренды, преимущественное перед другими лицами право на его возобновление на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет – был изменен Земским собранием, и действует в другой формулировке.
В связи с изложенным, суд находит заявленные прокурором Володарского района требования о признании противоречащим закону нормативного правового акта в части не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 – 198, 251 – 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные Прокурором Володарского района требования о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункт 8.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденного Решением Земского Собрания Володарского муниципального района от 15.07.2010 года № 42 в части – оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.
Судья Г.В.Тарасова