Дело № 2-8094/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2016 года
Приволжский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Старшой Ю.А.
при секретаре Кадыровой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении ущерба.
В обоснование иска указано, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 65 км автодороги Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства - седельный тягач марки DAF модель XF FT 105.410, госномер № 116 с полуприцепом марки БЦМ модель 190 госномер АС 1268 16, принадлежащих ответчику, под управлением водителя ФИО5 Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П – весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификация (модель) ВА-20П, заводской №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила <данные изъяты> руб. В добровольном порядке указанная сумма уплачена не была. Истцом ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия ответчику об уплате суммы ущерба, ответ на которую не последовал, сумма ущерба не выплачена. ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 65 км автодороги Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства - седельный тягач марки DAF модель XF FT 105.410, госномер № с полуприцепом марки БЦМ модель 190 госномер АС 1270 16, принадлежащих ответчику, под управлением водителя ФИО6 Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П – весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификация (модель) ВА-20П, заводской №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 144 306 руб. В добровольном порядке указанная сумма уплачена не была. Истцом ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия ответчику об уплате суммы ущерба, ответ на которую не последовал, сумма ущерба не выплачена. Также ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 65 км автодороги Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства - седельный тягач марки DAF модель XF FT 105.410, госномер № с полуприцепом марки БЦМ модель 190 госномер АС 1269 16, принадлежащих ответчику, под управлением водителя ФИО7 Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П – весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификация (модель) ВА-20П, заводской №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 126 387 руб. В добровольном порядке указанная сумма уплачена не была. Истцом ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия ответчику об уплате суммы ущерба, ответ на которую не последовал, сумма ущерба не выплачена. Таким образом, общая сумма ущерба по трем актам составляет <данные изъяты> руб. Истец просит взыскать с ответчика денежные средства в бюджет Республики Башкортостан в размере <данные изъяты> руб.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен, в иске содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частями 2, 6, 12 и 13 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется:
1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи;
3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. Постановленим Правительства РФ от 16.11.2009 N 934) вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению.
Согласно пунктам 2, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.2.2, 2.2.2.1, 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (утв. Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125) при весовом и габаритном контроле: в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Госавтоинспекцией: в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения: взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Как видно из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 № 28 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в который включена автомобильная дорога Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления.
В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенным между государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденным Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, в том числе, по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, составлению акта по результатам весового контроля, осуществлению расчета стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам, взиманию платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06 февраля 2014 года № 76-р введено в период с 01 апреля по 10 мая 2014 года временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
ДД.ММ.ГГГГ между государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и открытым акционерным обществом «Башкиравтодор» был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2014-2015 годы.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт на установку временных дорожных знаков во исполнение распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 65 км автодороги Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на передвижном пункте весового контроля № было произведено взвешивание транспортного средства - тягач марки DAF модель XF FT 105.410, госномер <данные изъяты>, и прицеп (полуприцеп) марки БЦМ модель 190 госномер АС 1268 16, следующего по маршруту движения – <адрес> – РБ, <адрес>.
Данное транспортное средство под управлением ФИО5 принадлежит ФИО2
По результатам взвешивания составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в котором отражено превышение нагрузок по осям: 1 ось – на 1,14 т, 2 ось – на 5 т, 3 ось – на 4,07 т, 4 ось – на 4,66 т, 5 ось – на 4,11 т. С учетом погрешности 2 % согласно приказу Минтранса № от ДД.ММ.ГГГГ превышение нагрузки составляет: на 1 ось - 20%, на 2 ось – 98 %, на 3 ось – 133 %, на 4 ось – 153%, на 5 ось – 135%. Размер нанесенного ущерба указан в сумме <данные изъяты> руб.
Данный акт был ФИО5 подписан и получен, каких-либо возражений по акту водителем транспортного средства не указано.
В акте также отражено, что взвешивание произведено весами №, свидетельство №, весовое оборудование поверено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 65 км автодороги Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на передвижном пункте весового контроля № было произведено взвешивание транспортного средства - тягач марки DAF модель XF FT 105.410, госномер №, и прицеп (полуприцеп) марки БЦМ модель 190 госномер АС 1270 16, следующего по маршруту движения – <адрес> – РБ, <адрес>.
Данное транспортное средство под управлением ФИО6 принадлежит ФИО2
По результатам взвешивания составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в котором отражено превышение нагрузок по осям: 1 ось – на 1,16 т, 2 ось – на 3,73 т, 3 ось – на 4,72 т, 4 ось – на 4,82 т, 5 ось – на 4,83 т. С учетом погрешности 2 % согласно приказу Минтранса № от ДД.ММ.ГГГГ превышение нагрузки составляет: на 1 ось - 21%, на 2 ось – 72 %, на 3 ось – 155 %, на 4 ось – 158%, на 5 ось – 159%. Размер нанесенного ущерба указан в сумме <данные изъяты> руб.
Данный акт был ФИО6 подписан и получен, каких-либо возражений по акту водителем транспортного средства не указано.
В акте также отражено, что взвешивание произведено весами №, свидетельство №, весовое оборудование поверено ДД.ММ.ГГГГ.
Также ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 65 км автодороги Буздяк – Чекмагуш – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на передвижном пункте весового контроля № было произведено взвешивание транспортного средства - тягач марки DAF модель XF FT 105.410, госномер <данные изъяты>, и прицеп (полуприцеп) марки БЦМ модель 190 госномер АС 1269 16, следующего по маршруту движения – <адрес> – РБ, <адрес>.
Данное транспортное средство под управлением ФИО7 принадлежит ФИО2
По результатам взвешивания составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в котором отражено превышение нагрузок по осям: 1 ось – на 0,91 т, 2 ось – на 4,42 т, 3 ось – на 4,19 т, 4 ось – на 3,79 т, 5 ось – на 4,26 т. С учетом погрешности 2 % согласно приказу Минтранса № от ДД.ММ.ГГГГ превышение нагрузки составляет: на 1 ось - 16%, на 2 ось – 86 %, на 3 ось – 137 %, на 4 ось – 124 %, на 5 ось – 140%. Размер нанесенного ущерба указан в сумме <данные изъяты> руб.
Данный акт был ФИО7 подписан и получен, каких-либо возражений по акту водителем транспортного средства не указано.
В акте также отражено, что взвешивание произведено весами №, свидетельство №, весовое оборудование поверено ДД.ММ.ГГГГ.
При этом истцом представлен паспорт «ВА-П» на весы автомобильные электронные портативные ВА-П, модификация ВА-20П, заводской № ЗАО «Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М», а также свидетельство о поверке данных весов № ТМ-107 от ДД.ММ.ГГГГ, действительное до ДД.ММ.ГГГГ.
Размер вреда в указанных актах определен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан 01 марта 2010 года N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
ДД.ММ.ГГГГ истцом были направлены ФИО2 претензии об уплате ущерба по всем вышеуказанным актам, однако до настоящего времени ущерб по актам за №, 561 и 562 от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не возмещен.
При этом разрешения на перевозку тяжеловесного груза в ходе произведенного взвешивания принадлежащих ответчику транспортных средств водителями, управлявшими данными транспортными средствами, представлены не были.
Таким образом, из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ установлен факт превышения допустимых осевых нагрузок транспортных средств, принадлежащих ответчику, и отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ.
Указанные в акте взвешивания за №, 561, 562 от ДД.ММ.ГГГГ весы признаны пригодными к применению и проверены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
Таким образом, транспортными средствами, принадлежащими ФИО2, осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз.
Факт следования грузовых автомобилей ДД.ММ.ГГГГ по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в период временного ограничения движения автотранспорта подтвержден представленными истцом доказательствами.
В свою очередь ответчиком доказательств недостоверности сведений, указанных в актах за №, 561 и 562 от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что принадлежащие ответчику транспортные средства следовали по маршруту, пролегавшему по территории двух субъектов Российской Федерации, следовательно, разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, каковым истец не является, суд считает подлежащими отклонению. При этом суд исходит из того, что разрешение на перевозку тяжеловесных грузов, выданное органом исполнительной власти, ответчиком также не представлено.
Ссылка в отзыве на иск об отсутствии извещений о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения опровергается материалами дела.
В частности, информация об ограничении движения транспорта с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси опубликована в газете «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на сайте в сети «Интернет».
Доводы ответчика об отсутствии протокола весового контроля не могут повлечь отказ в удовлетворении иска, поскольку Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125 предусмотрено по результатам взвешивания транспортного средства составление именно акта, а не протокола весового контроля.
Также вышеуказанный Приказ Минтранса не содержит запрета Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России на проведение весового и габаритного контроля в отношении всех групп перевозчиков на передвижных постах ДПС. В связи с чем доводы ответчика о недостоверности содержащихся в акте сведений ввиду того, что взвешивание происходило не на стационарном посту подлежат отклонению.
Доводы ФИО2 о том, что весы были установлены на неровной поверхности асфальтового дорожного полотна, допустимыми доказательствами не подтверждены.
Исходя из вышеизложенного, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения ущерба <данные изъяты> руб.
Также в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования <адрес> в размере <данные изъяты> коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан в счет возмещения ущерба <данные изъяты> руб.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования <адрес> в размере <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца через Приволжский районный суд <адрес>.
Судья <адрес>
суда <адрес> РТ Старшая Ю.А.