ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-809/13 от 05.07.2013 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-809/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Корсаков Сахалинской области          5 июля 2013 года

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи                                          Е.Н. Меркуловой,

при секретаре                              С.В. Корнияка,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя открытого акционерного общества (далее – ОАО) «Славянка» ФИО1 к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

28 мая 2013 года представитель ОАО «Славянка» ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 93 439,81 рублей, а также судебных расходов в размере 3 003,19 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Для осуществления расчётов за жилищно-коммунальные услуги на имя ответчика открыт лицевой счёт №. Ответчик не протяжении длительного времени не исполняет обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в результате чего за период с ноября 2011 по март 2013 образовалась задолженность в требуемой ко взысканию сумме.

В судебное заседание стороны не явились, представитель истца представил заявление об уточнении исковых требований, просит взыскать денежные средства в пользу ОАО «Славянка».

Ответчица ранее представила квитанции и чеки к ним, подтверждающие оплату части задолженности, о причинах не явки в суд не сообщила, письменных возражений на иск не представила.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наймодателем по договору социального найма является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2012 N 34) лицом, уполномоченным на управление и распоряжение военным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, является Министерство обороны Российской Федерации.

Отсюда следует, что Министерство обороны РФ вправе осуществлять полномочия наймодателя в отношении жилых помещений, входящих в состав военного имущества.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги (часть 1).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).

    В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения (часть 3 статьи 155 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

Статьёй 163 ЖК РФ установлен порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (часть 1).

Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса (часть 2).

Таким образом, способ управления домом, наличие между сторонами договорных или внедоговорных отношений имеет правовое значение для разрешения спора, для квалификации отношений и выбора, применяемых при разрешении спора норм материального права, распределения между сторонами бремени доказывания факта оказания услуг по управлению многоквартирным домом.

Из материалов дела следует, что ОАО «Славянка» является коммерческой организацией, основными целями деятельности которого является получение прибыли, своевременное и качественное обеспечение при взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц (далее – потребители) услугами по управлению и работами по эксплуатации недвижимого и движимого имущества, предоставление коммунальных и гостиничных услуг потребителям (пункты 1.2 и 3.1 его Устава).

В соответствии с пунктами 2.9 и 2.10 Устава ОАО «Славянка» Общество может создавать филиалы и открывать представительства как на территории РФ, так и за её пределами.

Филиалы и представительства Общества не являются юридическим лицами, действуют от имени Общества на основании утверждаемых Обществом положений.

В соответствии с Положением о филиале «Южно-Сахалинский» ОАО «Славянка» филиал является обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения компании и осуществляет часть её функций, в том числе функции представительства (пункт 2.1).

2.08.2010 между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ОАО «Славянка» (Управляющая компания) на основании результатов закрытого конкурса заключён договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации № 1-УЖФ (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 2.1 целью Договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городов, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городов.

Управляющая компания по заданию Заказчика в соответствии с приложениями к настоящему Договору, обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемого в управление Управляющей компании (приложение № 1 к настоящему Договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям жилых помещений (Наниматели), осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность (пункт 2.2).

Управляющая компания обязана принимать от Нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление специализированным жилищным фондом военных городков, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями к настоящему Договору (пункт 3.1.6).

Пунктом 3.1.7 предусмотрена обязанность требовать платы от Нанимателей в случае не поступления платы от них в соответствии с пунктом 3.1.6 Договора в установленные законодательством и настоящим Договором сроки с учётом применения пункта 3.2.3 Договора.

Управляющая компания вправе в порядке, установленном действующим законодательством, взыскивать с виновных сумму неплатежей и ущерба, нанесённого несвоевременной и (или) неполной оплатой (пункт 3.2.3).

В то же время подразделом 3.3 Договора установлены обязанности Заказчика, в частности относительно информирования Управляющей компании об изменении статуса как нанимателей, так и жилых помещений, количества проживающих в них граждан; о передаче жилищного фонда, находящегося в управлении, в муниципальную собственность.

Разделом 4 Договора установлены размеры платы, в том числе её структура, включающая в себя плату за пользование жилым помещение (плата за наём), плату за коммунальные услуги.

Разделом 7 Договора предусмотрен порядок изменения и расторжения Договора.

Так, в одностороннем порядке договор может быть расторгнут, в частности по инициативе Заказчика в случае отчуждения ранее находящегося в его собственности помещения, вследствие заключения какого-либо договора (купли-продажи, мены, ренты и пр.), путём уведомления Управляющей компании о произведённых действиях с помещением и приложением соответствующих документов.

Срок действия Договора установлен его пунктом 10.1 и составляет 5 лет с момента его подписания.

29.10.2010 актом о приёме - передаче объекта специализированного жилищного фонда, <адрес>, используемый в\ч 35390, передан в управление филиала «Южно-Сахалинский» ОАО «Славянка».

Между тем, 8.12.2011 вступил в силу Федеральный закон № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербург, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 423-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 его статьи 3, в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права (в том числе права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, которые находятся в границах военных городков) на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения (о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности, в частности муниципальную собственность, принимаемое соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных им организаций).

С учетом положений пункта 5 статьи 2, подпунктов 1 и 2 пункта 8 статьи 3, статьи 4 Закона № 423-ФЗ, Приказ Министра обороны РФ № от 13.08.2012 года «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Корсаковский городской округ Сахалинской области» является основанием для прекращения права государственной собственности на жилые помещения в <адрес> и возникновения права собственности на эти жилые помещения у муниципального образования Корсаковский городской округ.

Поскольку по характеру содержания данный Приказ рассчитан на однократное применение, его нельзя отнести к нормативным правовым актам, определение которых дано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48, в связи с чем его опубликование не является обязательным условием его применения.

Так как с 13 августа 2012 года на основании указанного Приказа право собственности Российской Федерации на жилые помещения в <адрес> ДОС <адрес> прекращено, Министерство обороны РФ функции наймодателя с указанного времени исполнять не может и плата за найм за соответствующий период не может быть взыскана с ответчика.

    В то же время материалы дела не содержат сведений о том, что исследованный Договор в установленном порядке расторгнут или изменён.

Также отсутствуют сведения о том, что Договор признан недействующим полностью или в части.

    Сведений о том, что <адрес> находится в управлении другой управляющей компании материалы дела также не содержат.

Таким образом, в спорный период истец продолжал исполнять свои обязанности по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а ответчик должен был оплачивать эти услуги.

    Как следует из поквартирных карточек по адресу: <адрес>, ФИО2. зарегистрирована в качестве нанимателя по указанному месту жительства – с 19.08.1992. С 10.02.2004 по указанному адресу зарегистрирован её сын А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (19 лет).

    В соответствии со справкой № от 31.01.2013 ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрирован сын А.

Согласно справке и расчёту, приложенным к иску, задолженность ФИО2 по оплате квартплаты и коммунальных услуг по адресу: <адрес> (лицевой счёт №) составляет 93 439,81 рублей (за период с ноября 2011 по март 2013).

Задолженность образовалась в результате неисполнения ответчицей обязанности по уплате платежей за содержание жилья и коммунальных платежей за период с апреля 2012 года по март 2013 года.

Как видно из расшифровки этой задолженности, в её состав входит плата за найм за период с июля по декабрь 2012 года, между тем как с 18 августа 2012 года такая плата взиматься не должна.

В пользу истца подлежит взысканию плата за найм за июль и 18 дней августа 2012 года в сумме 303 рубля 10 копеек, а в оставшейся части в размере 1418 рублей 60 копеек эта плата взысканию не подлежит.

Таким образом, сумма задолженности за весь спорный период с апреля по декабрь 2012 года составляла на момент подачи иска не 93 439, 81 рубля, а 92 021, 21 рубля.

В материалы дела ФИО2 представлены платёжные документы, подтверждающие произведённую 13.06.2013 и 21.06.2013 оплату жилищно-коммунальных услуг в пользу истца в общей сумме 46 000 рублей.

Таким образом, взысканию в пользу истца подлежит остаток задолженности в сумме 46 021 рубль 21 копейка.

Материалы дела не содержат сведений, опровергающих, что в период с августа 2010 года по настоящее время ОАО «Славянка» фактически предоставляет коммунальные услуги по адресу: <адрес>.

Факт принятия оказанных коммунальных услуг лицами, проживающими в указанном выше жилом помещении, представленными материалами также не опровергнут.

То есть, из представленных материалов следует, что сторонами произведены действия, направленные на установление гражданских прав и обязанностей, в данном случае оказание одной стороной коммунальных услуг, а другой – их принятие.

Оснований для освобождения от обязанности оплатить оказанные услуги из материалов дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 стать 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая, что частичная оплата задолженности произведена ответчиком после предъявления иска в суд (статья 101 ГПК РФ), в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям, – в размере 2 960 рублей 66 копеек.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск представителя ОАО «Славянка» ФИО1 к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.

    Взыскать с ФИО2 в пользу ОАО «Славянка» сумму задолженности за жилое помещение коммунальные услуги в размере 46 021 рубль 21 копейку, судебные расходы в размере 2960 рублей 66 копеек, а всего 48 981 рубль 87 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня со дня его принятия.

Судья     Е.Н. Меркулова.