ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-809/18 от 26.11.2018 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2018 г. с.Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., при секретаре Власовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО12, ФИО2 ФИО13, ФИО3 ФИО14, ФИО4 ФИО15, Мухтаровой ФИО16 к администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о взыскании пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к ответчику о взыскании пенсии, в обоснование требований указав, что приказами уволены из администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в связи с выходом на пенсию. На основании Положения об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), утвержденному решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 14 от 14 августа 2009 г., им с момента выхода на пенсию и до 31 декабря 2014 г. выплачивалась указанная доплата к пенсии. С 01 января 2015 г. указанная доплата к пенсии прекратила выплачиваться по причине принятия 13 февраля 2015 г. Советом решения № 19 об отмене вышеуказанного положения, которое на основании протеста прокурора Красноярского района было отменено. В апреле 2016 г. Советом принято новое Положение, которое также устанавливало доплату к пенсии. Решениями суда в пользу каждой из них взыскан долг по пенсии за период с 01 января 2015 г. по 30 июля 2016 г. (в пользу ФИО5 по 30 августа 2016 г.), который выплачен им в полном объеме, однако с тех пор пенсия в их адрес не начислялась. С апреля 2018 г. по октябрь 2018 г. каждой из истцов выплачена доплата к пенсии в размере по 1200 рублей за каждый месяц, что полагают незаконным, просят обязать ответчика производить начисления и выплату пенсии за выслугу лет на основании Распоряжения администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области «Об определении размера пенсии за выслугу лет» в соответствии с положением об условиях, порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования «Сеитовский сельсовет», утвержденном решением Совета № 14 от 14 августа 2009 г. в размере величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного по Астраханской области, взыскать с ответчика задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 01 августа 2016 г. по 01 сентября 2018 г. в размере по 187615 рублей в пользу каждого истца.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и их представитель адвокат Водолазская А.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали по обстоятельствам, изложенным в иске, просили удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, дополнительно пояснила, что 04 апреля 2016 г. Положением, утвержденным решением Совета, изменен порядок расчета указанной доплаты к пенсии, придана обратная сила, в связи с чем истцам подлежала выплата с 01 января 2016 г. доплата к пенсии из расчета 1200 рублей ежемесячно, но поскольку в сентябре 2016 г. указанное Положение отменено, изменен порядок расчета доплаты к пенсии, не установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет, в связи с чем пенсия истцам не выплачивалась. После представления прокурора решением Совета от 10 апреля 2018 г. утверждено новое Положение, на основании которого всем истцам выплачена пенсия по 1200 рублей в месяц с апреля по октябрь 2018 г., в связи с чем долгов перед истцами по выплате доплаты к пенсии не имеется.

Суд, выслушав истцов и их представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу о следующем.

Часть 1 статьи 39 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, которое реализуется, в том числе и посредством установленных законом государственных пенсий.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения страны и безопасности государства.

В силу статьи 13 Закона Астраханской области от 04 сентября 2007 г. № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливают пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств соответствующего местного бюджета.

По смыслу указанных положений Закона, орган местного самоуправления самостоятельно устанавливает муниципальным служащим размер пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании установлено, что ответчикам до 01 января 2015 г. выплачивалась пенсия за выслугу лет.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

С 01 января 2015 г. выплата пенсии прекратилась в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.

Решением суда от 19 сентября 2016 г. в пользу ФИО1 взыскана пенсия за выслугу лет за период с 01 января 2015 г. по 30 июля 2016 г. в размере 108045 рублей, в пользу ФИО2 взыскана пенсия за выслугу лет за период с 01 января 2015 г. по 30 июля 2016 г. в размере 108045 рублей.

Решением суда от 06 сентября 2016 г. в пользу ФИО4 взыскана пенсия за выслугу лет за период с 01 января 2015 г. по 30 июля 2016 г. в размере 108045 рублей, в пользу ФИО3 взыскана пенсия за выслугу лет за период с 01 января 2015 г. по 30 июля 2016 г. в размере 108045 рублей.

Решением суда от 16 ноября 2016 г. в пользу ФИО5 взыскана пенсия за выслугу лет за период с 01 января 2015 г. по 31 августа 2016 г. в размере 109245 рублей.

Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области №14 от 27 апреля 2005 г. утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Сеитовский сельсовет».

Распоряжением главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» № 55 от 06 ноября 2007 г. ФИО1 с 01 сентября 2007 г. исходя из стажа муниципальной службы 17 лет, установлена ежемесячна доплата.

Распоряжением главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» № 72 от 26 мая 2005 г. ФИО2 с 08 июня 2005 г. исходя из стажа муниципальной службы 38 лет, установлена ежемесячна доплата.

Распоряжением главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» № 02 от 04 февраля 2013 г. ФИО3 с 04 февраля 2013 г. исходя из стажа муниципальной службы 27 лет 05 месяцев, установлена ежемесячна доплата.

Распоряжением главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» № 88 от 21 июля 2011 г. ФИО4 с 01 июля 2011 г. исходя из стажа муниципальной службы 23 года 04 месяца 21 день, установлена ежемесячна доплата.

Распоряжением главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» № 53 от 05 июня 2006 г. ФИО5 с 01 января 2006 г. исходя из стажа муниципальной службы на выборной должности секретаря исполкома три созыва, установлена ежемесячна доплата.

Решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области №14 от 14 августа 2009 г. утверждено новое Положение об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа, осуществляющего полномочия на постоянной основе, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим МО «Сеитовский сельсовет», согласно пункту 14 которого установлено, что минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в целом по Астраханской области в расчете на душу населения.

Решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 19 от 13 февраля 2015г. Положение от 14 августа 2009 г. отменено и признано утратившим силу решение Совета от 27 апреля 2005 г. № 14..

Решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 43 от 4 апреля 2016г. решение Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» № 19 от 13 февраля 2015г. об отмене Положения от 14 августа 2009г. ответчиком отменено (пункт 2) по представлению прокурора Красноярского района, поскольку оно противоречило статье 13 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области», и утверждено новое Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещающим и замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет».

Решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 56 от 07 сентября 2016 г. утверждено новое Положение о порядке установления и выплаты пенсии (доплаты) за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет», и признаны утратившими силу решение Совета № 14 от 27 апреля 2005 г., № 14 от 14 августа 2009 г., № 19 от 13 февраля 2015 г., № 43 от 04 апреля 2016 г., № 51 от 27 мая 2016 г..

Указанное решение Совета № 56 от 07 сентября 2016 г. не является основанием для отказа истцам в выплате пенсий за выслугу лет за период с 01 августа 2016г до 1 апреля 2018г. - в размере, определенном пунктом 2.4 Положения от 4 апреля 2016г., а с 01 апреля 2018 г. – в размере, определенном пунктом 3.1 Положения от 10 апреля 2018 г..

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 2-П от 29 января 2004г статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Также в постановлении от 15 февраля 2016 г. № 3-П Конституционный суд Российской Федерации указал, что придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере относится нормативно-правовой политике органов местного самоуправления в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно пункта 14 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа, осуществляющего полномочия на постоянной основе, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим МО «Сеитовский сельсовет», утвержденного решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области №14 от 14 августа 2009 г. минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в целом по Астраханской области в расчете на душу населения.

Согласно пункта 2.4 Положения от 4 апреля 2016г. муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет в размере 45% месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», но не ниже 1200 рублей.

Аналогичного содержания норма содержится в пункте 3.1 Положения от 10 апреля 2018 г.

Истцы пояснили, что пенсию по старости они получают в размере: ФИО2 – в размере более 15000 рублей, ФИО1 – в размере более 14000 рублей, ФИО3 – в размере более 13000 рублей, ФИО4 – в размере более 13000 рублей, ФИО5 – в размере более 17000 рублей.

Представитель ответчика пояснил, что в настоящее время денежное содержание муниципальных служащих на должностях, которые ранее занимали истцы, составляет: более 10000 рублей.

Стороны признали, что 45% месячного денежного содержания муниципального служащего никак не превышает размер получаемых им в настоящее время пенсий по старости. Следовательно, на основании пунктов 2.4 Положения от 4 апреля 2016г. и 3.1 Положения от 10 апреля 2018 г. истцы имеют право лишь на минимальный размер пенсии за выслугу лет в размере 1200 рублей ежемесячно.

Пунктом 3.1 Положения о порядке установления и выплаты пенсии (доплаты) за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет», утвержденного решением Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 08 от 10 апреля 2018 г., установлено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, в размере 45% среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка лица, замещавшего должность муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 2 решения Совета № 08 от 10 апреля 2018 г. решение Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» от 07 сентября 2016 г. №56 «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты пенсии (доплаты) за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» признано утратившим силу.

Решение Совета, которым утверждено Положение от 07 сентября 2016 г. №56, не подлежит применению в настоящем деле, как противоречащее правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной выше, в связи с чем, к спорным правоотношениям с 01 августа 2016 г. подлежит применению Положение №43 от 4 апреля 2016г., а к отношениям с 01 апреля 2018 г. подлежит применению Положение № 08 от 10 апреля 2018 г..

Таким образом, подлежат частичному удовлетворению требования истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании с ответчика задолженность по пенсиям за выслугу лет за период с 01 августа 2016г. по 01 сентября 2018г., ФИО5 - с 01 сентября 2016 г. по 01 сентября 2018 г..

По смыслу статьи 13 Закона Астраханской области от 04 сентября 2007 г. № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размер выплачиваемых пенсий за выслугу лет, исходя из финансовых возможностей своего бюджета. Законодательство не запрещает уменьшать размер пенсий на будущее время, если финансовое положение муниципального образования ухудшилось. Законодательство, в истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, запрещает лишь придавать решениям об уменьшении пенсионных выплат, обратную силу.

Исходя из размера пенсий по старости истцов и размера денежного довольствия муниципальных служащих в настоящее время, Положение от 4 апреля 2016г., Положение от 10 апреля 2018 г. фактически уменьшило размер пенсий за выслугу лет истцам до 1200 рублей ежемесячно.

Следовательно, с ответчика в пользу истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 следует взыскать задолженность по пенсии за выслугу лет за указанный период исходя из размера пенсии в 1200 рублей ежемесячно, в остальном объеме денежных требований за этот период истцам следует отказать.

Таким образом, всего за период с 1 августа 2016 г. по 01 сентября 2018 г. (то есть по август 2018 г. включительно) в пользу истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 подлежит выплата пенсии за выслугу лет за 25 месяцев в размере 30000 рублей (25 месяцев Х 1200 рублей), ФИО5 с 01 сентября 2016 г. по 01 сентября 2018 г. (то есть по август 2018 г. включительно) подлежит выплата пенсии за выслугу лет за 24 месяца в размере 28800 рублей (24 месяца Х 1200 рублей).

Из представленных платежных поручений следует, что ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО3 выплачена пенсия за период август 2016 г., апрель – август 2016 г. в размере 7120 рублей, ФИО5 – в размере 5920 рублей, которые подлежат вычету из общей суммы долга.

Таким образом, в пользу истцов ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО3 подлежит взысканию с ответчика долг за период с 1 августа 2016 г. по 01 сентября 2018 г. (то есть по август 2018 г. включительно) в размере 22880 рублей, в пользу ФИО5 подлежит взысканию долг за период с 01 сентября 2016 г. по 01 сентября 2018 г. (то есть по август 2018 г. включительно) в размере 22880 рублей.

Ответчик, как орган местного самоуправления, в силу подпункта 19 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины и в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от возмещения судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО12, ФИО2 ФИО13, ФИО3 ФИО14, ФИО4 ФИО15, Мухтаровой ФИО16 к администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о взыскании пенсии – удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в пользу ФИО1 ФИО12 пенсию за выслугу лет за период с 01 августа 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 22880 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в пользу ФИО2 ФИО13 пенсию за выслугу лет за период с 01 августа 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 22880 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в пользу ФИО3 ФИО14 пенсию за выслугу лет за период с 01 августа 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 22880 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в пользу ФИО4 ФИО15 пенсию за выслугу лет за период с 01 августа 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 22880 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в пользу Мухтаровой ФИО16 пенсию за выслугу лет за период с 01 сентября 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 22880 рублей.

В остальной части исковых требований ФИО1 ФИО12, ФИО2 ФИО13, ФИО3 ФИО14, ФИО4 ФИО15, Мухтаровой ФИО16 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяцасо дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2018 г..

Судья ЗОТОВА Н.А.