ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-809/19 от 20.03.2019 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-809/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ

в составе: председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,

при секретаре Лейченко Е.А.,

с участием ответчика ФИО2,

20 марта 2019 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам, перевозящим тяжеловесный груз,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ Упрдор «Черноморье» обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с ФИО2 возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза в размере 113 105 рублей. В обосновании исковых требований указав, что 21 февраля 2016 года на пункте весового контроля СПВГК-4, расположенного на федеральной автомобильной дороге А-147 Джубга-Сочи до границы с республикой Грузия (на Тбилиси, Баку) км 125+550, установлен факт несанкционированного проезда автомашины ISUZU гос. номер ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ прицеп-полуприцеп, под управлением ФИО2, выполняющего грузоперевозку, которой был допущен провоз груза с превышением допустимых весовых параметров. В ходе проверки выявлено превышение установленных ограничений по массе и (или) допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза в нарушение статьи 29 Федерального Закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт №695 от 21 февраля 2016 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности. Поскольку осевые нагрузки автотранспортного средства (либо общая масса транспортного средства) превысили предельно допустимые параметры, данное транспортное средство являлось тяжеловесным и для его проезда по автомобильным дорогам требовалось специальное разрешение, а также соответствующая оплата. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, причинен вред в размере 113 105 рублей. Просит взыскать с ответчика указанные денежные средства.

Представитель истца - ФКУ Упрдор «Черноморье» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что действительно допустил перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, превысил ограничения по массе и допустимых осевых нагрузок транспортного средства, но не согласился с суммой платы за допущенное нарушение, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав доводы ответчика ФИО2, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).

Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно статье 4 указанного Закона, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В соответствии со статьей 30 Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного, тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи.

Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 22-П).

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Согласно пункту Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований внедоговорной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.

Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно вышеуказанным нормам, грузоперевозчик, транспортное средство которого превышает разрешенные весовые параметры, обязан обратиться в уполномоченный орган управления автодорог – ФКУ Упрдор «Черноморье» для получения в установленном порядке разрешения и оплатить стоимость вреда, нанесенного автодороге.

Осуществление весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, является государственной функцией, которая осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 года №193, который устанавливает сроки и последовательность административных действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Роспотребнадзор). Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и её территориальных органов (Госавтодорнадзор).

На территории АДРЕС ИЗЪЯТ и Республики Адыгея контроль за соблюдение допустимых весовых параметров осуществляют совместно сотрудники ДПС ГИБДД АДРЕС ИЗЪЯТ и Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по АДРЕС ИЗЪЯТ и АДРЕС ИЗЪЯТ службы по надзору в сфере транспорта.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалам дела, что 21 февраля 2016 года при осуществлении весового контроля на пункте весового контроля СПВГК-4 на 125+550 км. автодороги А-147 Джубга-Сочи до границы с республикой Грузия (на Тбилиси, Баку) уполномоченными сотрудниками весового контроля Федеральной службой по надзору в сфере транспорта межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по АДРЕС ИЗЪЯТ и АДРЕС ИЗЪЯТ произведено взвешивание транспортного средства прицеп/полуприцеп марки ISUZU гос. номер ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, под управлением ответчика ФИО4, следовавшего по указанной автомобильной дороге общего федерального пользования по маршруту: ФИО1 Балка-р.32-Кущевская-км1156-р.31-км.1171-р.30-р.29-Краснопартизанское-Старолеушковская-Ираклиевская-Березинская-Кореновск-Динская-р,33-Пашковский-Тугургой-Адыгейск-Горячий ключ-Дефановка-Джубга-Новомихайловский-Туапсе-лазаревское-СПВГК-4.

В результате чего установлен факт несанкционированного проезда указанной автомашины, выполняющей грузоперевозки, которой был допущен провоз груза с превышением допустимых весовых параметров.

Владельцем транспортного средства прицеп/полуприцеп марки ISUZU гос. номер ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, является ФИО5, что подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (л.д.11), карточкой учета транспортного средства (л.д. 34).

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного статьей 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», водитель ФИО2 в нарушение требований статьи 29 указанного Федерального Закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ такого разрешения не имел, осуществлял движение транспортного средства без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании Весы автомобильные электронные «ВАД-20», заводской ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Весы пригодны к применению и поверены 03 декабря 2015 года, что подтверждается свидетельством о поверке N 3043 от 03 декабря 2015 года (срок действия до 03 декабря 2016 года) (л.д.12).

По результатам взвешивания уполномоченным сотрудником оператором ППВК был составлен акт N 695 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 21 февраля 2016 года (л.д. 9).

Установлено, что водитель ФИО2, управляющий транспортным средством ISUZU гос. номер ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с результатами измерений указанными в акте был ознакомлен и согласен, что подтверждается его подписью в акте.

Данным актом определен размера ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения АДРЕС ИЗЪЯТ, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов в размере 113105 рублей.

Расчет ущерба произведен электронной системой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации. Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов».

Суд признает данный расчет верным, контрарасчет ответчиком не предоставлен.

Поскольку указанная сумма ущерба в добровольном порядке ФИО2 уплачена не была, ФКУ Упрдор «Черноморье» в адрес ответчика направлена претензия от 02 декабря 2016 года о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге (л.д.8-10), однако выплата ущерба ответчиком произведена не была.

Доказательства наличия у ответчика специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в материалах дела отсутствуют.

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статьи Гражданского кодекса Российской Федерации 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в совокупности с нормами Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд, учитывая изложенное, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При таких обстоятельствах, в силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи освобождением истца при подаче иска в суд от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования – городской округ город-герой Волгоград государственная пошлина в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3 462 рублей 10 копеек (3 200 руб. + ((113 105 руб. – 100 000 руб.) * 2%)).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Исковое заявление федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам, перевозящим тяжеловесный груз - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» ущерб, причиненный автомобильной дороге на основании акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА в размере 113 105 (сто тринадцать тысяч сто пять) рублей.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета городского округа город-герой АДРЕС ИЗЪЯТ в размере 3 462 (три тысячи четыреста шестьдесят два) рублей 10 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.

Судья С.С. Щелконогова