ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-809/2021 от 16.09.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-809/2021

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино 16 сентября 2021 года Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности;

представителя ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми – А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми о признании незаконным решения пенсионного органа, обязании произвести выплату страховой пенсии с учетом индексации, единовременную денежную выплату,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное), ГУ - ОПФР в Республике Коми и с учетом уточнений просила признать незаконным решение, оформленное письмом ГУ - ОПФР по Республике Коми от 13.07.2021 № ... об отказе в выплате пенсии в связи с приостановлением и прекращением выплат, обязании произвести выплату страховой пенсии с учетом индексации в размере 233002,23 рублей за период с ... по ..., единовременную денежную выплату за ... года в размере 5000 рублей, всего на сумму 238002,23 рублей.

В обоснование иска указано, что ФИО2, являющейся гражданкой Российской Федерации, зарегистрированной и проживающей по адресу: ..., пенсионным органом неправомерно отказано в праве на получение страховой пенсии по старости с ... года и единовременной выплаты, о чем ей сообщено в оспариваемом письме от 13.07.2021 № ... в ответ на её обращение со ссылкой на несоблюдение ФИО2 как лицом, выехавшим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации, порядка уведомления о нахождении в живых, что предусмотрено Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ и Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386. Поскольку ФИО2 имеет статус гражданина, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, действие Федерального закона от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» на неё не распространяется.

Ответчиками ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми и ОПФР по Республике Коми на исковое заявление ФИО2 поданы возражения, в которых просили в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании ФИО2 при надлежащем извещении участия не принимала.

Представители ФИО2 - ФИО3 и ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, уточнили требования о признании незаконным решения указанием на письмо ГУ - ОПФР по Республике Коми от 13.07.2021 № .... Представителем ФИО1 заявлено ходатайство об исключении из числа доказательств по делу материалов проверки ОМВД по Усть-Вымскому району, проведенной по обращению пенсионного органа в целях установления фактического места жительства ФИО2, в части сведений о выходе на место регистрации ФИО2 и опроса соседей, как полученных с нарушением Законов «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку данное обращение не содержало сообщения о преступлении либо совершении административного правонарушения.

Представитель ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми – А. в судебном заседании возражала удовлетворению иска по доводам представленного ранее письменного отзыва.

ГУ - ОПФР в Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направило, в письменных возражениях полагало себя ненадлежащим ответчиком.

Заслушав представителей истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела № ..., суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО2, ..., с ... является получателем страховой пенсии по старости.

Как следует из материалов пенсионного дела, в ... года ФИО2 выехала на постоянное место жительства в ..., о чем уведомила пенсионный орган личным заявлением от ....

Из заявления от ..., адресованного в Пенсионный отдел Усть-Вымского района, следует, что ФИО2, подлинность чьей подписи засвидетельствована Генеральным консульством РФ в ... (...), постоянно проживает за пределами Российской Федерации в ..., ....

ФИО2 ежегодно в ... года по ... в ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное) представлялись документы, подтверждающие факт нахождения ее в живых (свидетельства и акты о личной явке ФИО2 в Генеральное консульство России ..., ...).

После ... года подача ФИО2 в ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное) документов, подтверждающих нахождение её в живых, не производилась, в связи с чем пенсионным органом с ... приостановлена, а с ... на основании распоряжения от 11.01.2021 прекращена выплата пенсии, что явилось основанием для обращения ФИО2 в суд с иском о восстановлении её пенсионных прав.

Выплата на территории Российской Федерации пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 (далее - Положение).

Положением предусмотрено, что пенсия выплачивается гражданам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение (п.3 и п.6 Положения).

Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законодательством Российской Федерации обусловлена проживанием на территории Российской Федерации (п.7 Положения).

В соответствии с п.9 Положения, продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации (п.10).

При несоблюдении данных требований выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет. При этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии (п.14).

Таким образом, из названных выше норм действующего законодательства следует, что предоставление один раз в год документа, подтверждающего нахождение гражданина в живых, является обязательным условием продления выплаты пенсии лицам, выехавшим за пределы Российской Федерации на постоянное жительство и получающим пенсию на территории Российской Федерации.

В этой связи, поскольку ФИО2 с ... года постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации, для продления выплаты пенсии ей необходимо ежегодно подтверждать факт нахождения в живых.

Согласно материалам пенсионного дела, последняя явка ФИО2 в Генеральное консульство ..., ... в целях фиксации факта нахождения её в живых для продолжения выплаты пенсии датирована ..., о чем свидетельствует акт № ..., следовательно, пенсия подлежала выплате ФИО2 до ....

В целях продления выплаты пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, в связи с принятием чрезвычайных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в странах мира и невозможностью представления в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документов, требуемых для выплаты установленных пенсий и иных социальных выплат, Правительством Российской Федерации было принято постановление № 530 от 17.04.2020 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации», в соответствии с которым выплата пенсий продлена до ....

Данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие с ..., и действовало до ... (п.2 постановления).

Таким образом, выплата пенсии ФИО2 была продлена до ....

Как установлено судом, для продолжения выплаты пенсии в ... году истцом не представлен в ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное) в установленном порядке документ, подтверждающий нахождение её в живых, истец лично в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации либо его территориальный орган с целью продолжения выплаты не являлась, акта о явке в отношении неё пенсионным органом не составлялось. Доказательств обратному ФИО2 не представлено.

В связи с утратой силы постановления Правительства Российской Федерации № 530 от 17.04.2020, в соответствии с требованиями Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, и в отсутствие подтверждающего нахождение ФИО2 в живых документа, с ... выплата пенсии была приостановлена, а с ... – прекращена.

Свое несогласие с принятыми решениями о прекращении пенсионных выплат ФИО2 мотивировала тем, что не относится к категории граждан, выехавших на постоянное место жительство за пределы территории Российской Федерации, поскольку имеет в России регистрацию по месту жительства в ....

Действительно, как следует из материалов дела, с ... зарегистрирована по адресу: ....

Между тем, как следует из материалов пенсионного дела, в заявлениях от ... и ... ФИО2 уведомила пенсионный орган о своем отъезде на постоянное место жительства в ..., в связи с чем просила произвести выплату пенсии за 6 месяцев вперед, сообщив банковские реквизиты для её зачисления. Факт постоянного проживания на территории ... подтвержден также ежегодными свидетельствами и актами Генерального консульства РФ в ..., а также информационным письмом ОМВД России по Усть-Вымскому району от 02.07.2021 № ..., согласно которому ФИО2 и ...В. с ... года выехали для проживания в ..., ежегодно приезжают в ..., где непродолжительное время (...) проживают в своей квартире, последний раз приезжали в ... году.

Факт регистрации ФИО2 на территории Российской Федерации является лишь способом учета гражданина в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер, и не может являться безусловным основанием для признания гражданина постоянно проживающим на территории Российской Федерации.

При этом, как следует из информации, представленной ОМВД России по Усть-Вымскому району, постоянное проживание ФИО2 на территории ... по адресу её регистрации не подтверждается.

Не свидетельствуют о постоянном проживании ФИО2 на территории Российской Федерации и обязанности в связи с этим пенсионного органа по возобновлению выплаты ей пенсии и письменные обращения и жалобы ФИО2 в ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное), поскольку не опровергают факт преимущественного проживания ФИО2 в иностранном государстве.

Также отклоняется судом и довод представителей истца о том, что в ... года в пенсионный орган была направлена заверенная у нотариуса ... нотариального округа копия паспорта ФИО2, что подтверждает её присутствие по месту жительства на территории Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 1.7 Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утвержденных Решением Правления ФНП от 25.04.2016, верность копии паспорта свидетельствуется нотариусом на общих основаниях, в том числе и по просьбе третьих лиц, представивших этот документ нотариусу.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о постоянном и преимущественном проживании ФИО2 за пределами территории Российской Федерации, в отсутствие в распоряжении пенсионного органа документов, предусмотренных Положением, о нахождении истца в живых после ... и личной явки ФИО2 в ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное) либо иной территориальный орган Управления Пенсионного Фонда РФ, суд приходит к выводу о том, что решения о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии истцу, постоянно проживающей на территории иностранного государства, приняты пенсионным органом в соответствии с приведенными выше нормами законодательства, следовательно, являются законными, правовые основания для возложения на ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное) обязанности произвести выплату недополученной пенсии за период с ... по ... с учетом её индексации отсутствуют.

Сохранение ФИО2 регистрации по адресу: ..., не указывает на незаконность оспариваемого решения, поскольку в силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит положение, согласно которому, сама по себе регистрация или отсутствие таковой не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При этом суд обращает внимание, что ФИО2 не лишена возможности предоставить необходимые для возобновления выплаты пенсии документы или явиться лично в Управление Пенсионного Фонда РФ, где будет составлен акт о личной явке гражданина, и подать заявление о возобновлении выплаты пенсии, в связи с чем в соответствии с п.14 Положения пенсия возобновляется и может быть выплачена за период не более 3 лет, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии, о чем ФИО2 разъяснялось органами пенсионного обеспечения в ответах на её обращения и жалобы.

Разрешая исковые требования ФИО2, касающиеся её несогласия с отказом ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное) в единовременной денежной выплате за ... года в размере 5000 рублей и обязании произвести данную выплату, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на ... года получателями пенсий, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей.

Единовременная денежная выплата производится в ... года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты (ч.3 ст.1 Федерального закона).

Порядок осуществления единовременной денежной выплаты устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности или выплату соответствующих пенсий (ч.4 ст.1 Федерального закона).

В соответствии с п. 5 Порядка осуществления единовременной денежной выплаты, утвержденного Приказом Минтруда России от 25.11.2016 № 674н, единовременная денежная выплата осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании выплатного дела гражданина по его месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания, за исключением лиц, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.

Принимая во внимание установленный факт постоянного проживания ФИО2 на территории ..., что подтверждалось ежегодно предоставляемыми ФИО2 актами о личной явке гражданина в Генеральное консульство РФ во ..., в том числе и актами от 29.03.2016 № ... и от 07.04.2017 № ..., и истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуто, оснований для выплаты истцу единовременной денежной выплаты в ... году не имелось.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО2 к ГУ - УПФР в Усть-Вымском районе (межрайонное), ГУ - ОПФР в Республике Коми о признании незаконным решения об отказе в выплате пенсии в связи с приостановлением и прекращением выплат, обязании произвести выплату страховой пенсии с учетом индексации за период с ... по ..., единовременную денежную выплату за ... года удовлетворению не подлежат.

Ходатайство представителя истца ФИО1 об исключении из числа доказательств по делу материалов проверки ОМВД по Усть-Вымскому району, проведенной по обращению пенсионного органа в целях установления фактического места жительства ФИО2, оставлено судом без удовлетворения, поскольку в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе и обязаны (статьи 10 и 12 Федерального закона) в рамках межведомственного взаимодействия оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, в осуществлении их законной деятельности; при этом, вопреки доводам ФИО1, действия сотрудников полиции по установлению фактического места жительства ФИО2 не были направлены на розыск данного лица. Также в силу ст. 17 данного Закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, в том числе и о месте их жительства, в связи с чем суд считает материалы проверки ОМВД России по Усть-Вымскому району допустимыми доказательствами, подлежащими оценке в совокупности с иными доказательствами по делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми о признании незаконным решения, выраженном в письме от 13 июля 2021 года № ..., обязании произвести выплату страховой пенсии с учетом индексации за период с ... по ... в размере 233002,23 рублей, единовременную денежную выплату в размере 5000 рублей за ... года оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

...

Судья...

... - М.Н.Таскаева

...

...