Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Майский районный суд КБР в составе:
председательствующего судьи Гриненко А.В.,
при секретаре Пилякиной К.В.,
с участием:
представителя истца местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР (истца по первоначальному иску) - ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика (истца по встречному иску) ФИО2,
в отсутствии надлежащим образом уведомленного:
представителя третьего лица местной администрации <адрес> -ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды, по встречному исковому заявлению ФИО2 к местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР о взыскании денежных средств в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, и обязании безвозмездно устранить недостатки имущества переданного в аренду.
установил:
местная администрация городского поселения Майский Майского муниципального района КБР (далее по тексту Администрация города) - истец по делу, обратился в суд с иском к ответчику ФИО2 о взыскании долга по договору аренды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 392391,66 рублей. В обоснование иска указано, что 01.09.2010г. между м естной администрацией Майского муниципального района КБР (далее по тексту <адрес>) и ФИО4, был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, согласно которому Арендодатель передал Арендатору в аренду земельный участок площадью 49,4294 кв. м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть <адрес> под многолетними насаждениями. Срок аренды по договору установлен с 01.09.2010г. по 01.09.2035г. Договор аренды прошел государственную регистрацию. Согласно п.3.1 договора аренды сумма ежегодной арендной платы за земельный участок составляла 50000 рублей. 02.11.2012г. заключен договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности в соответствии с которым новым арендатором земельного участка стал ФИО2, который является арендатором по сегодняшний день. Договор переуступки права аренды не прошел государственную регистрацию. Годовая арендная плата установилась на уровне 50000 рублей в год. ФИО2 не выполнил требования, установленные п.3.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с п. 1.1 договора аренды от 02.11.2012г. установлено, что арендатор передает новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. Администрацией города был выполнен досудебный порядок урегулирования спора, ФИО2 направлено заказное письмо, которое им получено и никаких действий по погашению задолженности не предпринято.
ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования Администрацией города уточнены, истец просил взыскать с ФИО2 задолженность по арендной плате в размере 272466,70 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, подано встречное исковое заявление к Администрации города о взыскании денежных средств в размере 2677,01 рублей в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, и обязании безвозмездно устранить недостатки имущества переданного в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заявленные требования уточнены, согласно которых он просил суд взыскать с Администрации города денежные средства в размере 164832 рубля в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, и обязании безвозмездно устранить недостатки имущества, переданного в аренду.
В обоснование заявленных требований, ФИО2, подтверждая факт заключения указанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договора переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и ним, при обстоятельствах, указанных истцом, так же указывает, что распоряжением главы местной администрации Майского муниципального района КБР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт на списание многолетних насаждений, земельный участок переведен из вида сельскохозяйственных угодий под многолетними насаждениями в угодья, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановлений плодородия, сроком на три года, для проведения работ по раскорчевке старых насаждений и рекультивации земельного участка. При этом, арендатором ФИО4 была подготовлена и согласована, в остановленном порядке, проектно-сметная документация по рекультивации земельного участка. Распоряжением главы местной администрации Майского муниципального района КБР № от ДД.ММ.ГГГГ был продлен срок мелиоративного строительства сроком на три года до ДД.ММ.ГГГГ. За период мелиоративного строительства в соответствии с согласованной проектно-сметной документацией были выполнены работы на площади 26 га. В соответствии с исполнительной сметой стоимость проведенных работ составляет 2677,01 тысяч рублей. Со ссылкой на положение ст.ст. 612,613,614,616,623 ГК РФ ФИО2, указывает, что арендатор имеет право требовать возмещения арендодателем затрат, связанных с проведением, согласованных с ним, в установленном порядке работ по коренному улучшению земельного участка: (его рекультивации и восстановления плодородия почв), или же уменьшения арендной платы по договору аренды земельного участка. При этом, также, указывает, что при проведении работ, он как арендатор столкнулся с препятствиями в использовании земельного участка по целевому назначению, связанными с заболачиванием земельного участка, что подтверждает акт комиссионного обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым восемь гектар земель выведено из сельскохозяйственного оборота. В настоящее время, из-за размыва дамбы, площадь подтопления увеличилась до 12-14-га. Однако арендодателем никаких мер по устранению недостатков принято не было до сегодняшнего дня, что и послужило причиной его обращения в суд со встречными исковыми требованиями.
В настоящем судебном заседании представитель Администрации города заявленные требования уточнил, просил суд взыскать с ФИО2 задолженность по арендной плате в размере 164915,57 рублей, то есть, только сумму основного долга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в части взыскания пени в размере 107613,81 рублей от требований отказался. В удовлетворении встречных требований ФИО2 к Администрации города просил отказать ввиду их необоснованности, при этом, поддержал доводы, изложенные в возражении на встречное исковое заявление, дополнительно суду пояснив, что ФИО2 не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных им требований. Обследование спорного земельного участка комиссией Администрации района действительно проводилось не однократно, но до момента обращения Администрации города в суд с требованиями о взыскании задолженности, ФИО2 в Администрацию города, с заявлением по решению вопроса о приведении заболоченной части земельного участка в пригодное для его использования состояние или произвести перерасчет арендной платы не обращался, акт выполненных работ между сторонами, в которой бы содержалась информация по объему выполненных им работ, а именно по раскорчевке старых многолетних насаждений и рекультивации земельного участка, а также произведенных им затратах по улучшению земельного участка, не составлялся. Какие - либо дополнительные соглашения, между арендодателем и арендатором спорного земельного участка на протяжении действия договора, о предоставлении льготной арендной платы, не заключались. Доводы ФИО2 о том, что ему, Администрацией района, производилось начисление арендной платы на льготной основе, с момента заключения договора аренды по декабрь 2017 года, ничем не подтверждены.
В судебном заседании ФИО2 требования Администрации города к нему по взысканию задолженности по арендной плате по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, счел необоснованными, в удовлетворении просил отказать, с учетом доводов, изложенных в возражении на исковое заявление.
Доводы изложенные во встречном исковом заявлении поддержал, уточнив свои требования, в просительной части, просил взыскать с Администрации города денежные средства в размере 164915,57 рублей, в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, либо произвести зачет в счет понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, а также просил обязать Администрацию города безвозмездно устранить недостатки имущества переданного в аренду. При этом суду пояснил, что в соответствии с распоряжением местной администрации Майского муниципального района КБР, ФЗ № 101 от 16.07.1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О мелиорации земель», между ним и Администрацией района согласована проектно-сметная документация и с 2012 года проводились работы по мелиоративному строительству (коренному улучшению земель). Начисление платежей Администрацией района осуществлялось по льготной ставке, исходя из суммы земельного налога. В течение всего срока аренды земельного участка ни к нему, ни к ФИО4 (предыдущему арендатору) никаких претензий со стороны арендодателя – Администрации района не поступало. Также сослался на те обстоятельства, что ни Администрация района, ни Администрация города не уведомляли его, как арендатора, о переходе права от первоначального арендодателя (Администрации района) к новому (Администрации города). При этом реквизиты, по которым ему необходимо было производить оплату за аренду земельного участка, он получал в Администрации района, никто не сообщал, ему что арендодателем, арендуемого им земельного участка, с октября 2016 года является Администрация города. О том, что по договору аренды спорного участка имеется задолженность он узнал из письма Администрации города, на его имя, только в октябре 2017 года, где ему было предложено погасить образовавшуюся задолженность и расторгнуть договор аренды земельного участка. Из письма И.о. главы местной администрации Майского муниципального района КБР на имя главы местной администрации г.<адрес> муниципального района за № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Администрацией района, по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, произведен перерасчет арендной платы в сторону увеличения за период с ДД.ММ.ГГГГ по 3 квартал 2017 г. включительно, что подтверждает его доводы о том, что начисление арендной платы за пользование земельным участком производилось по льготной ставке, то есть в той сумме, которая была выставлена ему в квитанциях Администрацией района, которую он соответственно и оплачивал.
Поскольку с момента перевода земельного участка из вида сельскохозяйственных угодий под многолетними насаждениями в угодья, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия, им проводились работы по раскорчевке старых многолетних насаждений и рекультивация земельного участка, что подтверждается актами обследования земельного участка, то он считает, что имеет право требовать возмещения арендодателем затрат, связанных с проведением согласованных с ним в установленном порядке работ по коренному улучшению земельного участка, или же уменьшения арендной платы по договору аренды земельного участка, либо произвести зачет в счет понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы. При проведении работ, он как арендатор столкнулся с непреодолимыми препятствиями в использовании земельного участка по целевому назначению, связанными с заболачиванием земельного участка, обращался к арендодателю для принятия мер по устранению недостатков, однако, до настоящего времени никаких мер принято не было.
В настоящее судебное заседание представитель третьего лица - Администрации района – ФИО3, будучи должным образом уведомленной не явилась, суду о причинах неявки не сообщила. В процессе рассмотрения дела требования местной администрации г.<адрес> муниципального района КБР к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды сочла обоснованными и подлежащими удовлетворению, по встречному иску ФИО2 к местной администрации г.<адрес> муниципального района КБР в удовлетворении просила отказать.
Судом было определено, рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица местной администрации Майского муниципального района КБР.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст.164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки и части земельных участков.
Согласно п. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии со 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пункту 4 статьи 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24 июля 2002 (ред. от 08.05.2009) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в том числе и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 9 названного Федерального закона предусмотрено, что минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду.
Пунктом 1 статьи 9 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено требование, согласно которому в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.
В силу п. 1 ст. 28, п. 6 ст. 34 ЗК РФ при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен быть заключен соответствующий договор.
В этой связи судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией района и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, согласно которому Арендодатель передал Арендатору в аренду земельный участок площадью 49,4294 кв. м., с кадастровым номером 07:03:2500000:98, расположенный по адресу: <адрес> под многолетними насаждениями.
Согласно п. 1.3 указанного договора, срок аренды по договору установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Договор аренды прошел государственную регистрацию в едином государственном реестре недвижимости, о чем свидетельствует запись № от ДД.ММ.ГГГГ (Аренда).
Согласно п.3.1 договора аренды сумма ежегодной арендной платы за земельный участок составляла 50000 рублей.
Указанный земельный участок был передан ФИО4 по акту приема-передачи земельного участка в аренду ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что на основании заявления ФИО4 по списанию многолетних насаждений, принадлежащих ей на праве собственности, в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, и перевода земель в стадию мелиоративного строительства, сроком на три года, для проведения работ по раскорчёвке сада и рекультивации земельного участка, начальником МУ «Управления развития АПК и МИЗО» вынесен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого была образована комиссия по обследованию земельного участка. По результатам обследования земельного участка площадью 49,43 га, комиссией составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ на списание многолетних насаждений.
ФИО4 подготовлена проектно-сметная документация рекультивации земельного участка площадью 49,43 га, расположенного в юго-восточной части <адрес>.
Распоряжением местной администрации Майского муниципального района КБР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт № от ДД.ММ.ГГГГ на списание многолетних насаждений расположенных на вышеуказанном земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, а также указанный земельный участок переведен из вида сельскохозяйственных угодий под многолетними насаждениями в угодья, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия, сроком на три года, для проведения раскорчевки старых многолетних насаждений и рекультивации земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, именуемой в дальнейшем Арендатор и ФИО2, именуемый в дальнейшем Новый арендатор, заключен договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 49,4294 кв. м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть <адрес> под многолетними насаждениями.
В соответствии с п.1.1 указанного договора Арендатор, с согласия Арендодателя, обязуется передать Новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности (далее участок) между Арендатором и Арендодателем от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на основании постановления главы администрации Майского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, а Новый арендатор обязуется принять переданные ему права и обязанности.
В соответствии с п.2.1 арендная плата по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ составляет 50000 рублей, арендная плата в квартал 12500 рублей.
Согласно п. 2.2 договора переуступки права аренды земельного участка, после переуступки прав и обязанностей от Арендатора к Новому арендатору размер арендной платы и порядок ее внесения сохраняются не менее одного года с момента подписания - договора переуступки права аренды.
Указанный земельный участок был передан, ФИО4 - ФИО2 по акту приема-передачи земельного участка, в аренду ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела, ФИО2, был представлен договор переуступки права от ДД.ММ.ГГГГ, на котором имеется отметка о государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости, о чем свидетельствует запись № от ДД.ММ.ГГГГ (договор переуступки права аренды), однако, данные обстоятельства опровергаются сведениями из справочной информации по объектам недвижимости в режиме online – Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что только договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию в едином государственном реестре недвижимости, иных сведений справочная информация не содержит, на основании чего, судом установлено, что договор переуступки права, не прошел государственную регистрацию.
Из представленных, ответчиком ФИО2, доказательств, также следует, что на основании распоряжения Администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок мелиоративного строительства и восстановления плодородного слоя почвы земельного участка с кадастровым №, сроком на три года.
Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий (ст. 1 Федерального закона от 10.01.1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель").
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" "мелиорация земли" - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; "мелиорируемые земли" - земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий.
На основании ст. 25 Федерального закона N 4-ФЗ мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10.01.1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Однако, согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Ответчик ФИО2, считая требования Администрации города необоснованными, со ссылкой на то, что с момента перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения, из вида сельскохозяйственных угодий под многолетними насаждениями в угодья, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия, для проведения работ по раскорчевке старых насаждений и рекультивации земельного участка, а также со ссылкой на решение Совета местного самоуправления Майского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно на то, что на основании данного решения ему, Администрацией района, производилось начисление арендной платы на льготной основе, то есть в сумме земельного налога на срок не более 4-х лет, а именно до декабря 2017 года и платежи им осуществлялись по квитанциям, которые ему были выписаны Администрацией района, о какой –либо задолженности по арендной плате, на протяжении действия договора аренды, ему никогда не сообщалось.
Решением Совета местного самоуправления Майского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: установить льготную арендную плату на земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Майского муниципального района, предоставленные без проведения торгов, для закладки многолетних насаждений и достижениями ими эксплуатационного возраста, в размере суммы земельного налога на срок не более 4-х лет.
Однако, из указанного решения за №, усматривается, что льготная арендная плата на земельные участки, бала установлена для земель сельскохозяйственного назначения, для закладки многолетних насаждений и достижениями ими эксплуатационного возраста, а земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 07:03:2500000:98, расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть <адрес> под многолетними насаждениями, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ был переведен из вида сельскохозяйственных угодий под многолетними насаждениями в угодья, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия, для проведения работ по раскорчевке старых насаждений и рекультивации земельного участка.
При этом, уведомлением Администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, сообщено, что в соответствии с п. 3.2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сумма годовой арендной платы, за арендуемый земельный участок, составит 56270 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет годовой арендной платы произведен на основании постановления Правительства КБР от 27.12.2012 г. № 290-ПП «О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Кабардино-Балкарской Республики», отчета оценщика № И01/15-1/2013 от 02.03.2013 г.
Согласно п.3.3 договора аренды, если арендатор в течение одного месяца с даты отправки уведомления, об изменении размера арендной платы не представил своих возражений, то начиная со следующего месяца он, обязан производить оплату аренды в соответствии с прилагаемым, к такому, уведомлению расчетом, т.е. по новым ставкам.
Судом не установлены обстоятельства, что ФИО2, в течение одного месяца с даты отправки вышеуказанного уведомления, обращался в Администрацию района, с возражениями по поводу изменения арендной платы, и не оспаривал факта получения указанного уведомления.
Решением Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР от 31.01.2014 г.№ 168утверждены Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Майского муниципального района.
В соответствии с п. 2 Правил размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Майского муниципального района, в расчете на год определяется уполномоченным органом: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Решением Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР от 07.05.2008г.№30 утверждены положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории Майского муниципального района», «Об организации и проведении торгов по продаже муниципального имущества и земельных участков или права на заключение договоров аренды муниципального имущества и земельных участков на территории Майского муниципального района» и временного положения «О порядке и условиях регулирования арендных земельных отношений и муниципального контроля на территории Майского муниципального района».
В соответствии с п.2.1 временного положения «О порядке и условиях регулирования арендных земельных отношений и муниципального контроля на территории Майского муниципального района», арендодателем земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до разграничения собственности на землю является администрация Майского муниципального района в лице главы администрации района. По решению совета местного самоуправления функции арендодателя и оформление документов, при передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения могут быть возложены на органы местного самоуправления поселений, а в соответствии с п.2.10 сбор арендных платежей на арендуемые земельные участки, производится согласно заключенным договорам аренды.
Из акта проверки эффективности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения <адрес> муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным инспектором Контрольно-счетной палаты КБР, следует, что выборочной проверкой ведения арендных отношений выявлены множественные нарушения при заключении и продлении арендных отношений, установлении арендной платы за пользование земельными участками и т.д., в том числе нарушения выявлены, и в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 07:03:2500000:98, расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточная часть <адрес> под многолетними насаждениями.
Способы защиты гражданских прав установлены ст. 12 ГК РФ.
На основании вышеизложенного, и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что доводы ФИО2 о неправомерном перерасчете истцом арендной платы, не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела, поскольку льготная ставка была установлена для земель сельскохозяйственного назначения для закладки многолетних насаждений, что не соответствует обстоятельствам установленных судом. Ответчиком, суду, не представлены доказательства о заключении с ним дополнительных соглашений к договору аренды, о предоставлении льготной арендной платы, исходя из суммы земельного налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи3.3Федеральногозаконаот 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Вне зависимости от нормативов зачисления, принимая во внимание положения Федерального закона № 171-ФЗ, полномочия по администрированию соответствующих доходов с ДД.ММ.ГГГГ переходят к органам местного самоуправления поселений.
Поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 07:03:2500000:98, расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть <адрес>, под многолетними насаждениями, находится в границах городского поселения, истцом, в подтверждение своих законный полномочий, на предъявление требований к ФИО2 о взыскании задолженности по арендной плате, представлен акт приема-передачи документов по договорам аренды земельных участков, находящихся на территории г.<адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд критически относится к доводам ответчика, о том, что ему не было известно о переходе полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ), к Администрации города, поскольку они опровергаются представленными истцом доказательствами, а именно справкой местной администрации Майского муниципального района КБР № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от ФИО2 арендная плата за пользованием земельным участком с кадастровым №, в доход бюджета местной администрации Майского муниципального района КБР не поступала.
При этом, согласно представленного Администрацией города лицевого счета, в 2017 году ответчиком была произведена арендная плата ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере по 5000 рублей, которая была уже зачислена в бюджет города.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи309,310ГК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города на имя ФИО2, направлено уведомление с просьбой, погасить образовавшуюся задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год в размере 290031,35 рублей и пени в сумме 81008,77 рублей, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что им и не оспаривалось.
Согласно лицевому счету, представленного истцом, с учетом частично произведенных, ответчиком, платежей за пользование земельным участком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится задолженность по арендной плате в размере 164915,57 рублей. Размер подлежащей взысканию суммы по арендной плате, определен договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ
Данный расчет объективно подтвержден представленными по делу доказательствами, размер задолженности на момент рассмотрения дела проверен судом, соответствует требованиям законодательства.
Поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за указанные земельные участки, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому установленный Администрацией района новый размер арендной платы подлежит применению по истечению месячного срока с даты отправки уведомления об изменении размера арендной платы, то есть в размере 56270 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ и условиями договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Исследование, в совокупности, обстоятельств по делу подтверждает, что ответчик на основании зарегистрированного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ пользовался земельным участком, но в полном объеме не вносил арендную плату, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика образовалась задолженность по арендной плате, которая и подлежит взысканию, ввиду ненадлежащего исполнения договорных обязательств по договору аренды, на основании чего суд, приходит к выводу, что требования Администрации города к ФИО2 по взысканию задолженности по арендной плате подлежат удовлетворению.
В части заявленных встречных требований ФИО2 к местной администрации г.<адрес> муниципального района КБР по взысканию денежных средств в размере 164915,57 рублей в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, либо произвести зачет в счет понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, судом установлено следующее.
ФИО2 в подтверждение своих доводов ссылается на те обстоятельства, что за период мелиоративного строительства им, в соответствии с согласованной проектно-сметной документацией, были выполнены работы на площади 26 га, стоимость работ в соответствии со сводным сметным расчетом составляет 6061,17 тысяч рублей в ценах 2011 года. Согласно исполнительной сметой стоимости, стоимость проведенных работ составляет 2677,01 тысяча рублей. Также представлена документация в подтверждение затрат на проведение мелиоративных работ на общую сумму 608680 рублей.
При этом, в судебном заседании, просил суд взыскать с Администрации города только денежные средства в размере 164915,57 рублей в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, либо произвести зачет в счет понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы.
Судом установлено, что в период мелиоративного строительства ДД.ММ.ГГГГ была образована комиссия на основании распоряжения Администрации района по обследованию земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 49,4294 кв. м., с кадастровым номером 07:03:2500000:98, расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточная часть <адрес>. По результатам обследования составлен акт, из которого усматривается, что на вышеуказанном земельном участке, ведутся работы по раскорчевке многолетних насаждений, южная и северная часть вышеуказанного земельного участка ориентировочной площадью 14,0 га раскорчеваны и засеяны многолетними травами. Восточная часть земельного участка ориентировочной площадью 6,0 га заболочена. Оставшаяся часть земельного участка ориентировочной площадью 15,0 га подлежит раскорчевке.
Из акта обследования вышеуказанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, также усматривается, что в результате обследования выявлено следующее: на части земельного участка - ориентировочной площадью 30-32 га проведены работы по раскорчевке и рекультивации земельного участка в полном объеме и засеяны сельскохозяйственными культурами; вторая часть земельного участка ориентировочной площадью 7-8 га заболочена, заросла камышом. Кроме того, 2,5-3,0 га посевов стоит под водой; третья часть земельного участка ориентировочной площадью 10 га занята старым плодовым садом.
Как усматривается из акта от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, на вышеуказанном земельном участке ориентировочной площадью 30-32 га проведены работы по раскорчевке и рекультивации земельного участка в полном объеме и засеяна сельскохозяйственными культурами. Вторая часть земельного участка ориентировочной площадью7-8 га заболочена, заросла камышом. Кроме того, 2,5-3,0 га посевов стоит под водой. Третья часть земельного участка ориентировочной площадью 10 га занята старым плодовым садом.
При этом, судом не установлено, что ФИО2 обращался в Администрацию города с заявлением о принятии выполненных им работ.
В соответствии с положениями п. 2ст.623ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора навозмещениестоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
Поскольку судом установлено, что срок договора аренды земельного участка истекает ДД.ММ.ГГГГ, представленный суду сводный сметный расчет стоимости строительства не утвержден Администрацией района, отсутствует акт приема-передачи выполненных работ, а также в силу ст. 56 ГПК ФИО2 не представлены доказательства по объему и стоимости проведенных работ (представлены кассовые чеки о покупке дизтоплива, договор на оказание услуг по ремонту автотранспортного средства, дополнительное соглашение к договору поставки нефтепродуктов и накладные на приобретение запчастей для транспортного средства) из которых, однако, не явствует, что эти затраты произведены именно ФИО2 и именно в связи с выполнением работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, и что эти затраты были обоснованно необходимы, на основании чего суд приходит к выводу, что встречные требования ФИО2 к местной администрации г.<адрес> муниципального района о возмещениизатратсвязанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, либо произвести зачет в счет понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, удовлетворению не подлежат.
ФИО2, также, заявлены требования об обязании местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР безвозмездно устранить недостатки имущества переданного в аренду.
Всилуп. 1ст.612ГКРФарендодатель отвечает занедостаткисданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованиюим, даже если во время заключения договора аренды он незналобэтихнедостатках. При обнаружении такихнедостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездногоустранениянедостатковимущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов наустранениенедостатковимущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатковиз арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что земельный участок был передан Администрацией района ФИО4 по акту приема-передачи земельного участка в аренду ДД.ММ.ГГГГ, а после заключения договора переуступки права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был передан ФИО4 - ФИО2( новому арендатору) по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. На момент передачи земельного участка арендодателя – арендатору, а в последующем арендатора - новому арендатору, каких-либо недостатков обнаружено не было.
Из актов обследования вышеуказанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что на земельном участке происходит подтопление ориентировочной площадью 7-8 га.
Несмотря на утверждение о непригодности части земельного участка для использования в соответствии с условиями договора с момента его заключения, ФИО2 не обращался к арендодателю, с какими-либо заявлениями, не предпринимал мер по его возврату в установленном законом порядке, только после обращения Администрации города в суд с требованиями по взысканию задолженности по арендной плате, им было подано заявление на имя главы Администрации города, по решению вопроса о непригодности части земельного участка.
При этом, как следует из пунктов 4.2.4 и п.4.2.5 договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены обязанности арендатора повышать плодородие почв внесением органических и минеральных веществ и не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель природоохранным технологиям производства, защита почв от эрозии, потопления, заболачивания, загрязнения и других процессов, ухудшающих состояние почв.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 к местной администрации г.<адрес> муниципального района в части обязания безвозмездно устранить недостатки имущества, переданного в аренду, поскольку согласно условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на него как арендатора возложены права и обязанности по повышению плодородия почв, а также осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране земель природоохранным технологиям производства, защита почв от эрозии, потопления, заболачивания, загрязнения и других процессов, ухудшающих состояние почв.
Поскольку истец в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то она согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований размере 164915,57 рублей, в связи, с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 498 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР задолженность по договору аренды земельного участка общей площадью 49, 4294 кв. м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 164915,57 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Майского муниципального района КБР государственную пошлину в размере 4498 рублей.
В удовлетворении встречного иска ФИО2 к местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР о взыскании денежных средств в размере в размере 164915,57 рублей в счет затрат связанных с производством работ по рекультивации земельного участка и восстановлению плодородия почв, и обязании безвозмездно устранить недостатки имущества переданного в аренду, а также обязании проведения рыночной оценки земельного участка, отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР через Майский районный суд КБР, в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Майского районного суда КБР А.В.Гриненко