ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/18 от 28.03.2018 Никольского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2 - 80 /18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» марта 2018 года г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М.В.,

С участием административного истца Кубашева Р.К.

Представителей ответчика ФГУП «Почта России» Сараевой О.Ю., Мочалиной Н.Н.

при секретаре, Викуловой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске, в помещении районного суда, гражданское дело иску Кубашева Р.К. к ФГУП « Почта России» о защите прав потребителя и взыскании морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кубашев Р.К. обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителя и взыскании морального вреда, в котором указал, что его родные в конце ноября 2017 года, по его просьбе хотели отправить ему посылку на 50 кг., на Никольском почтамте им отказали, указав, что нет такого оборудования и нет специального отделения для приема тяжеловесных крупногабаритных посылок, что нарушает его права, как потребителя.

Согласно ст. 1 Закона РФ « О защите прав потребителя»( ч.1 п.1 ФЗ -от21.12.2004 года № 171), отношения в области защиты прав потребителя регулируются ГК РФ.

Согласно ч.3. ст.14 Закона, вред, причиненный вследствие недостатков работ услуг, подлежит возмещению исполнителем.

Параграф 4 гл.59 ГК РФ регулирует компенсацию морального вреда.

Ответчиком нарушаются его права ввиду не отправления посылки в 50 кг и причиняет ему моральные страдания, т.к он отбывает наказание в местах лишения свободы на строгих условиях и разрешена одна посылка в год и 50 кг необходимо на год канцелярию, предметы первой необходимости, продукты питания и т.д. Его родным пришлось отправлять ему всего 20 кг., чем безусловно вызывает чувство несправедливости, подавленности, он чувствовал нравственный, моральный упадок.

Посылки от 10 до 50 кг тяжеловесные 190*130*350 см. должны отправляться с Почты России в пределах РФ, Приказ Минсвязи РФ от 15.04.2005 года № 221 о предоставлении услуг ФГУП «Почта России». Если такая услуга есть, то она должна быть во всех отделениях почты России.

С учетом принципа разумности, полагает, что моральный вред, причиненный ему ответчиком по вышеуказанным доводам, он обоснованно расценивает в размере 50 000 рублей, которые должны быть взысканы с ответчика в его пользу, что будет отвечать законности и правопорядку, предупреждению правонарушений, формулированию уважительности к закону суду. На основании изложенного просит :

Взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей

В судебном заседании, проведенном в системе видеоконференцсвязи, Кубашев Р.К. поддержал свои требования и просил их удовлетворить. По существу дела показал, что попросил своих родственников прислать ему посылку с продуктами, вещами первой необходимости и канцелярскими принадлежностями весом в 50 кг. Когда мать и сестра купили все необходимое по его просьбе, на почте им отказали в принятии посылки с таким весом, сообщив, что в почтовом отделении отсутствуют условия для отправки посылки такого веса ; нет ящиков для посылки такого размера и нет грузчиков, которые смогли бы ее погрузить. Родственники были вынуждены приобрести на почте ящик на 20 кг и отправить ему посылку, содержимое которой было гораздо меньше того, на что он рассчитывал. Считает, что является надлежащим потребителем услуг, т.к. посылка отправлялась именно ему, и он является стороной договора предоставляемых услуг. Не получив необходимых вещей, он расстроился, и оценил моральный вред, причиненный ему Никольским отделением «Почта России» в 50 000 рублей, который просит взыскать с ответчика.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» Сараева О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Кубашева Р.К. не согласилась, и по существу дела пояснила, что в исковом заявлении Кубашева указано о том, что намерение заключить договор на оказание услуг почтовой связи было выражено не истцом, а его родственниками, исходя из чего считает, что Кубашев Р.К.не является стороной договора заключаемых услуг с Никольским отделением «Почта России» и не является надлежащим истцом по делу. Так же пояснила, что пп.5 п. 23 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 года ( ред.14.11.1992 ), утвержденных Приказом Минсвязи РФ от 14.11.1992 года № 416, разрешается прием посылок, масса и размеры которых превышают установленные настоящими Правилами величины, при условии погрузки посылок в почтовые вагоны и выгрузки из них силами и средствами отправителей и адресатов. Такие посылки перевозятся без перегрузки в пути следования в почтовых вагонах, принадлежащих предприятиям связи РФ. Общие Правила приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах почтовой связи детально регламентированы Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 года № 114п. Пунктом 11.1 Порядка регламентированы виды посылок, к которым относятся и посылки тяжеловесные, крупногабаритные от 10 до 50 кг, с допустимым вложением : печатные издания, товарные вложения.

В соответствии с п.п.11.4-11.5 Порядка, прием и выдача тяжеловесных посылок весом свыше 20 кг производятся в специально выделенных для этого отделениях почтовой связи, а так же данные виды посылок принимаются к отправке при условии отсутствия их перегрузки в пути следования.

Отделения почтовой связи, расположенные на территории Никольского района Пензенской области не являются специализированными для приема и выдачи тяжеловесных крупногабаритных посылок весом свыше 20 кг., к тому же, все отделения Пензенского филиала «Почта России» не имеют прямых связей как между собой, так и с другими отделениями почтовой связи РФ, т.е. пересылка исходящих почтовых отправлений из Пензенской области осуществляется с многочисленными перегрузами в пути следования.

Учитывая, что истцом не доказаны физические и нравственные страдания, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.

Просила отказать Кубашеву Р.К. в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика, начальник Никольского отделения ФГУП «Почта России» Мочалина Н.Н., в судебном заседании по существу дела показала, что от работников почты ей известно о том, что обращалась для получения консультации женщина, которой нужно было отправить посылку весом 50 кг. Ей работники объяснили, что посылки таким весом они не принимают, т.к. на почтовых отделениях в г. Никольска отсутствует специальное оборудование для приема таких посылок : нет специальных ящиков для упаковки вещей, нет специальных весов для взвешивания посылки, нет платформы, на которую можно было бы поставить посылку, нет в штате грузчиков, которые могли бы погрузить посылку такого веса и нет механических погрузчиков. Кроме того, в соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений № 114п от 17.05.2012 года, прием и выдача крупногабаритных посылок весом свыше 20 кг, производятся в специально выделенных для этого отделениях почтовой связи, а так же данные виды посылок принимаются при условии отсутствия их перегрузки в пути следования. В Никольских почтовых отделениях не имеется специальных условий, предусмотренных требованиями Правил оказания услуг почтовой связи и Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, о чем было разъяснено обратившимся. Посылку в почтовые отделения г. Никольска весом 50 кг никто не доставлял. Посылка весом 20 кг, была принята и доставлена адресату.

Выслушав истца, представителей ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1ст. 1 Закона РФ « О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В законе РФ « О защите прав потребителей» в редакции ФЗ от 17.12.1999 № 212-ФЗ, даны определения понятий:

« потребитель» - гражданин, имеющий намерение приобрести, заказывающий, приобретающий, или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

« исполнитель» - организация независимо от ее организационно правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий слуги потребителям по возмездному договору».

В соответствии с п.5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец ( исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу ) соответствующую этим требованиям. ( в редакции ФЗ от 21.12.2004 года № 171-ФЗ).

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем ( исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. (в редакции ФЗ от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 21.12.2004 года № 171-ФЗ).

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. (п.3 в редакции ФЗ от 18.07.2011 года № 242-ФЗ).

Частью 1 ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ :

1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда, должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, денежная компенсация морального вреда возможна в случае установления факта нарушения нематериальных благ, предусмотренных частью 1 ст. 150 ГК РФ, ст. 152 ГК РФ, в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ « О почтовой связи», пользователи услуг почтовой связи - граждане, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи ;

гражданин или организация, которым адресовано почтовое отправление, являются адресатом.

В ст.16 ФЗ «О почтовой связи» определено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

В соответствии с п.п. 45-46 ПОУПС, адресат имеет право:

Отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода, сделав отметку об этом на почтовом извещении

Адресат или его законный представитель имеет право за дополнительную плату сделать распоряжение ( в письменной форме) об отправлении или доставке по другому адресу поступающих на его имя почтовых отправлений и почтовых переводов.

Согласно перечню основных услуг почтовой связи, оказываемых в отделениях почтовой связи в редакции от ноября 2015 года, ФГУП «Почта России» осуществляет :

-прием и вручение почтовых карточек ( простых и заказных),

-прием и вручение писем ( простых, заказных, с объявленной ценностью),

- прием и вручение бандеролей ( простых, заказных, с объявленной ценностью),

- прием и вручение посылок ( обыкновенных, с объявленной ценностью),

- прием и оплату почтовых переводов,

- прием и вручение отправлений ускоренной почтой « отправлений 1 класса» ( простых, заказных, с объявленной ценностью),

- прием и вручение международных почтовых отправлений и почтовых переводов,

- прием и вручение внутренних и международных отправлений ЕМС.

Согласно Положению об отделе почтовой связи нового формата обслуживания 3 класса г. Никольск, утвержденного Начальником ОСП Никольский почтамт УФПС Пензенской области - филиал ФГУП «Почта России» 15.02.2017 года, Никольский почтамт выполняет функции, указанные в разделе 3.1, где в списке перечисленных имеются :

- прием и обработка универсальных услуг почтовой связи ( оказываются в обязательном порядке в ОПС)

- прием, обработка и доставка иных почтовых денежных отправлений, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи.

Общие правила приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах связи регламентированы Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлении, утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 17.95.2012 года № 114-п ( далее Порядок).

Пунктом 11.1 Порядка регламентированы следующие виды посылок:

- посылки стандартные

- посылки тяжеловесные

- посылки нестандартные

- посылки тяжеловесные крупногабаритные.

Согласно п.12 Порядка, к посылкам тяжеловесным крупногабаритным относятся посылки весом от 10 до 50 кг,

допустимые вложения - печатные издания, товарные вложения,

минимальный размер : 425*265*380 мм.

максимальный размер : 1900*1300*3500 мм.

В соответствии с п.п. 11. 4 - 11.5 Порядка, прием и выдача тяжеловесных крупногабаритных посылок, весом свыше 20 кг. производятся в специально выделенных для этого отделениях почтовой связи, а так же данные виды посылок принимаются к отправке при условии отсутствия их перегрузки в пути следования.

В соответствии с ведомственными рекомендациями, определены Критерии к объектам почтовой связи, в которых можно оказать услугу по приему и вручению посылок нестандартных ;

для этого ОПС должны быть обеспечены :

- 1.1 Электронными весами платформенного типа размерами платформы 2000*3000 мм., грузоподъемностью до 50 кг и выше.

- 1.2 Электронными весами настольными, грузоподъемностью 30 кг

- 1.3.Тележками ручными, грузоподъемностью 100 кг или гидравлическими тележками, грузоподъемностью 1 000 кг.

- 1.5 Радио-сканерами для оснащения автоматизированных рабочих мест

- 1.6 Механизированным люком для обмена почтой, оборудованным телескопическим транспортером или пандусом для обмена с автотранспортом. При этом транспортер должен позволять перемещать почтовые отправления массой до 50 кг.

- 2.1.Помещение ОПС должно иметь проемы дверей, достаточные для перемещения негабаритных посылок -не менее 2000*1400 мм.

- 2.2. - Иметь отдельный пандус ( дебаркадер) для осуществления обмена с автотранспортом с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных работ посредством гидравлических тележек через проем размером не менее 2000*1400 мм.

- 2.3 помещение должно иметь ровный пол без порогов в зоне перемещения посылок.

- п.3 ОПС должны иметь в штате грузчиков, на которые будут возложены функции по перемещению посылок и проведению погрузочно-разгрузочных работ.

В судебном заседании было установлено, что в Никольском почтамте такие условия отсутствуют.

Из претензий Кубашева Р.К. от 18.12.2017 года, В.Т.Н. от 18.12.2017 года, и Л.А.А. видно, что Л.А.А. и В.Т.Н., как потребители почтовых услуг, собрали посылку для Кубашева Р.К., весом 50 кг., но на почте им объяснили, что таких коробок для посылки в 50 кг нет и нет оборудования для ее отправки. Поскольку были нарушены их права и причинен моральный вред они попросили выплатить им компенсацию морального вреда по 10 000 каждому. Кубашев Р.К., как потребитель услуг почтовой связи так же испытал моральные страдания из-за того, что его родственники не смогли ему отправить посылку, весом 50 кг., и так же просил выплатить ему компенсацию морального вреда в той же сумме.

В сообщении филиала ФГУП «Почта России» Никольский почтамт № 7.6.15.8.2-/2076, указано, что ОСП Никольский почтамт рассмотрел претензию Кубашева Р.К. о невозможности воспользоваться услугами почтовой связи, отправкой посылки 50 кг., и доводит до его сведения результат внутреннего расследования ;

Согласно нормативного документа «порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» от 17.05.2012 года № 114п :

Посылки должны отвечать требованиям к предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам, установленных для пересылки в пределах РФ.

Прием посылок тяжеловесных, свыше 20 кг, производиться в специально выделенных для этого отделениях почтовой связи.

Данная информация размещена в папке для клиентов.

В связи с тем, что отделения почтовой связи не относятся к специально выделенным отделениям почтовой связи для приема тяжеловесных посылок, оператор был вправе отказать, т.к такая услуга не входит в перечень услуг почтовой связи ОПС Никольского района.

Аналогичный ответ был дан Л.А.А. в письме Никольского филиала ФГУП «Почта России» Никольский почтамт за № 7.6.15.8.2-/ от 26.12.2917 года.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Л.А.А. по существу дела показала, что в ноябре или декабре 2017 года она, по просьбе сына Кубашева Р.К., который отбывает наказание в местах лишения свободы, приобрела необходимые для него продукты питания, предметы первой необходимости, канцелярские принадлежности, общим весом на 50 кг и пришла на почту, чтобы узнать как отправить посылку сыну. Работники почты сообщили ей, что посылку весом в 50 кг они принять от нее не могут, т.к в г. Никольске нет специального оборудования для отправления таких тяжелых посылок, а так же у них нет специальных крупногабаритных ящиков и нет грузчиков, которые могли бы загрузить посылку таким весом и нет специальных механических погрузчиков. Откуда она может отправить такую посылку ей так же не сообщили. Объяснили, что могут принять посылку весом не более 20 кг., и только в специальных почтовых ящиках, которые продаются на почте. Она вынуждена была купить почтовый ящик, сложить в него продукты питания и заказные сыном вещи, весом на 20 кг., после чего посылку приняли и отправили. Она обратилась с претензией в Никольское отделение «Почта России». Через некоторое время получила ответ, в котором ей сообщили, что почта в г. Никольске не принимает посылки весом 50 кг.

Допрошенный в судебном заседании свидетель В.Т.Н., по существу дела показала, что после получения письма от Кубашева Р.К., который сообщил, что ему можно выслать посылку весом в 50 кг. ее мать Л.А.А., закупила продукты питания, предметы первой необходимости, канцелярские принадлежности и другие вещи, весом на 50 кг. Они пошли на почту, для того, чтобы узнать как отправлять такую посылку, где им сообщили, что посылки таким весом не принимают, т.к для них нет специальных ящиков, нет грузчиков, и нет специального оборудования для погрузки таких посылок. Пояснили, что принимают посылки не более 20 кг. После чего они приобрели на почте специальный ящик для посылки на 20 кг, погрузили в него часть приобретенных вещей и продуктов, и отправили брату. Они написали претензию на почту о том, что им не оказали услугу и не приняли посылку весом 50 кг. Ответ на претензию она не получила.

В судебном заседании было установлено, что родственники Кубашева Р.К. не смогли ему отправить посылку весом 50 кг, из-за отсутствия в Никольском почтамте специального оборудования для отправки тяжеловесных крупногабаритных посылок. Истец обратился в суд за защитой своих прав потребителя, считая, что Никольский почтамт незаконно не принял такую посылку у его родственников, чем нарушил его права.

Как «потребитель», в соответствием с определением данного понятия, приведенного в законе РФ « О защите прав потребителей» в редакции ФЗ от 17.12.1999 № 212-ФЗ, истец имел намерение использовать Никольский почтамт для получения услуги (посылки), и в договоре между Никольским почтамтом и его родственниками, он так же является стороной « получателем» услуги, поэтому, заявление ответчика о том, что он не стал стороной договора в связи с тем, что он лично не обратился на почту для заключения договора, и в соответствии с этим не может являться надлежащим истцом, суд находит необоснованным.

Довод истца о том, что его права нарушены тем, что Никольский почтамт не оказывает ожидаемые им услуги, в судебном заседании своего подтверждения не нашли и были опровергнуты доказательствами, исследовав которые суд приходит к выводу о том, что ответчик может оказывать только определенные услуги предусмотренные п.3 Положения об отделении почтовой связи нового формата обслуживания 3 класса № 7.6.15.8.1.4-02/1 от 15.02.2017 года. Для выполнения других услуг ответчик не имеет технической возможности, и не обязан выполнять их, т.к., они не входят в перечень предоставляемых им услуг.

Суд считает, что отказ организации - ответчика в предоставлении услуги, которую она не обязана предоставлять, не является основанием для того, чтобы считать права истца нарушенными.

Поскольку никаких доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, истец суду не представил, суд не находит оснований для удовлетворения его требований.

Анализируя исследованные доказательства, суд находит требования истца незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Кубашева Р.К. к филиалу ФГУП «Почта России» Никольский почтамт о защите прав потребителя, и взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Никольский районный суд Пензенской области, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 2 апреля 2018 года.

Судья :