Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика Администрации города Ханты-Мансийска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-80/18 по исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска об установлении стоимости возмещения за изъятое жилое помещение, обязании выплатить возмещение за изъятие жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО3, ФИО4 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска об установлении стоимости возмещения за изъятое жилое помещение, обязании выплатить возмещение за изъятие жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности муниципального образования, мотивировав свои требования тем, что ФИО3 и ФИО4 являются собственниками, в равных долях, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года истцы уведомлены Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о том, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Этим же требованием от ДД.ММ.ГГГГ года, истцам установлен двухмесячный срок с момента получения требования осуществить мероприятия по сносу многоквартирного дома №<адрес>
При этом, указано, что в случае не осуществления сноса многоквартирного жилого дома квартира, принадлежащая истцам на праве собственности, подлежит изъятию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ года истцы обратились в Администрацию города Ханты-Мансийска и Департамент муниципальной собственности города Ханты-Мансийска с заявлением об изъятии аварийной квартиры и выплате возмещения за изъятие квартиры в размере 2 664 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ года получен ответ, в котором Департамент муниципальной собственности уведомил о постановлении администрации Ханты-Мансийска от № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» и направил соглашение об изъятии недвижимости.
Истцы не согласны с предложенной ценой возмещения, и настаивают на цене указанной на основании рыночной оценке.
Жилой дом №<адрес> не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В связи с чем истцы просят определить стоимость возмещения за изъятие жилого помещения (трехкомнатной квартиры), расположенного по адресу: <адрес> в размере 2 664 000 рублей; обязать Администрацию города Ханты-Мансийска и Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска выплатить ФИО3 возмещение за изъятие № доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в размере 1 332 000 рублей; обязать Администрацию города Ханты-Мансийска и Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска выплатить ФИО4 возмещение за изъятие <адрес> в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес> в размере 1 332 000 рублей; прекратить право собственности ФИО3 и ФИО4 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> после выплаты возмещения за нее; признать право собственности муниципального образования город Ханты-Мансийск на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с момента выплаты ФИО3 и ФИО4 возмещения за изъятие квартиры; взыскать с Администрации города Ханты-Мансийска расходы по оплате государственной пошлине в размере 21 520 рублей, расходы на проведение оценки 10 000 рублей и на оказание юридических услуг.
В судебное заседание истец ФИО3, ФИО4, представитель ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения согласно искового заявления.
Представитель ответчика Администрации города Ханты-Мансийска ФИО2 исковые требования не признал, полагает их не основанными на нормах жилищного законодательства Российской Федерации.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условий предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
ФИО3, ФИО4 являются собственниками квартиры, назначение жилое, общей площадью № кв. метров, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от № года.
Согласно заключения комиссии по оценке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ года, многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска № года, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска предписано: обеспечить расселение граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях жилых домов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; направить собственникам жилых помещений в жилых домах в срок до ДД.ММ.ГГГГ требования о сносе домов; обеспечить передачу муниципальных жилых помещений в жилых домах муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального заказа в ЖКХ» для организации сноса после расселения граждан; провести необходимые действия по прекращению права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах в регистрационных органах и исключить их из реестра муниципального имущества города Ханты-Мансийска после сноса жилых домов.
Муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального заказа в ЖКХ» совместно с собственниками жилых помещений: организовать снос жилых домов после расселения граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; представить акты сноса в Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в течение пяти дней после сноса жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска направлено в адрес ФИО3 требование в течение двух месяцев с момента получения настоящего требования осуществить мероприятия по сносу многоквартирного жилого дома <адрес>
В случае не осуществления сноса многоквартирного жилого дома <адрес>, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, подлежит изъятию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска № года, в связи с признанием многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; жилые помещения <адрес>
Согласно заключение судебной экспертизы № выполненной Союзом «Сургутская торгово-промышленная палата» на основании определения Ханты-Мансийского районного суда от 11 декабря 2017 года, рыночная стоимость на ДД.ММ.ГГГГ года квартиры <адрес> города <адрес>, с учетом стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме и земельном участке под многоквартирным домом составляет 2 383 400 рублей.
Размер расходов ФИО3, ФИО4 на переезд по территории города <адрес>, оплату услуг по подбору жилого помещения для приобретения права собственности, расходов, связанных с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения составил 145 669 рублей.
В соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из содержания положений ст.32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Администрации города Ханты-Мансийска принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений. Исполнение процедуры изъятия жилого помещения возложено на Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска.
Соглашения о выкупной цене жилого помещения или других условий его выкупа между сторонами не достигнуто, при этом органом местного самоуправления жилое помещение фактически изъято у истцов, более того в результате сноса прекратило существование.
Пунктом 2 ст.281 ГК РФ предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ст.12 Федерального закона 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и разъяснениям, приведенным в абзаце 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 №92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу требований ст.13 указанного Федерального закона в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом.
По смыслу приведенных положений отчет об оценке изымаемых для государственных нужд объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленный оценщиком по заказу органа исполнительной власти, может быть оспорен собственником таких объектов в судебном порядке. При этом истец должен доказать, что такой отчет подготовлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, а величина оценки является недостоверной.
Суд считает, что заключение эксперта №116-02-00078 соответствует требования законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, признает разумной и обоснованной определенную в нем выкупную стоимость объекта. Экспертом были соблюдены все параметры проведения оценки в данном случае, был применен сравнительный метод, где объекты взяты примерно такой же площади; учтены местоположение, техническое состояние, время предложения продажи, благоустройство жилого помещения. При определении стоимости объекта недвижимости, принадлежащего истцам, эксперт руководствовалась методом подбора аналогов, учитывала при этом назначение объектов – аналогов, месторасположение объектов - аналогов, все подобранные объекты - аналоги находятся в техническом состоянии, соответствующему оцениваемому объекту. Методы примененные экспертом не противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Оснований для признания недостоверной рыночной стоимости указанного имущества в данном случае не имеется.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств исковые требования об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение подлежат удовлетворению частично в размере 2 383 400 рублей.
При этом, с учетом того, что обязанность по изъятию жилого помещения, возложена на Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, ответчиком Администрацией города Ханты-Мансийска прав и законных интересов истцов не нарушено, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в отношении Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска. Исковые требований к Администрации города Ханты-Мансийка удовлетворению не подлежат.
С учетом того, что ФИО3 и ФИО4 владеют по № доли в праве на изымаемое жилое помещение, заявленные требования об обязании Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска выплатить ФИО3, ФИО4 возмещение за изъятие № доли в праве собственности на спорную квартиру подлежат удовлетворению частично, с учетом проведенной экспертизы в пользу ФИО3 подлежит выплате возмещение в размере 1 191 700 рублей, в пользу ФИО4 подлежит выплате возмещение в размере 1 191 700 рублей.
Согласно ст.235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст.239 ГК РФ).
В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст.279-282 и 284-286 ГК РФ (ч.1 ст.239 ГК РФ).
В связи с выплатой выкупной цены за изымаемое имуществом подлежит прекращению право собственности ФИО3, ФИО4 на квартиру <адрес> расположенную по адресу: <адрес>, а за муниципальным образованием <адрес> городской округ город <адрес> признанию право собственности на указанное имущество, с момента выплаты ФИО3, ФИО4 возмещения за изъятие квартиры.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцы просят взыскать расходы на оказание услуг по оценке в размере 10 000 рублей и на оказание юридических услуг, при этом в соответствии со ст.56 ГПК РФ доказательства понесенных расходов не представлены, в связи с чем заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с учетом характера исковых требований, носящих имущественный характер не подлежащий оценке, с ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска подлежат взысканию расходы истца ФИО3 по оплате государственной пошлине в размере 300 рублей.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от 11 декабря 2017 года, назначена судебная экспертиза в Союз «Сургутская торгово-промышленная палата», оплата за проведение экспертизы возложена на стороны в равных долях.
Согласно счетов на оплату, расходы по проведению экспертизы составили 36 400 рублей, указанные расходы подлежат взысканию с ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, поскольку решение суда состоялось в пользу истцов.
С учетом того, что в ходе рассмотрения дела оплата судебной экспертизы Союзу «Сургутская торгово-промышленная палата» не произведена, суд считает необходимым взыскать в пользу указанного экспертного учреждения с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска расходы по проведению судебной экспертизы в размере 36 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3, ФИО4 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска удовлетворить частично.
Определить возмещения (выкупную стоимость) за изымаемое имущество – квартиру <адрес>, принадлежащую ФИО3, ФИО4 в размере 2 383 400 рублей.
Обязать Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска выплатить ФИО3 за изъятие № доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> возмещение в размере 1 191 700 рублей.
Обязать Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска выплатить ФИО4 за изъятие № доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: город <адрес>, возмещение в размере 1 191 700 рублей.
Прекратить право собственности ФИО3, ФИО4 на квартиру <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признать право собственности муниципального образования <адрес> на квартиру <адрес> расположенную по адресу: город <адрес> с момента выплаты ФИО3, ФИО4 возмещения за изъятие квартиры.
Взыскать с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлине в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, требований о взыскании судебных расходах к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4 к Администрации города Ханты-Мансийска, отказать.
Взыскать с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в пользу Союза «Сургутская торгово-промышленная палата» расходы по оплате судебной экспертизы в размере 36 400 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 30 мая 2018 года в 14 часов 00 минут.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов