ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/19 от 03.04.2019 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу № 2-80/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новороссийск 03 апреля 2019 г.

Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:

судьи Семенова Н.С.,

при секретаре Вьюговой Н.А.,

с участием помощника прокурора г. Новороссийска Мартыненко А.А., представителей: ответчика - Бекельман В.А., третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования – Новороссийского городского отдела Всероссийского общества инвалидов – Будко В.Е., управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края – Путинцевой В.В. и Пичугиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новороссийска, поданному в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» о возложении обязанности по исполнению действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с иском, в котором указал на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории, муниципального образования г-. Новороссийск, было установлено несоответствие социального объекта - помещения, расположенного по адресу: <адрес> и эксплуатируемого ООО «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» (далее «ООО») требованиям действующего законодательства, обеспечивающего беспрепятственный доступ маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, а именно:

- отсутствуют на наружной лестнице на входе поручни по обеим сторонам на высоте 90 см;

- отсутствует пандус, дублирующий наружную лестницу или подъемник, дублирующий наружную лестницу на входе (при высоте подъема более 3,0 м), длиной марша пандуса не более 0,9 м, уклоном пандуса (высота\длина) не более 1\20 (5%), со свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,7м (нижний поручень) и 0,9 м (верхний поручень), расстояние между поручнями в пределах 0,9-1,0 м;

размер входной площадки при открывании двери наружу менее 1,4x2,0 или 1,5x1,85м, а при наличии пандуса менее 2,2x2,2 м;

ширина проема одной створки двери в свету входной наружной и входной внутренней менее 0,9 см, высота порога двери входной внутренней более 1,4 см;

отсутствует обозначение специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения;

отсутствуют знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях на высоте от 1,5 до 4,5 м;

отсутствует информация о назначении помещения внутри здания с дублированием рельефными знаками.

По причине того, что инвалиды ограничены в использовании равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод в виде беспрепятственного доступа в социально значимые помещения, просит суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в виде помещения, эксплуатируемого ООО, расположенного по адресу: <адрес> обязать ответчика устранить допущенные нарушения федерального законодательства о защите прав инвалидов путем: оборудования на наружной лестнице на входе поручней по обеим сторонам на высоте 90 см; оборудования пандусом, дублирующим наружную лестницу или подъемника, дублирующего наружную лестницу на входе (при высоте подъема более 3,0 м), длиной марша пандуса не более 0,9 м, уклоном пандуса (высота\длина) не более 1\20 (5%), со свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручней вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,7м (нижний поручень) и 0,9 м (верхний поручень), расстояние между поручнями в пределах 0,9-1,0 м; увеличения размер входной площадки при открывании двери наружу более 1,4x2,0 или 1,5x1,85м, а при наличии пандуса более 2,2x2,2 м; увеличения ширину проема одной створки двери в свету входной наружной и входной внутренней более 0,9 см, высоту порога двери входной внутренней менее 1,4 см; установления информацию о назначении помещения внутри здания с дублированием рельефными знаками.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил свои исковые требования и просил суд обязать ответчика создать беспрепятственный доступ в помещение, эксплуатируемое ООО, расположенное по адресу: <адрес>, «АРТ-БАЗАР», путем: установки поручней высотой 0,9 м по обеим сторонам вдоль ступней лестницы, расположенной на площадке с северо-восточной стороны; установки поручней на высоте 0,9 м и 0,7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам с обеих сторон пандуса, расположенного на площадке с северо-восточной стороны; частичного демонтажа лестницы и устройства пандуса, дублирующего наружную лестницу на юго-западном фасаде, с учетом требований п.п. 5.1.15 и п.п. 6.1.2 Санитарных правил 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; устройства новых пандусов (возможно с демонтажем существующих) с созданием уклонов согласно требованиям п.п. 5.1.15 и п.п. 6.1.2 Санитарных правил 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»; оборудования пандуса амфитеатра на площадке с северо-восточной стороны поручнем со стороны противоположной ярусу амфитеатра; переноса существующих конструкций ступеней лестницы на юге западном фасаде, с целью увеличения ширины (глубины) входной площадки д 2,2 м с учетом требований п.п. 6.1.4 Санитарных правил 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; оборудования дверных проемов двумя створками, ширина одной и которых должна составлять не менее 0,9 м, с учетом требований п.п. 6.1.1 Санитарных правил 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; оборудования помещений информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно точечного шрифта Брайля, с учетом требований п.п. 6.5.9 Санитарных правил 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

В судебном заседании помощник прокурора Мартыненко А.А. поддержала исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Бекельман В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что помещение «АРТ-Базар» действительно находится в пользовании ООО. Вместе с тем, площадка, находящаяся по адресу: <адрес>, не стоит на балансе и не находится в пользовании ООО, в связи с чем у ответчика отсутствуют законные основания для проведения каких-либо работ на данной площадке. Здание «АРТ-Базар» сдано в эксплуатацию в 1957 г. и в нем не проводились реконструкция или капитальный ремонт после 2016 г. Поскольку положение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.195 г. применяются с 01.07.2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, данные требования закона не применимы к принадлежащему им строению. Не смотря на это, ООО выполнила необходимые условия для организации беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объект «АРТ-БАЗАР». Данное помещение имеет два отдельных, независимых друг от друга, выхода/входа, один из которых полностью оборудован средствами для беспрепятственного доступа маломобильных граждан. На входной двери имеются указатели и кнопка вызова специалиста для оказания помощи инвалидам.

Будко В.Е. в судебном заседании просил суд удовлетворить требования прокурора г. Новороссийска, направленные на защиту прав инвалидов.

Путинцева В.В. и Пичугина Ю.И. также поддержали требования прокурора г. Новороссийска.

Выслушав участников рассмотрения дела, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает возможным частично удовлетворить исковые требования прокурора г. Новороссийска.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социально защите инвалидов» (далее «Федеральный закон») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 01.12.2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Исходя из требований п. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края № 1229-КЗ от 27.04.2007 г. «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (далее по тексту- Закон) к объектам социальной инфраструктуры относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения в том числе, учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения.

Пунктом 1 ст. 4 этого же Закона регламентировано, что объекты социальной инфраструктуры, указанные в статье 3 Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе специальными указателями, санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

Санитарные правила 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиГ! 35-01-2001» (далее- Правила), утвержденные Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №605 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают специальные приспособлениями и оборудования для маломобильных групп населения, в том числе, что лестницы должны оборудоваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Для установления наличия либо отсутствия препятствий доступа маломобильных групп граждан к объекту «АРТ-БАЗАР» судом была назначена судебная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной экспертизы от 22.03.2019 г. №11.18/450, в помещении первого этажа здания, эксплуатируемого ООО и расположенного по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения требований нормативных актов, регламентирующих доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения:

п.п. 6.2.11 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части отсутствия поручней по обеим сторонам вдоль ступеней лестницы, расположенной на площадке с северо-восточной стороны;

п.п. 5.1.15 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части отсутствия оборудования пандуса, расположенного на площадке с северо-восточной стороны поручнями с двух сторон;

п.п. 6.1.2 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части отсутствия пандуса, дублирующего наружную лестницу на юго-западном фасаде;

п.п. 6.1.2 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части превышения регламентированного уклона 5%, фактический уклон существующих пандусов составляет 14,7% (пандус амфитеатра) и 10,7% (пандус на площадке с северо-восточной стороны);

п.п. 8.6.2 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части отсутствия оборудования пандуса, амфитеатра на площадке с северо-восточной стороны, поручнем;

п.п. 6.1.4 и п.п. 6.2.2 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части уменьшения регламентированных размеров входной площадки на юго-западном фасаде, фактические размеры входной площадки на юго-западном фасаде составляют 1,24*2,98;

п.п. 6.1.5 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части уменьшения регламентируемой ширина проемов одной створки входных дверей, фактическая ширина проемов одной створки дверей составляют 0,73 м (дверь на юго-западном фасаде) и 0,72 м (дверь на северо- восточном фасаде);

п.п. 6.5.9 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в части отсутствия дублирования информации рельефными знаками.

Экспертом предложен вариант устранения вышеперечисленных нарушений в части:

отсутствия поручней по обеим сторонам вдоль двух ступеней лестницы, расположенной на площадке с северо-восточной стороны - устраняется путем установки поручней высотой 0,9 м по обеим сторонам вдоль двух ступеней указанной лестницы;

отсутствия поручней с двух сторон пандуса, расположенного на площадке с северо-восточной стороны - путем установки поручней на высоте 0,9 м и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам с обеих сторон указанного пандуса;

отсутствия пандуса, дублирующего наружную лестницу на юго-западном фасаде - путем частичного демонтажа лестницы и устройства пандуса, с учетом требований п.п 5.1.15 и п.п. 6.1.2 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";

превышения регламентированного уклона 5% существующих пандусов, фактический уклон существующих пандусов составляет 14,7% (пандус амфитеатра) и 10,7% (пандус на площадке с северо-восточной стороны) - путем устройства новых пандусов (возможно с демонтажем существующих) с созданием уклонов согласно требований п.п 5.1.15 и п.п. 6.1.2 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";

отсутствия оборудования пандуса амфитеатра на площадке с север- восточной стороны поручнем - путем оборудования указанного пандуса, поручнем со стороны противоположной ярусу амфитеатра;

- уменьшения регламентированных размеров входной площадки на юго- западном фасаде, фактические размеры входной площадки на юго-западном фасаде при открывании створок к себе составляют 1,24 м (глубина) * 2,98 м (длина по фронту ступеней) - путем переноса существующих конструкций ступеней лестницы на юго-западном фасаде, с целью увеличения ширины (глубины) входной площадки до 2,2 м с учетом требований п.п. 6.1.4 СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001";

уменьшения от регламентированной ширины одной створки дверей заполнения входных проемов, фактическая ширина проемов одной створки дверей составляют 0,73 м (дверь на юго-западном фасаде) и 0,72 м (дверь на северо-восточном фасаде) - путем оборудования дверных проемов двумя створкам ширина одной из которых должна составлять не менее 0,9м, с учетом требований п.п. 6.1.15 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001";

- отсутствия дублирования информации рельефными знаками - путем оборудования помещений информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, с учетом требований п.п. 6.5.9 СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001".

Принимая во внимание, что заключение эксперта дано с соблюдением прав сторон по делу, как при назначении судебной экспертизы, так и при её проведении, учитывая отсутствие у участников рассмотрения дела доказательств, опровергающих либо ставящих под сомнение выводы экспертизы, суд признает заключение судебной экспертизы от <ДД.ММ.ГГГГ><№> допустимым доказательством по делу, подтверждающим наличие в строении «АРТ-БАЗАР» нарушений требований действующего законодательства, регламентирующего доступность социальных объектов для маломобильных групп граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Поскольку в судебном заседании стороной истца не опровергнуты доводы ответчика о том, что площадка, расположенная по адресу: <адрес> не находится на балансе и в пользовании ООО, суд признает данный факт доказанным, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения доступности объектов для маломобильных групп граждан, выявленных на площадке, подлежат оставлению без удовлетворения.

С целью устранения допущенных нарушений прав маломобильных групп граждан, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению нарушений, выявленных в здании «АРТ-БАЗАРА», а именно: оборудовать дверные проемы двумя створками, ширина одной из которых должна составлять не менее 0,9м, а также оборудования помещений информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.

Доводы ответчика о нераспространении на здание «АРТ-БАЗАР» 1957 года постройки требований закона об обеспечении доступности объектов для маломобильных групп граждан в силу того, что ч. 1 ст. 15 Федерального закона применяется только с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам, суд признает несостоятельной по следующей причине.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Как видно из письменного сообщения ООО, адресованного председателю Новороссийской городской организации «Всероссийское общество инвалидов», ответчик просил согласовать предпринятые им меры для обеспечения доступа инвалидов к зданию «АРТ-БАЗАР», расположенному по адресу: <адрес>. 12. Данное обращение получено представителем адресата 04.10.2018 г.

Принимая во внимание, что общественное объединение инвалидов не согласовало ООО меры для обеспечения доступа инвалидов к зданию «АРТ-БАЗАР», суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан создать необходимые условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан указанному социальному объекту.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Новороссийска удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» создать беспрепятственный доступ маломобильным группам граждан в помещение «АРТ-БАЗАР», расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования в помещении дверных проемов двумя створками, ширина одной из которых должна составлять не менее 0,9м, а также оборудования помещения информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, с учетом требований п.п. 6.5.9 СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001".

В остальной части исковые требования прокурора г. Новороссийска оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу «_____» _____________ 2019 г.

Судья Н.С. Семенов