ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/19 от 10.04.2019 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г.,

при секретаре Мутовкиной О.А.,

с участием представителя ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Юргамыш 10 апреля 2019 года гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда России в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда России в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, об обязании произвести перерасчет пенсионного обеспечения, о повышении фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) приняло решение об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с тем, что истец проживает в р.п. Мишкино, данный населенный пункт не относится к сельской местности согласно ОКАТО. С данным решением ответчика она не согласна.

Считает, что ОКАТО - этот статистический код несет информацию для налоговых инспекций об адресе юридического лица, по которому налоговая служба узнает, в бюджет какого муниципального органа поступают все оплаченные налоги и платежи. Основное назначение ОКАТО - указание точного местонахождения в пределах территории Российской Федерации.

Кроме того, она начала работать в сельском хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ в Такташинском совхозе, работала дояркой, стаж работы в сельском хозяйстве составляет более 30 лет.

Совхозы «Такташинский» и «Севостьяновский», в которых работала истец, находились на территории р.п. Мишкино Мишкинского района Курганской области. Во время работы в совхозе «Купайский» проживала в <...>.

В качестве правового основания для повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости является документальное подтверждение факта проживания в сельской местности, которым в силу ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является регистрация по месту жительства либо пребывания, служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в сельской местности ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с абз. 2 ст. 3 названного Закона регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Просила признать решение ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости – незаконным. Признать право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на удовлетворении иска настаивала.

Представитель ответчика ГУ УПФ России в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) – ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поддержал письменный отзыв на иск, в котором указано, что в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ истец имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, так как проработала не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.

В связи с тем, что истец проживает в р.п. Мишкино, который не отнесен к сельской местности, право на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости у ФИО2 отсутствует.

С учетом мнения представителя ответчика, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, заслушав мнение представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов (1 333, 55 руб. в 2019г.) суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ с 01.01.2019г. установлен в сумме, равной 5 334,19 руб. (Федеральный закон от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).

В соответствии с ч. 15 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное ч.14 настоящей статьи, не устанавливается.

Федеральным законом от 09.12.2016г. (в ред. Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ) было приостановлено до 01.01.2019г. действие частей 14 и 15 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. № 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.

В соответствии с п. 1 вышеуказанные Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - лица, проживающие в сельской местности), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ (далее - повышение фиксированной выплаты).

В соответствии с п. 4 Правил при отнесении местности к сельской, для установления повышения фиксированной выплаты, применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Код ОКАТО р.п. Мишкино – 3722255101, т.е. не относится к сельский местности.

В соответствии с п. 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина Российской Федерации, либо по месту жительства в сельской местности иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении соответствующей страховой пенсии (о назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного вида пенсии на другой вид).

Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации, а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - соответствующей отметкой в виде на жительство.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

Место фактического проживания гражданина Российской Федерации в сельской местности, за исключением случая, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, при установлении и выплате повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по местуего фактического проживания в сельской местности. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) соответствующей страховой пенсии или предыдущего подтверждения места фактического проживания н сельской местности.

Ежегодное подтверждение места фактического проживания в сельской местности не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии.

Таким образом, для того, чтобы назначить ФИО2 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо соблюдение следующих условий:

- работа не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве;

- не осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

- проживание в сельской местности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., является получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ. на основании ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Имеет страховой стаж более 37 лет.

Согласно сведениям трудовой книжки ФИО3:

- с ДД.ММ.ГГГГ. принята дояркой совхоза «Такташинский» Мишкинского района, уволена ДД.ММ.ГГГГ.;

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала дояркой совхоза «Купайский» Мишкинского района;

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала дояркой, техником по искусственному осеменению, бригадиром в совхозе (ТОО) «Севостьяновский» Мишкинского района;

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала ветеринарным санитаром Мишкинской ветстанции.

Стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет не менее 30 календарных лет, что не оспаривается стороной ответчика.

Как следует из материалов пенсионного дела, ФИО2 получала повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, в заявлении указала, что проживает в р.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе (межрайонное) приняло решение об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с тем, что заявитель проживает в р.п. Мишкино, данный населенный пункт не относится к сельской местности согласно ОКАТО.

Из адресной справки следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, что также подтверждается копией паспорта истца.

Государственным комитетом РФ по статистике и Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации разработан Общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления ОК 019-95. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995г. № 413.

Во введении в понятиях указано, что ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Объектами классификации в ОКАТО являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, административные районы (районы), города, внутригородские районы, округа города, поселки городского типа, сельсоветы, сельские населенные пункты.

Первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономный округ, входящий в состав Российской Федерации.

Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области, районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения, города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), поселки городского типа краевого, областного подчинения.

К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения); города районного значения (подчинения), поселки городского типа районного подчинения, сельсоветы.

В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.

Обозначение "поселок городского типа" распространяется на рабочие, курортные и дачные поселки. В ряде субъектов Российской Федерации взамен категории "сельсовет" введены такие понятия, как "сельский округ", "волость", сельская Администрация, сомон и др. К сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации области (города, района, округа).

ОКАТО включает два раздела "Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов" и "Сельские населенные пункты".

Законом Курганской области от 27.12.2007г. № 316 «Об административно-территориальном устройстве Курганской области» определен статус административно-территориальной единицы Мишкино - поселок городского типа, статус населенного пункта - рабочий поселок.

Как указано ранее, при отнесении местности к сельской, для установления повышения фиксированной выплаты, применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Код ОКАТО р.п. Мишкино - 3722255101 т.е. не относится к сельский местности.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии пп. 15 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.

В судебном заседании установлено, что на момент обращения к ответчику истец была зарегистрирована и проживала в <адрес>, т.е. место ее фактического проживания не относится к сельской местности. Какие-либо доказательства того, что истец относится к категории лиц, указанных в ч. 14. ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, суду не представлено.

Обращаясь в суд с иском, истец считает, что в соответствии с абз. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация в сельской местности или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации ее прав наназначение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» следует, что в соответствии со ст. 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ) (п. 1). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1 ч. 3 ст. 11 ГПК РФ) (п. 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3). Поскольку в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд (п. 4).

В качестве правового основания для повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости является документальное подтверждение факта проживания в сельской местности, которым в силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является регистрация по месту жительства либо пребывания и служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, суд считает необходимым в удовлетворении иска ФИО2 отказать

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда России в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья: Н.Г.Кузьмина