ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/19 от 21.02.2019 Зареченского городского суда (Пензенская область)

Дело №2-80/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2019 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Ермакова О.В.,

при секретаре Новиковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Заречном Пензенской области гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к МУП ЖСКХ, АО «Горгаз» и АО «ЕРКЦ» о признании незаконными действий по начислению сумм за услуги ВКГО и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с названным иском, указав, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: (Адрес). С марта 2017 года в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг появилась строка ВКГО со стоимостью услуги 17 руб. 74 коп. Однако никакого договора на обслуживание внутриквартирного газового оборудования истцы не заключали и никаких услуг по данному обслуживанию не получали. 19.10.2018 в МУП ЖСКХ было передано заявление о проведении перерасчета по строке обслуживание газовых счетчиков, однако управляющая компания в своем ответе от 19.11.2018 отказалось урегулировать сложившуюся ситуацию в досудебном порядке, указав, что услуги по обслуживанию индивидуальных приборов учета природного газа не оказывает и плату за данные услуги не взимает. Также ФИО1 и ФИО2 полагали, что на правоотношения истцов и ответчика распространяется законодательство о защите прав потребителей и соответствующая ответственность.

На основании вышеизложенного, дословно просили суд признать незаконным начисление за услуги ВКГО и обязать МУП ЖСКХ провести перерасчет с марта 2017 года, а также компенсировать причиненный моральный вред в размере 20 000 руб. в равных долях.

В связи с поступившим от истца ФИО1, выступающего также в качестве представителя по доверенности истицы ФИО2, письменным заявлением, определением судьи от 17.01.2019 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено АО «Горгаз».

В процессе рассмотрения дела истцы ФИО1 и ФИО2 изменили предмет исковых требований и в окончательной редакции дословно просили суд признать незаконным начисление за услуги ВКГО за период с марта 2017 года по октябрь 2018 включительно; взыскать с МУП ЖСКХ компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. в равных долях; взыскать с АО «ЕРКЦ» компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. в равных долях; взыскать с АО «Горгаз» компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. в равных долях.

Определением судьи от 30.01.2019 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено АО «ЕРКЦ».

Истец ФИО1, выступающий также в качестве представителя по доверенности истицы ФИО2, в судебном заседании измененные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. В обоснование сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также в дополнительно представленных письменных пояснениях (л.д. 152).

Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика МУП ЖСКХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменных возражениях на иск и в дополнениях к ним (л.д. 20-21, 134-135) просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика АО «ЕРКЦ» в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве на иск (л.д. 145-147) просил в удовлетворении требований в части, касающейся АО «ЕРКЦ», отказать в связи с отсутствием правовых оснований.

Представитель ответчика АО «Горгаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменных возражениях на иск (л.д. 106-109) просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ №17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.

Согласно пп. «к» п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года №410, установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования. Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов. Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. Заказчик обязан оплачивать работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в установленные сроки и в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 являются долевыми сособственниками квартиры, состоящей из четырех жилых комнат, общей площадью 83,7 кв.м., расположенной по адресу: (Адрес).

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права от 28.02.2000 (л.д. 5, 5 (оборот)).

Из материалов дела также следует, что решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: (Адрес), от 05.08.2009 в качестве способа управления вышеназванным домом было избрано ТСЖ «Радуга» (л.д. 48-49).

01.09.2009 между МУП ЖСКХ г. Заречного Пензенской области и ТСЖ «Радуга» был заключен договор управления многоквартирными домами и последующие дополнительные соглашения с приложениями (л.д. 50-53, 57-60), в соответствии с предметом которого МУП ЖСКХ взяло на себя обязательство по оказанию услуг по управлению, в том числе спорным жилым домом, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (техобслуживанию и текущему ремонту конструктивных элементов, инженерного оборудования, электрического оборудования, внутридомового газового оборудования и др.), по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, по оказанию услуг по капитальному ремонту общего имущества и др.

Как установлено судом и подтверждается представленными суду квитанциями, истцы являются потребителями газа, используемого ими для бытового потребления.

Пунктом 1 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению №1 к названному Приказу.

Согласно пункту 3 приложения №2 указанного Приказа платежный документ может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем коммунальных услуг и (или) договором управления многоквартирным домом.

Таким образом, Единый платёжный документ представляет собой платёжный документ для оплаты предоставленных гражданам коммунальных услуг, услуг по ремонту и содержанию жилого помещения и иных услуг (взносов) предоставленных гражданам в рамках эксплуатации жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме.

Приказом Минстроя России от 26.01.2018 №43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг» утверждена новая примерная форма платежного документа.

Из материалов дела следует, что истцам для оплаты предоставленных им коммунальных и иных услуг выставляется единый платежный документ (л.д. 4 (оборот)).

В судебном заседании установлено, что в период с марта 2017 года по октябрь 2018 года в единый платежный документ на оплату за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги за жилое помещение, расположенное по адресу: (Адрес), была включена плата за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) в размере ежемесячной платы.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы М-ны указали, что незаконное включение в платежный документ с марта 2017 года по октябрь 2018 года платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) ответчиками МУП ЖСКХ, АО «Горгаз» и АО «ЕРКЦ» нарушает их права как потребителей коммунальных услуг.

Согласно постановлению Главы администрации г. Заречного Пензенской области от 28.08.2001 №934 (л.д. 140), с учетом изменений, внесенных постановлением Главы администрации г. Заречного Пензенской области от 05.12.2001 №1305 (л.д. 141), в соответствии с технико-экономическим обоснованием, в целях создания и функционирования единой городской системы по начислению, учету и распределению между поставщиками платежей за жилищно-коммунальные услуги, услуги местной телефонной связи, а также услуги, предоставляемые МУП «ТРК «Заречный» создано МУП «ЕРКЦ». Указанным постановлением информационно-аналитическому отделу и отделу городского хозяйства также было поручено организовать разработку договоров между МУП «ЕРКЦ» и МУП ЖСКХ, ГП «ПО «Старт», МУП «Горэлектросеть», МУП «Горгаз», МУП «РТК», МУП «ТРК «Заречный» по начислению, учету и сбору платежей с населения за поставленные услуги.

Во исполнение вышеназванного постановления между АО «ЕРКЦ» и МУП ЖСКХ, а также между АО «ЕРКЦ» и АО «Горгаз» были заключены соответствующие договоры на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей за предоставленные населению услуги.

Так, 20.07.2015 между МУП ЖСКХ, с одной стороны, и ОАО «ЕРКЦ», с другой стороны, был заключен договор на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ведению аналитического учета №04/2015 (л.д. 136-139).

В соответствии с п. 1.1. указанного договора, с учетом дополнительного соглашения к нему от 15.06.2018 (л.д. 161), МУП ЖСКХ (принципал) поручило, а ОАО «ЕРКЦ» (агент) приняло на себя обязательства по осуществлению в соответствии с действующим законодательством РФ деятельности по оказанию услуг и выполнению работ по начислению, приему от плательщиков платежей за предоставленные Принципалом коммунальные услуги, услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и иные платные услуги в многоквартирных домах согласно Приложению №1, являющемся неотъемлемой частью договора, ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой за жилое помещение, коммунальные и иные услуги в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед Принципалом, учету и перерасчету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за предоставляемые Принципалом услуги, перечислению их на специальный и расчетные счета Принципала, подготовке и доставке собственникам жилых помещений многоквартирного дома единых платежных документов по форме, разработанной в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, ведению аналитического учета операций по расчетам за жилищные и коммунальные услуги, осуществлению иной, направленной на достижение целей настоящего договора, деятельности.

В рамках настоящего договора Агент выступает также в качестве Оператора по приему платежей платежного агента.

31.12.2010 между Муниципальным предприятием «Горгаз» г. Заречного Пензенской области (Заказчик) и ОАО «ЕРКЦ» (Исполнитель) был заключен договор №06/2010 на выполнение работ по начислению, сбору и учету платежей за предоставленные МП «Горгаз» населению услуги (внутридомовое обслуживание газового оборудования) (л.д. 70-71). Дополнительным соглашением №2 от 03.08.2015 к указанному договору (л.д. 74) наименование договора было изложено в следующей редакции: «Договор №06/2010 от 31.12.2010 на выполнение работ по начислению, сбору и учету платежей за предоставленные ОАО «Горгаз» населению услуги (внутридомовое и внутриквартирное обслуживание газового оборудования)».

Согласно вышеуказанному договору, с учетом внесенных в него на основании дополнительных соглашений изменений, ОАО «Горгаз» поручило, а ОАО «ЕРКЦ» приняло на себя обязательства осуществлять от своего имени, но за счет Заказчика в соответствии с действующим законодательством РФ деятельность по оказанию следующих услуг, в числе прочих: начисление платежей собственникам помещений в многоквартирных домах за предоставленные Заказчиком услуги: внутридомовое и внутриквартирное обслуживание газового оборудования; прием платежей плательщиков за предоставленные Заказчиком услуги: внутридомовое и внутриквартирное обслуживание газового оборудования; перечисление собранных денежных средств плательщиков Заказчику; подготовка, печать и доставка до почтовых ящиков собственников единых платежных документов по форме, разработанной в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; ведение аналитического учета по начисленным и оплаченным собственниками помещений предоставленных заказчиком услуг, с ежемесячным предоставлением отчетности на бумажном носителе; ведение очного обслуживания собственников помещений в месте нахождения Исполнителя; ведение дистанционного клиентского обслуживания посредством телефона и интернет сайта; осуществление мониторинга дебиторской задолженности собственников помещений, их информирование, ведение разъяснительной работы и взыскание задолженности; юридические консультации руководителей и сотрудников Заказчика; консультирование по финансовым и экономическим вопросам; ведение претензионной работы. В рамках настоящего договора Исполнитель выступает также в качестве Оператора по приему платежей – платежного агента (п. 1.1).

Исполнитель, выступая в качестве платежного агента при приеме платежей, обязуется использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (п. 4.5).

28.02.2011 между ОАО «Горгаз» г. Заречного Пензенской области (Принципал) и ОАО «ЕРКЦ» (Агент) был заключен агентский договор 04/2011 (143-144), с учетом дополнительного соглашения к нему от 26.12.2012 (л.д. 142), согласно которому агент обязался за обусловленное вознаграждение совершать по поручению Принципала, от имени и за счет Принципала следующие юридические и иные действия: осуществлять сбор и обработку поступивших платежей за оказанные Принципалом до 01.01.2011 и не оплаченные Потребителями Принципала коммунальные услуги; осуществлять иную, направленную на достижение целей настоящего Договора, деятельность.

На основании ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Под поставщиком в указанном законе понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик, в силу Закона о платежных агентах, - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а под платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В силу заключенных договоров с МУП ЖСКХ и АО «Горгаз» на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей за предоставленные населению услуги, АО «ЕРКЦ» выступало платежным агентом и оператором по сбору платежей. Никаких отдельных услуг истцам АО «ЕРКЦ» не оказывалось, никаких договоров между АО «ЕРКЦ» и истцами не заключалось.

При таких обстоятельствах, доводы истцов о нарушении их прав потребителей со стороны ответчика АО «ЕРКЦ» незаконным включением в единый платежный документ с марта 2017 года по октябрь 2018 года платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО), суд признает несостоятельными.

При этом суд также считает несостоятельным и довод истцов о том, что за свою деятельность АО «ЕРКЦ» без всяких оснований получало с истцов денежные средства в размере 2,65% за оказанные услуги.

По условиям договора №06/2010 от 31.12.2010, с учетом изменений, внесенных в указанный договор дополнительным соглашением №3 от 19.08.2016, именно ОАО «Горгаз», а не как ошибочно полагают истцы, за предоставленные АО «ЕРКЦ» услуги оплачивало 2,65% от сумм, собранных АО «ЕРКЦ» платежей населения.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска М-ных в части требований к АО «ЕРКЦ».

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Как следует из ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, устанавливают, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, а также допускают приостановление подачи газа потребителям ввиду отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте (пункты 131 и 132).

Пунктом 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003, предусмотрено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.

Постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пп. «к» п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно абз. 7 п. 2 вышеуказанных Правил «внутриквартирное газовое оборудование» - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Пунктом 6 вышеназванных Правил предусмотрено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.

В силу п. 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте в отношении внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.

Таким образом, на собственнике и пользователе газового оборудования, лежит обязанность по обеспечению его надлежащего технического состояния.

Вместе с тем, МУП ЖСКХ в силу возложенных на него частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ функций отвечает за надлежащее содержание общего имущества жилого дома. Бремя содержания отдельного жилого помещения (квартиры) возложено на его собственника.

Кроме того, положения статьи 155 ЖК РФ применяются лишь к отношениям, связанным с оплатой коммунальных услуг, к каковым услуга по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования не относится. Следовательно, оплата услуги по техническому обслуживанию ВКГО на основании единого платежного документа за коммунальные и иные услуги не регулируется жилищным законодательством.

Внесение указанной услуги в единые платежные документы по оплате коммунальных и иных услуг осуществляется для удобства граждан в целях уменьшения количества платежных документов, подлежащих ежемесячному заполнению пользователями жилых помещений.

При таких обстоятельствах, поскольку газовое оборудование, находящееся в квартире истцов, является внутриквартирным, обязанности по его обслуживанию (содержанию) МУП ЖСКХ не имеет, а, следовательно, не несет ответственности за включение в платежный документ платы за техническое обслуживание ВКГО.

А доводы истцов об ответственности МУП ЖСКХ за включение платы за техническое обслуживание ВКГО, поскольку ответчик формирует платежные документы на ежемесячную оплату коммунальных услуг, основано на неверном толковании норм права, поскольку услуга по техническому обслуживанию ВКГО не является коммунальной услугой, предоставляемой МУП ЖСКХ. Такой договор заключается собственниками со специализированной организацией, которая на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования. В связи с чем, оснований для удовлетворения иска и в соответствующей части требований, а также для вынесения в адрес генерального директора МУП ЖСКХ частного определения не имеется.

В соответствии с пунктом 59 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013, оплата выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется заказчиком, в том числе в виде абонентской платы в срок, предусмотренный договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой срок указанным договором не установлен, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы (оказаны услуги).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось со стороны ответчика АО «Горгаз», с марта 2017 года по октябрь 2018 никаких услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования истцам не оказывалось, договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования ответчиком с истцами не заключалось, однако в указанный период времени плата за указанную услугу ФИО3 начислялась, и оплата со стороны истцов за данную услугу производилась.

Учитывая, что обязательным условием начисления абонентской платы за техническое обслуживание ВКГО является непосредственное выполнение работ по техническому обслуживанию на основании заключенного с истцами договора на такое обслуживание, суд приходит к выводу о незаконности включения в платежные документы в период с марта 2017 по октябрь 2018 платы за техническое обслуживание ВКГО ответчиком АО «Горгаз».

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (пункт 45).

При определении размера компенсации морального вреда, суд полагает необходимым исходить из степени причиненных истцам ФИО1 и ФИО2, как потребителям, нравственных страданий, характера допущенных со стороны ответчика АО «Горгаз» нарушений, а именно: отсутствие законных оснований для взыскания платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в период с марта 2017 по октябрь 2018 года.

При этом суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал незаконность указанных выше действий, в январе 2019 года истцам был произведен перерасчет за услуги по техническому обслуживанию газового оборудования (ВКГО) за период с 01.03.2017 по 31.10.2018 в размере 354 руб. 80 коп. (л.д. 103), при этом со стороны АО «Горгаз» в ходе рассмотрения настоящего спора истцам предлагалось компенсировать причиненный им моральный ущерб, заключить мировое соглашение, проект которого имеется в материалах дела (л.д. 133).

Учитывая изложенное, суд полагает правомерным взыскать с АО «Горгаз» в пользу ФИО1 и ФИО2 в качестве компенсации морального вреда по 200 руб. в пользу каждого из истцов.

По мнению суда, компенсация морального вреда в размере по 200 руб. каждому из истцов будет наиболее полно соответствовать принципу разумности и справедливости.

В соответствии с ч. 6. ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, руководствуясь п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», суд определяет размер штрафа в сумме 200 руб. (по 100 руб. в пользу каждого из истцов).

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с АО «Горгаз» подлежит взысканию в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством, государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1 и ФИО2 в части требований к МУП ЖСКХ и АО «ЕРКЦ» о признании незаконными действий по начислению сумм за услуги ВКГО и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Иск ФИО1 и ФИО2 в части требований к АО «Горгаз» о признании незаконными действий по начислению сумм за услуги ВКГО и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия АО «Горгаз» по начислению сумм за услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) с 01.03.2017 по 31.10.2018 незаконными.

Взыскать с АО «Горгаз» (юридический адрес: 442960, <...>, ИНН <***>, дата регистрации - 05.10.2011) в пользу ФИО1 ((Дата) г.р., уроженец (Данные изъяты), зарегистрирован по месту жительства по адресу: (Адрес)) компенсацию морального вреда в размере 200 руб., а также штраф в размере 100 руб.

Взыскать с АО «Горгаз» (юридический адрес: 442960, <...>, ИНН <***>, дата регистрации - 05.10.2011) в пользу ФИО2 ((Дата) г.р., уроженка (Данные изъяты), зарегистрирована по месту жительства по адресу: (Адрес)) компенсацию морального вреда в размере 200 руб., а также штраф в размере 100 руб.

В иске ФИО1 и ФИО2 в части требований к АО «Горгаз» о взыскании компенсации морального вреда в размере 19 600 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение одного месяца.

Судья Ермаков О.В.