Дело № 2-80/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года г. Куса
Кусинский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Леоновой Н.М.,
при секретаре Урвачевой И.А.,
рассмотрев с участием помощника прокурора Кусинского района Челябинской области Сафроновой Е.С., представителя ответчика администрации Злоказовского сельского поселения ФИО1 в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кусинского района Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Злоказовского сельского поселения о возложении обязанности по регистрации права собственности на объекты водопроводного хозяйства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кусинского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Злоказовсого сельского поселения (с учетом уточнений) о возложении обязанности по регистрации права собственности на объекты водопроводного хозяйства: водонапорная башня со скважиной (АДРЕС); водонапорная башня со скважиной (АДРЕС); водонапорная башня со скважиной (АДРЕС); водопровод, АДРЕС, протяженность 3 км.; водопровод, АДРЕС, протяженность 2,8 км.; водопровод, АДРЕС, протяженность 15,8 км.; водопровод, АДРЕС, протяженность 0,9 км., в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кусинского района Челябинской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в части регистрации права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры на территории Злоказовского сельского поселения, в ходе которой установлено, что на основании концессионного соглашения от ДАТА администрацией Злоказовского сельского поселения юридическому лицу - ООО «Тепловые сети» переданы указанные объекты водопроводного хозяйства, право собственности на которые, до настоящего времени, не оформлено в установленном законом порядке. По факту выявленных нарушений прокурором района главе Злоказовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, которым указано на необходимость принятия мер к регистрации в установленном законом порядке права собственности на перечисленных объекты коммунальной инфраструктуры. Однако право собственности ответчика на указанные объекты не зарегистрировано, на кадастровом учете объекты не состоят.
В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Челябинской области Сафронова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика - администрации Злоказовского сельского поселения ФИО1 предъявленные исковые требования признал, указав, что администрацией поселения проводятся мероприятия, требуемые для регистрации права собственности поселения на перечисленные объекты инфраструктуры – проведены землеустроительные работы в целях постановки на кадастровый учет; возражал против доводов в исковом заявлении о том, что отсутствие зарегистрированного права на указанные объекты не позволяет органу местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на их содержание.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Сети, в том числе водопроводные, являются недвижимой вещью; право собственности на них полдежит государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Прокуратурой Кусинского района Челябинской области проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления требований законодательства в части регистрации права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. В ходе проверки выявлено, что перечисленные в исковом заявлении прокурора объекты коммунальной инфраструктуры состоят в реестре имущества Злоказовского сельского поселения (л.д. 101-102), государственная регистрация права собственности на указанные объекты не произведена, что не оспаривалось ответчиком.
В ходе проверки установлено, перечисленное имущество водопроводного хозяйства, право собственности на которое органом местного самоуправления не зарегистрировано, передано по концессионному соглашению от 13 августа 2018 года юридическому лицу – ООО «Тепловые сети» (л.д. 13-35).
Оценивая возражения ответчика относительно оснований суждения о том, что отсутствие зарегистрированного права на указанные объекты не позволяет органу местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на их содержание, суд учитывает, что вопрос о правомерности расходования денежных средств и конкретные финансовые операции предметом настоящего судебного разбирательства не являются. Вместе с тем, отсутствие зарегистрированного права органа местного самоуправления на указанные объекты ограничивает возможность распоряжения объектами, содержит в себе угрозу нормальным условиям водоснабжения и проживания граждан вследствие возможности ненадлежащего обеспечения содержания и эксплуатации объектов и сетей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, защита которых в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможна путем предъявления соответствующего иска прокурором; эти же обстоятельства определяют обязанность произвести государственную регистрацию спорных объектов недвижимости, которая подлежит исполнению ответчиком Администрацией Злоказовского сельского поселения.
В соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Поскольку признание иска ответчиком администрацией Злоказовского сельского поселения не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, оно принято судом. Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия, подлежащие совершению ответчиком по решению суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Требуемый прокурором Кусинского района Челябинской области срок исполнения обязанности (один год) с учетом объема необходимых в этих целях работ и требуемых финансовых затрат, суд полагает обоснованным.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кусинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Злоказовского сельского поселения о возложении обязанности по регистрации права собственности на объекты водопроводного хозяйства, удовлетворить.
Обязать администрацию Злоказовского сельского поселения в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на объекты водопроводного хозяйства:
- водонапорная башня со скважиной (АДРЕС),
- водонапорная башня со скважиной (АДРЕС),
- водонапорная башня со скважиной (АДРЕС),
- водопровод, АДРЕС, протяженностью 3 км.,
-водопровод, АДРЕС, протяженность 2,8 км.,
- водопровод, АДРЕС, протяженность 15,8 км.,
- водопровод, АДРЕС, протяженность 0,9 км.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.М. Леонова
Решение суда в окончательной форме составлено 10 марта 2020 года.
Судья Н.М. Леонова