ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/2012 от 10.04.2012 Тимского районного суда (Курская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тимский районный суд <адрес> в составе :

Председательствующей судьи Горбуновой С.В.,

с участием помощника прокурора ФИО2<адрес>ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора ФИО2<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крупник» о понуждении демонтировать запрещающие аншлаги, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес>,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор ФИО2<адрес> обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Крупник» ФИО2<адрес> о понуждении демонтировать запрещающие аншлаги, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес>, мотивируя тем, что прокуратурой ФИО2<адрес> проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве. В результате проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского сельсовета ФИО2<адрес> и ООО «КрупНик» заключен договор аренды земельного участка под водой из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 46:24:070801:126, площадью 610420 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский сельсовет, с. ФИО2, для обеспечения нужд рыбного хозяйства. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация договора произведена ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Согласно ст. 51.1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства осуществляется в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических объектов. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, а деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях - является любительским и спортивным рыболовством. В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. В силу части 3 статьи 24 указанного Федерального закона любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников. Согласно частям 5 и 5.1 статьи 24 указанного закона на рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). Услуги в области любительского и спортивного рыболовства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст. 33.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. Однако, между администрацией Ленинского сельсовета ФИО2<адрес> и ООО «КрупНик» заключен договор аренды земельного участка под водой для обеспечения нужд рыбного хозяйства. Указанный договор не дает никаких прав на использование пруда для организации спортивного и любительского рыболовства. Кроме того, Постановлением администрации <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень рыбопромысловых участков водных
объектов <адрес> для осуществления товарного рыбоводства, а также
для организации любительского и спортивного рыболовства, в который пруд,
расположенный в границах земельного участка, арендуемого ООО «КрупНик»
не включен. Тем не менее, проверкой установлено, что доступ граждан к вышеуказанному водному объекту ограничен - на берегу водоема установлены информационные таблички, запрещающие лов рыбы. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц. Руководствуясь ст.ст. 24, 45, 46, 131, 132 ГПК РФ, ст.ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит признать действия ООО «КрупНик» ФИО2<адрес>, выразившиеся в установке табличек, запрещающих лов рыбы, вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес>, незаконными, обязать ООО «КрупНик» ФИО2<адрес> демонтировать запрещающие лов рыбы таблички, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2<адрес>ФИО4 просила суд удовлетворить исковое заявление прокурора ФИО2<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крупник» о понуждении демонтировать запрещающие аншлаги, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес> по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО « КрупНик» ФИО5 в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и дате слушания дела надлежащим образом.

Представитель по доверенности ООО « КрупНик» ФИО6 просил отказать в удовлетворении иска прокурора ФИО2<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крупник» о понуждении демонтировать запрещающие аншлаги, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес>, поскольку пруд, расположенный в с. ФИО2<адрес> передан муниципальным образованием «Ленинский сельсовет » ФИО2<адрес> в аренду ООО «КрупНик», таблички, запрещающие лов рыбы в водоеме, были установлены ответчиком с целью сохранения рыбы, которая была запущена ответчиком в указанный водоем.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» ФИО2<адрес>ФИО7 пояснила, что считает требования прокурора, предъявленные к ООО «Крупник» необоснованными. Муниципальные правовые акты, регулирующие правила любительского и спортивного рыболовства в водоемах, расположенных на территории Ленинского сельсовета ФИО2<адрес>, ограничения, связанные с водопользованием на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, не принимались.

Обсудив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в процессе, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основанием для предъявления иска прокурором послужило обращение в прокуратуру гражданина ФИО8 по факту установки щитов о запрете ловли рыбы в водоеме, расположенном в с. ФИО2<адрес>

Из содержания статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации следует, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими Федеральными законами.

Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том, числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Судом установлено, что пруд, расположенный в с. ФИО2<адрес> относится к водным объектам, находящимся в муниципальной собственности, является общедоступным водным объектом. Указанное обстоятельство подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> на гидротехническое сооружение пруда: плотину, паводковый водосброс, донный водоспуск, Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> на земельный участок для нужд обеспечения рыбного хозяйства площадью: 610420 квадратных метров, местоположение установлено относительно ориентира пруд, в границах участка: <адрес> Ленинский сельсовет, с. ФИО2, с кадастровым номером 46:24:070801:126, Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок для эксплуатации и обслуживания гидротехнического сооружения, площадью 13496 квадратных метров, местоположение установлено ориентира плотина, в границах участка: <адрес> Ленинский сельсовет, с. ФИО2, с кадастровым номером 46:24:070801:125.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского сельсовета ФИО2<адрес> и ООО «КрупНик» заключен договор аренды земельного участка под водой из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 46:24:070801:126, площадью 610420 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский сельсовет, с. ФИО2, для обеспечения нужд рыбного хозяйства сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация указанного договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 51.1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства осуществляется в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических объектов.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, а деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях - является любительским и спортивным рыболовством.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Ограничения любительского спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 24 указанного Федерального закона любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.

Согласно частям 5 и 5.1 статьи 24 указанного закона на рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). Услуги в области любительского и спортивного рыболовства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ст. 33.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 подтвердил, что указанный выше пруд в перечень рыбопромысловых участков водных объектов <адрес>, утвержденный Постаовлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления товарного рыбоводства, а также для организации любительского и спортивного рыболовства не включен. Действительно ответчиком установлены таблички «лов рыбы запрещен», предоставил суду фотографии аншлагов, размещенных около пруда, расположенного в с. ФИО2<адрес>, запрещающих лов рыбы. Указанные меры ответчиком приняты по его мнению для защиты прав собственника рыбы, запущенной ответчиком в указанной водоем.

В судебном заседании не представлены муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» ФИО2<адрес>, регулирующие правила любительского и спортивного рыболовства в водоемах, расположенных на территории Ленинского сельсовета ФИО2<адрес>, ограничения, связанные с водопользованием на водных объектах общего пользования.

В соответствии с нормами действующего законодательства РФ граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. Возмездность оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства предусмотрена только на рыбопромысловых участках, переданных для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, предусмотренных ст. 33.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при этом должна быть создана инфраструктура, необходимая для организации любительского и спортивного рыболовства.

Согласно сведениям, предоставленным начальником управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов <адрес> генеральный директор ООО «КрупНик» ФИО2<адрес> обратился по вопросу включения в перечень рыбопромысловых участков водных объектов <адрес> для осуществления товарного рыбоводства и любительского и спортивного рыболовства, обращение находится на рассмотрении, до настоящего времени спорный водоем в указанный перечень не включен

Из вышеизложенного следует, что действия генерального директора ООО «КрупНик» по запрету любительского и спортивного рыболовства на предоставленном ему в аренду водоеме, являются незаконными.

Суд считает, что ответчик не вправе ограничивать любительское и спортивное рыболовство на территории спорного водоема, указания ответчика на запрет любительской и спортивной рыбалки на указанном выше водоеме не соответствуют положениям вышеуказанных нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход муниципального ФИО2 бюджета <адрес> в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора ФИО2<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крупник» о понуждении демонтировать запрещающие лов рыбы таблички, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес> -удовлетворить

Обязать ООО «Крупник» ФИО2<адрес> демонтировать запрещающие лов рыбы таблички, установленные вдоль берега водоема, расположенного в с. ФИО2<адрес>.

Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход муниципального ФИО2 бюджета <адрес> в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий судья С.В.Горбунова