К делу № 2-80/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2013 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Бумагиной О.В., при секретаре Коноваловой И.С., с участием помощника прокурора Коломоец К.А., представителя администрации муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район – ФИО1, представитель Отделения надзорной деятельности Выселковского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Бузиновское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Бузиновское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района обратился с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Бузиновское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Бузиновское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий, указывая, что прокуратурой Выселковского района 30.07.2012 г. по результатам проведенной проверки соблюдения в Бузиновском сельском поселении в составе МО Выселковский район законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о противопожарной безопасности, в адрес главы указанного сельского поселения внесено представление. Вместе с тем, повторно проведенной проверкой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены. Несмотря на требования п.п. 2,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Бузиновского сельского поселения не осуществляется. В частности, между администрацией Бузиновского сельского поселения и ООО СМ «...» 15.05.2012 г. заключен договор на поставку вещевого имущества на случай возникновения чрезвычайной ситуации. При этом необходимого количества такого имущества в наличии не имеется. Администрацией Бузиновскогр сельского поселения договор на поставку лекарственных средств и медикаментов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций с аптечными организациями не заключался. В плане действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Бузиновского сельского поселения (далее - План), утвержденном в 2008 г. отсутствуют сведения о размере территории сельского поселения, не уточнены сведения о численности населения (так, согласно географической характеристике в Бузиновском сельском поселении проживает 1815 человек, в то же время, в соответствии с расчетами на перевозку эвакуируемого населения эвакуации подлежит 1817 человек), не внесены изменения относительно порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредствам сирен. Для эвакуации населения используется 5 единиц автотранспорта в виде автобусов и грузовых автомобилей, вместе с тем, общая численность эвакуируемого населения автотранспортом, согласно Плана, составляет 50 человек, что свидетельствует о нерациональном использовании технических возможностей для эвакуации населения. Несмотря на то, что в Бузиновском сельском поселении, согласно Плана, может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением жилого сектора в администрации поселения отсутствует спасательное оборудование или возможность его оперативного получения, предназначенное для ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций на воде. В генеральном плане Бузиновского сельского поселения, принятого решением Совета Бузиновского сельского поселения от 25.07.2012 г. № 1, предусмотренное ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отчетные материалы о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год, в нарушение п. п. 3, 4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее приказ МЧС) отсутствуют. В нарушение положений ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ администрацией Бузиновского сельского поселения не разработан распорядительный документ с указанием функциональных обязанностей и должностной инструкцией специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также отсутствует положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. В администрации Бузиновского сельского поселения не соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий, расписания и журналов учета занятий, не разработаны программы обучения работающего населения, не принят распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, отсутствуют отчетные материалы об их проведении. В нарушение п. п. 16.4, 16.6 приказа МЧС не осуществляется накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты, отсутствуют карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, не принят распорядительный документ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в его состав, отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований, а также организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Также отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, отсутствуют акты приема и накладные на выдачу средств индивидуальной защиты, паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнал проверки средств индивидуальной защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копии актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Таким образом, должностными лицами администрации муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе МО Выселковский район не в полном объеме исполняются возложенные на них обязанности, что может создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, причинения ущерба окружающей среде, нарушает права и законные интересы муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район и Российской Федерации.
В связи с чем, просит суд признать неправомерным бездействие администрации муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, в части не устранения нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять меры по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности в планах и программах развития территорий, разработать и принять положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, осуществлять контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заключить договор на поставку лекарственных средств и медикаментов, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, ситуаций с аптечными организациями, в план действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Бузиновского сельского поселения внести сведения о размере территории сельского поселения, уточнить сведения о численности населения, внести изменения относительно порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредством сирен, пересмотреть организацию эвакуации населения посредством автотранспорта, в генеральном плане сельского поселения отобразить территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организовать ведение отчетных материалов о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий, разработать распорядительный документ с указанием функциональных обязанностей и должностной инструкцией специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, организовать ведение документов, подтверждающих проведение занятий, расписания и журналов учета занятий, разработать программы обучения работающего населения, принять распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, вести отчетные материалы об их проведении, карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, осуществлять накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты, отсутствуют, назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, организовать ведение журнала проверки средств индивидуальной защиты, графика осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копий актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, актов приема и накладных на выдачу средств индивидуальной защиты, паспортов, формуляров, актов лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты; принять распорядительный документ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в его состав, определить структуры и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, принять документы по подготовке нештатных аварийно- спасатильных формирований.
В судебном заседании помощник прокурора Коломоец К.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Бузиновского сельского поселения Выселковского района – ФИО1 в судебном заседании не возражала удовлетворить заявленные требования.
Представитель Отделения надзорной деятельности Выселковского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы прокурора.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район.
В соответствии с п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Сидерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прокуратурой Выселковского района 30.07.2012 г. по результатам проведенной проверки соблюдения в Бузиновском сельском поселении в составе МО Выселковский район законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о противопожарной безопасности в адрес главы указанного сельского поселения внесено представление.
Вместе с тем, повторно проведенной проверкой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены.
Ораном местного самоуправления не выполняются требования ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон № 69-ФЗ) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта, а именно, не выполнена обязанность по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, в планах и программах развития территорий данные мероприятия не включены.
В нарушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ и ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ в муниципальном образовании отсутствует Положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на требования п.п. 2,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Бузиновского сельского поселения не осуществляется.
В частности, между администрацией Бузиновского сельского поселения и ООО СМ «...» 15.05.2012 г. заключен договор на поставку вещевого имущества на случай возникновения чрезвычайной ситуации. При этом, необходимого количества такого имущества в наличии не имеется.
Администрацией Бузиновского сельского поселения договор на поставку лекарственных средств и медикаментов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, с аптечными организациями не заключался.
В плане действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Бузиновского сельского поселения (далее - План), утвержденном в 2008 г. отсутствуют сведения о размере территории сельского поселения, не уточнены сведения о численности населения (так, согласно географической характеристике в Бузиновском сельском поселении проживает 1815 человек, в то же время, в соответствии с расчетами на перевозку эвакуируемого населения эвакуации подлежит 1817 человек), не внесены изменения относительно порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредствам сирен. Для эвакуации населения используется 5 единиц автотранспорта в виде автобусов и грузовых автомобилей, вместе с тем, общая численность эвакуируемого населения автотранспортом, согласно Плана, составляет 50 человек, что свидетельствует о нерациональном использовании технических возможностей для эвакуации населения.
Несмотря на то, что в Бузиновском сельском поселении, согласно Плана, может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением жилого сектора в администрации поселения отсутствует спасательное оборудование или возможность его оперативного получения, предназначенное для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на воде.
В генеральном плане Бузиновского сельского поселения, принятого решением Совета Бузиновского сельского поселения от 25.07.2012 г. № 1, предусмотренное ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отчетные материалы о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год, в нарушение п. п. 3, 4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее -приказ МЧС) отсутствуют.
В нарушение положений ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ администрацией Бузиновского сельского поселения не разработан распорядительный документ с указанием функциональных обязанностей и должностной инструкцией специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также отсутствует положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
В администрации Бузиновского сельского поселения не соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий, расписания и журналов учета занятий, не разработаны программы обучения работающего населения, не принят распорядительный документ o6 организации проведения учений и тренировок, отсутствуют отчетные материалы об их проведении.
В нарушение п. п. 16.4, 16.6 приказа МЧС не осуществляется накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты, отсутствуют карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, не принят распорядительный документ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в его состав, отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований, а также организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Также, отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, отсутствуют акты приема и накладные на выдачу средств индивидуальной защиты, паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнал проверки средств индивидуальной защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копии актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 -ФЗ «О гражданской обороне».
В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Бузиновское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Бузиновское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий – удовлетворить.
Признать неправомерным бездействие администрации муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, в части не устранения нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию муниципального образования Бузиновское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять меры по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности в планах и программах развития территорий, разработать и принять положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, осуществлять контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заключить договор на поставку лекарственных средств и медикаментов, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций с аптечными организациями, в план действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Бузиновского сельского поселения внести сведения о размере территории сельского поселения, уточнить сведения о численности населения, внести изменения относительно порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредством сирен, пересмотреть организацию эвакуации населения посредством автотранспорта, в генеральном плане сельского поселения отобразить территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организовать ведение отчетных материалов о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий, разработать распорядительный документ с указанием функциональных обязанностей и должностной инструкцией специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, организовать ведение документов, подтверждающих проведение занятий, расписания и журналов учета занятий, разработать программы обучения работающего населения, принять распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, вести отчетные материалы об их проведении, карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, осуществлять накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты, назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, организовать ведение журнала проверки средств индивидуальной защиты, графика осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копий актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, актов приема и накладных на выдачу средств индивидуальной защиты, паспортов, формуляров, актов лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты; принять распорядительный документ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в его состав, определить структуру и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, принять документы по подготовке нештатных аварийно- спасатильных формирований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья.
Решение вступило в законную силу.