ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/2014 от 10.04.2014 Иультинского районного суда (Чукотский автономный округ)

 Дело № 2-80/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     п. Эгвекинот                                                                                           10 апреля 2014 года

 Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

 председательствующего судьи                               Востик А.П.,

 при секретаре судебного заседания                           Лавренчук А.В.,

 с участием старшего помощника прокурора Иультинского района Жеребцовой Е.А.,

 представителя ответчика МУП ЖКХ «Иультинское»               ФИО1,

 в открытом судебном заседании в расположении Иультинского районного суда Чукотского АО в пос. Эгвекинот Иультинского района Чукотского АО, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Иультинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» о признании незаконным пункта 1.2 Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»», утвержденного директором МУП ЖКХ «Иультинское» со дня его принятия,

 у с т а н о в и л :

 прокурор Иультинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» (далее МУП ЖКХ «Иультинское») с вышеуказанными требованиями.

         В обоснование указано, что согласно Уставу предприятия - Муниципальное унитарное предприятие «Иультинское», является коммерческой организацией. В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинс-кое», утвержденного директором МУП ЖКХ «Иультинское» ФИО2, (далее - Положение) работник приобретает право на оплачиваемый проезд в отпуск по истечении 12 месяцев непрерывной работы. Между тем, в силу части 2 статьи 122 Трудового кодекса РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя, а по соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

 Таким образом, работодатель, установив в пункте 1.2 Положения, что право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно возникает у работников МУП ЖКХ «Иультинское» по истечении 12 месяцев непрерывной работы, ухудшил положение своих работников в части возникновения у них права на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно по сравнению с порядком, установленным в ч.1 ст.325 ТК РФ.

 Поскольку организации, не относящиеся к бюджетной сфере, не должны ухудшать положение работника при определении порядка компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа, установление 12-месячного срока непрерывной работы для получения права на первый отпуск, является незаконным.

 Просит признать незаконным пункт 1.2 Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»», утвержденного директором МУП ЖКХ «Иультинское», со дня его принятия.

 Впоследствии прокурором района в суд представлены дополнительные требования о признании незаконным пункта 1.3 Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»», которые приняты судом к рассмотрению по существу.

 Ко дню рассмотрения дела по существу окончательные требования прокурора состоят в следующем - признать незаконными пункты 1.2 и 1.3 Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»», утвержденного директором МУП ЖКХ «Иультинское», со дня его принятия.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Жеребцова Е.А. исковое заявление прокурора Иультинского района по основаниям, изложенным в иске, поддержала и уточнила, что пункты 1.2 и 1.3 Положения необходимо признать незаконными с 01.01.2013 года, поскольку с этой даты локальный нормативный акт введен в действие.

     Представитель МУП ЖКХ «Иультинское» ФИО1 действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска прокурора о признании пунктов 1.2 и 1.3 Положения незаконными с 01.01.2013 года, поскольку МУП ЖКХ «Иультинское» - коммерческое предприятие, которое к бюджетной сфере не относится, в связи с чем, условия и порядок оплаты проезда в отпуск, вправе устанавливать самостоятельно в порядке ч.8 ст. 325 ТК РФ. В связи с чем, на предприятии разработано и введено в действие с 01.01.2013 Положение «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»». При этом указал, что Постановлением Конституционного суда РФ от 09.02.2012 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 ТК РФ...», позволяющей работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, локальным актом устанавливать размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, признано соответствующим Конституции РФ.

 Установленный в МУП ЖКХ «Иультинское» размер, условия и порядок предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно соответствует предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Таким образом, оспариваемые пункты Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»» считает соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем, в удовлетворении исковых требованиях заявителю просит отказать.

 Выслушав требования старшего помощника прокурора Жеребцовой Е.А. и возражения представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

 в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государством в своих нормативных правовых актах установлены гарантии трудовых прав и свобод граждан (ст. 1 ТК РФ).

 Исходя из положений статьи 6 ТК РФ льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 указанного Кодекса, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам, независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть отменен или не предусмотрен работодателем, независимо от его организационно-правовой формы.

 В соответствии с частями 1 и 4 статьи 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринима-телями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

 Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, применению не подлежат. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

 В силу статьи 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными норматив-ными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

 Согласно Уставу МУП ЖКХ «Иультинское», утвержденного постановлением Главы Иультинского муниципального района № 63-па от 08.08.2013 следует, что предприятие является коммерческой организацией и обладает правами юридического лица (л.д. 7).

 Таким образом, МУП ЖКХ «Иультинское» к бюджетным предприятиям не относится.

 01.01.2013 года директором МУП ЖКХ «Иультинское» утверждено Положение о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское» (л.д. 15-17).

 Согласно пунктам 1.2 и 1.3 указанного Положения, работник приобретает право на оплачиваемый проезд по истечении 12 месяцев непрерывной работы в МУП ЖКХ «Иультинское». В дальнейшем - по истечении четвертого, шестого и т.д. года работы, непрерывной работы, независимо от времени фактического использования отпуска. Предоставление права на оплачиваемый проезд до даты его фактического наступления не допускается. В случае предоставления отпуска до наступления права на проезд, но при условии возврата из отпуска по его наступлению (в период нахождения в отпуске в ЦРС), компенсация затрат производится по фактическому предоставлению проездных документов по окончанию отпуска на основании заявления работника. Авансовая оплата проездных документов в данном случае не предусмотрена (л.д. 15).

 Между тем, в силу части 2 статьи 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Более того, по соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

 Согласно частям 1, 2 и 4 ст. 325 ТК РФ (в ред. от 09.05.2005, с изм. от 11.07.2006) организации, которые финансируются из федерального бюджета и расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивают работникам и членам их семей, фактически проживающим с работником денежное возмещение на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно. Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

         В силу ч. 8 ст. 325 ТК РФ (в ред. от 09.05.2005, с изм. от 11.07.2006) размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

         Аналогичные положения содержатся в части 7 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 02.07.2013).

         Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 9 февраля 2012 г. № 2-П признал положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации.

         Более того, во исполнение вышеуказанного Постановления, Федеральным законом от 02.04.2014 года № 50 ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации внесены поправки, обязывающие небюджетные организации, расположенные на Крайнем Севере, компенсировать расходы своих работников на проезд к месту отпуска и обратно, признав, при этом право законодателя устанавливать минимальный размер компенсации расходов.

         Исходя из того, что проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывает негативное воздействие на здоровье человека и, связано с риском преждевременной утраты трудоспособности, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусматриваются особенности регулирования труда лиц, работающих в этих районах и местностях (Глава 50 ТК РФ).

 Возлагая обязанность компенсации проезда к месту отдыха и обратно на всех работодателей, как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере, федеральный законодатель исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, каковыми являются право на отдых и право на охрану здоровья.

 В соответствии со статьями 5 и 8 Трудового кодекса РФ нормы трудового права содержаться в локальных нормативных актах работодателя (коллективном договоре, положениях, правилах и т.д.).

 Сравнительный анализ п. 1.2 и 1.3 Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»» со ст. 122 ТК РФ и ч. 8. ст. 325 ТК РФ (в ред. от 09.05.2005, с изм. от 11.07.2006) свидетельствует, что нормы Положения, касающиеся регулирова-нию вопроса о возникающем праве на проезд к месту отдыха и обратно, а также его оплаты, не соответствуют предназначению данной льготы и неоправданно занижают уровень гарантий работников МУП ЖКХ «Иультинское»» по сравнению с федеральным законодательством.

 Таким образом, оспариваемые прокурором пункты локального нормативного акта лишают работников МУП ЖКХ «Иультинское» возможности использовать право проезда в отпуск одновременно с правом на использование отпуска за первый год работы, предоставленный в соответствии со статьей 122 ТК РФ до истечении 12 месяцев непрерывной работы, и на получение денежных средств работником для проезда в отпуск и обратно непосредственно перед уходом в отпуск.

 Частью 8 статьи 325 ТК РФ (в ред. от 09.05.2005, с изм. от 11.07.2006) на работодателя внебюджетной сферы возлагалась обязанность по установлению компенсации за проезд к месту отдыха в размере, на условиях и в порядке, соответствующем целевому назначению компенсации.

 Поскольку целевым назначением компенсации для оплаты проезда к месту отдыха и обратно является обеспечение работнику возможности выезда из экстремально природно-климатических условий Крайнего Севера в наиболее благоприятные природно-климатические регионы страны для отдыха и восстановле-ния физиологических затрат, то таким образом гарантированная законодательством компенсация по оплате проезда должна быть предоставлена работнику за счет работодателя.

 С учетом изложенного, предоставляя отпуск за первый год работы, в порядке ст. 122 ТК РФ, работодатель по заявлению работника обязан предоставить ему денежные средства на проезд в отпуск и обратно, исходя из примерной стоимости проезда по территории Российской Федерации (ст. 325 ТК РФ (в ред. от 09.05.2005, с изм. от 11.07.2006)).

     Из приведенных выше норм трудового законодательства в их совокупности следует, что поскольку законодатель возникновение права на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно связывает с возникновением права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, то за первый год работы право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно у лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникает по истечении шести месяцев работы, а за третий и четвертый годы работы - начиная с третьего года работы в любое время рабочего года и так далее.

     При установленных обстоятельствах, с учетом положений ч. 4 ст. 8 ТК РФ учитывая, что пункты 1.2 и 1.3 оспариваемого Положения ухудшают положение работников данной организации в части возникновения у них права на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно по сравнению с установленным трудовым законодательством положением работников бюджетной сферы, то суд приходит к выводу о признании оспариваемых пунктов локального нормативного акта МУП ЖКХ «Иультинское» противоречащими трудовому законодательству.

 Согласно требованиям ч. 5 ст. 198 ГПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться указание на распределение судебных расходов.

 С ответчика в соответствии с требованиями части 1 ст.103 ГПК РФ с учетом положений подп. 6 п. 2 ст. 61.1 и подп. 4 п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ в доход бюджета Иультинского муниципального района подлежит взысканию государствен-ная пошлина в размере 200,00 рублей, от уплаты которой истец в силу требований п.9 ст.333.36 НК РФ освобожден.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

 р е ш и л :

 исковые требования прокурора Иультинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» удовлетворить.

 Признать незаконными пункты 1.2 и 1.3 Положения «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом, работникам МУП ЖКХ «Иультинское»» с 01.01.2013 года.

 Взыскать с МУП ЖКХ «Иультинское» в доход бюджета Иультинского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.

 Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Иультинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 В окончательной форме решение изготовлено 14 апреля 2014 года.

 Судья                                                               А.П. Востик