РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего федерального судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело № по заявлениям прокурора <адрес> ЧР, в порядке ст.45 ГПК в интересах муниципальных образований, к администрациям <данные изъяты> сельских поселений Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным их бездействия по определению порядка формирования, утверждения и исполнения бюджетов поселений,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах муниципальных образований, обратился в суд с требованиями о признании незаконными бездействия администраций выше указанных сельских поселений Веденского муниципального района ЧР по определению порядка формирования, утверждения и исполнения бюджетов поселений, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, в рамках которой выявлены существенные нарушения указанного законодательства.
Согласно ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Согласно ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.
Статья 9 Закона ЧР «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике» устанавливает, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии п.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно п.2 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией
В силу ст. 187 Бюджетного кодекса РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) местного бюджета устанавливается муниципальным правовым актом.
Согласно п.4 раздела 2 Конституции ЧР на период до принятия законов о местном самоуправлении в Чеченской Республике и образования на их основе органов местного самоуправления полномочия указанных органов осуществляют администрации районов и населенных пунктов Чеченской Республики.
В порядке подготовки дел к судебному разбирательству все 19 гражданских дел, возбужденные по данным заявлениям, объединены в одно производство.
Представитель заявителя - старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3, в суд явился, заявленные прокурором района требования поддержал.
Представители заинтересованных сторон - главы администраций сельских поселений в суд явились, не возражали против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что выявленные недостатки в их работе имеют место и допушены они в силу незнания норм законодательства в этой сфере деятельности.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что главами администраций - <данные изъяты> сельских поселений Веденского муниципального района ЧР
Вопреки изложенным требованиям федерального и республиканского законодательства вышеуказанными администрациями сельского поселения порядок разработки, согласования, утверждения местного бюджета, а также внесение в него изменений не определен.
Практика прокурорского надзора и исполнения законодательства в рассматриваемой сфере правовых отношений показывает, что одним из условий, способствующих нарушениям закона в данной сфере, в том числе принятию незаконных правовых актов, нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств, является отсутствие на муниципальном уровне правовых актов, регулирующих отношения, связанные с подготовкой, согласованием, утверждением и исполнением местных бюджетов.
Отсутствием правового регулирования на муниципальном уровне отношений, связанных с бюджетным процессом, создаются условия для злоупотреблений и превышений своих должностных полномочий отдельными должностными лицами, хищений и неэффективного расходования бюджетных средств, а также коррупционных проявлений, чем нарушаются права граждан, охраняемые законом интересы государства и <адрес> ЧР.
Под бездействием, по смыслу закона, понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для обязании администраций - <данные изъяты> сельских поселений Веденского муниципального района ЧР устранить допущенное нарушение, приняв меры к определению порядка формирования, утверждения и использования бюджетов своих поселений.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнитель решения суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав - исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.258 ГПК РФ в суд и прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ,
СУД
РЕШИЛ:
Требования прокурора <адрес> ЧР, в интересах муниципальных образований сельских поселений Веденского муниципального района ЧР, о признании незаконными бездействия администраций - <данные изъяты> сельских поселений Веденского муниципального района ЧР по определению порядка формирования, утверждения и исполнения бюджетов поселений, - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администраций - Агишбатойского, Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни-Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен- Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца-Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР выразившиеся в непринятии мер по определению порядка формирования, утверждения и исполнения бюджетов поселений.
Обязать администрации - <данные изъяты> сельских поселений Веденского муниципального района ЧР определить порядок формирования, утверждения, исполнения бюджета своих поселений в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Р. Эльбуздукаев