РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 февраля 2016 г. с. Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Игошиной М.В., с участием представителя истца Орловой Ю.В., представителя ответчика Филипповой М.Ю., представителя третьего лица П.С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прибайкальского района к Прибайкальской районной администрации о признании недействительными постановлений Прибайкальской районной администрации об утверждении схемы расположения границ земельного участка, о предоставлении земельного участка,
установил:
Обращаясь в суд, прокурор Прибайкальского района просит признать недействительным постановление Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения границ земельного участка для строительства церкви, признать недействительным постановление Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении Местной древлеправославной религиозной организации прихода в честь Рождества Христова <адрес> Республики Бурятия Русской Древлеправославной церкви в безвозмездное пользование сроком на три года земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.
Истец полагает, что указанные постановления являются незаконными, поскольку согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» земельный участок расположен в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Вышеуказанный земельный участок предоставлен для деятельности, не связанной с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов.
Истец полагает, что строительство церкви на этом земельном участке нарушает принципы, установленные ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал», также ссылается на ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ, пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №1641-р.
Истец указал, что на оспариваемые постановления прокурором района были принесены протесты, администрацией района в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Истец указал, что обратился с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации, поскольку ответчиком при распоряжении земельными участками допущены нарушения действующего законодательства, что может повлечь нанесение вреда экологии озера Байкал, являющегося природным объектом Всемирного наследия.
Определением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия Местная древлеправославная религиозная организация приход в честь Рождества Христова <адрес> Республики Бурятия Русской Древлеправославной церкви привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца Орлова Ю.В. исковые требования и изложенные в иске доводы поддержала. Дополнительно пояснила, что расположение земельного участка в водоохранной и Центральной экологической зоне Байкальской природной территории подтверждается соответствующим письмом Управления Росреестра по РБ, участок предоставлен под строительство церкви, Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в редакции на момент предоставления земельного участка такое строительство было запрещено. Истец предъявляет такие требования не только по данному земельному участку, но и по иным вновь образованным участкам после изменения действующего законодательства при выявлении нарушений требований закона. Участок подлежит отнесению к незатронутой природной территории, поскольку на нем ранее никакая деятельность не велась, строений на участке нет.
Представитель ответчика Филиппова М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ были вынесены в соответствии со ст.ст. 10, 11, 30, 81 Земельного кодекса РФ в действовавшей на тот период редакции, ст. 65 Водного кодекса РФ, Федеральным законом «Об охране озера Байкал», Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643. Полагает, что Прибайкальская районная администрация действовала в рамках полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, участок предоставлен с предварительным согласованием мест размещения объекта, земельный участок прошел кадастровый учет, вид разрешенного использования - под строительство церкви. Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Поскольку Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории религиозная деятельность не запрещена, то предоставление земельного участка под строительство церкви допускается. Установленные ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничения в обороте земельного участка на право безвозмездного срочного пользования не распространяются. Участок не является незатронутой природной территорией, так как расположен среди других участков местных жителей.
Представитель третьего лица П.С.А. с исковыми требованиями не согласился, поскольку они основаны на Постановлении Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в редакции от 19 мая 2009 г. №435, а в настоящее время действует редакция этого Постановления от 02 марта 2015 г. №186, в соответствии с которой в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано, среди прочего, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а религиозная деятельность не отнесена к видам деятельности, запрещенным в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, соответственно является разрешенной деятельностью. Полагает, что истец не указал, каким образом строительство храма в <адрес> и последующее служение в нем нарушит принципы осуществления особого режима хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории, изложенные ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал». Находит необоснованным довод прокурора о том, что земельный участок относится к объекту всемирного наследия Юнеско, ограничен в обороте в силу пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, в то время как п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено ограничение оборота в виде непредоставления таких земельных участков в частную собственность и не распространяется на право безвозмездного срочного пользования. На выделенном земельном участке планировалось строительство церкви и проведение в будущем обряда Крещения в озере Байкал, поэтому предоставление другого земельного участка в отдалении от берега для этих целей не подходит. Участок огорожен, с трех сторон имеются соседние земельные участки с огородами. При строительстве церкви возможно выполнение требований п. 4 ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения границ земельного участка для строительства церкви, расположенного на землях населенного пункта муниципального образования «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>», общей площадью <данные изъяты> кв.м.; также постановлено комитету по управлению муниципальным хозяйством сформировать указанный земельный участок и обеспечить постановку на государственный кадастровый учет.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 24 ЗК РФ Местной древлеправославной религиозной организации прихода в честь Рождества Христова <адрес> Республики Бурятия Русской Древлеправославной церкви предоставлен в безвозмездное срочное пользование сроком на три года земельный участок из земель населенный пунктов муниципального образования «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>», под строительство церкви с кадастровым номером №, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; также постановлено комитету по управлению муниципальным хозяйством подготовить договор безвозмездного срочного пользования с Местной древлеправославной религиозной организаций прихода в честь Рождества Христова <адрес> Республики Бурятия Русской Древлеправославной церкви; Местной древлеправославной религиозной организации прихода в честь Рождества Христова <адрес> Республики Бурятия Русской Древлеправославной церкви произвести государственную регистрацию права безвозмездного срочного пользования на земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №1641-р.
Из письма и.о. руководителя Управления Росреестра по РБ Г.С.Ч. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером № с границами водоохранной зоны озера Байкал, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 05 марта 2015 г. №368-р, и границами Центральной экологической зоны, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №1641-р, с использованием картографического материала <данные изъяты>, подготовленного в ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «<данные изъяты> АГП», и сведений государственного кадастра недвижимости о координатах поворотных точек границы земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы водоохраной и Центральной экологической зоны озера Байкал. К письму представлены схемы расположения земельного участка.
Суд приходит к выводу, что исследованные материалы подтверждают расположение земельного участка с кадастровым номером № в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Доказательств иного ни ответчиком, ни третьим лицом не предоставлено.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Указанным постановлением (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №435, действующей до 17 марта 2015 г. включительно) к таким видам деятельности было отнесено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ были вынесены в соответствии с положениями ст. 11, ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. №66-ФЗ), регламентирующими предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Вид разрешенного использования земельного участка - под строительство церкви.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № предоставлен под строительство церкви, функционирование которой не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, то суд приходит к выводу, что постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ были вынесены в нарушение ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №435).
Оценивая довод представителей ответчика и третьего лица о том, что Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории религиозная деятельность не запрещена, поэтому предоставление земельного участка под строительство церкви допускается, суд находит, что такой довод основан на ошибочном толковании оспариваемых постановлений и нормативно-правового акта. Так, постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ были вынесены в соответствии с положениями ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. №66-ФЗ) в рамках процедуры предоставления земельного участка для строительства церкви с предварительным согласованием места размещения объекта, иной процедуры предоставления этого земельного участка либо иного вида разрешенного использования земельного участка (в т.ч. религиозная деятельность) оспариваемые постановления не содержат.
Оценивая довод представителя третьего лица о последующем изменении Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643, которое в настоящее время действует в редакции от 02 марта 2015 г. №186, суд находит его необоснованным, поскольку орган местного самоуправления при реализации своих полномочий в области земельных отношений, включая принятие актов по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обязан руководствоваться законодательством, действующим на момент реализации таких полномочий. Суд находит, что на момент принятия оспариваемых постановлений ответчиком такая обязанность исполнена не была. При этом суд не исключает право третьего лица на обращение в орган местного самоуправления по вопросу предоставления земельного участка при условии соблюдения требований действующего законодательства.
Между тем в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд приходит к выводу, что истцом при рассмотрении дела не представлено доказательств расположения земельного участка с кадастровым номером № в прибрежной защитной полосе озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, определяемой в соответствии с ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ, и наличии в связи с этим соответствующих ограничений по предоставлению земельного участка, суду не представлено доказательств отнесения земельного участка к незатронутой природной территории, также суду не представлено доказательств нарушения ответчиком при вынесении оспариваемых постановлений положений пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 193- 197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района к Прибайкальской районной администрации о признании недействительными постановлений Прибайкальской районной администрации об утверждении схемы расположения границ земельного участка, о предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать недействительным постановление Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения границ земельного участка для строительства церкви по адресу: <адрес>» площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать недействительным постановление Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении Местной древлеправославной религиозной организации прихода в честь Рождества Христова <адрес> Республики Бурятия Русской Древлеправославной церкви в безвозмездное пользование сроком на три года земельного участка по адресу: <адрес>» с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горковенко С.В.