ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/2017 от 23.03.2017 Усть-цилемского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-80/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Тюриной Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ермолиной Я.В.,

при секретаре Ермолиной Г.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма

23 марта 2017г. дело по заявлению прокурора Усть-Цилемского района в интересах ФИО1 к администрации МО МР «Усть-Цилемский» о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Усть-Цилемского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации МО МР «Усть-Цилемский» об обязании восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 13 марта 2002 года.

В обоснование требования прокурор указал, что ФИО1 родилась и постоянно проживает в Усть-Цилемском районе, имеет регистрацию по месту проживания в с<адрес>

С 13 марта 2002 г. ФИО1 состояла в администрации МО МР «Усть-Цилемский» на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 28 апреля 2016г. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг.», 13 января 2017 г. включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы на 2017г.

Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 23 января 2017г. ФИО1 исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, в связи с тем, что в период с 25 апреля 1989г. по 26 ноября 1996г. ФИО1 имела регистрацию в г.Сыктывкаре.

В судебном заседании прокурор требования поддержал, просит обязать администрацию МО МР «Усть-Цилемский» восстановить ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 13 марта 2002 года.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом.

Ответчик - представитель администрации МО МР «Усть-Цилемский» по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен.

Третье лицо Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о дате и времени извещено надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела без участия их представителя. В письменном отзыве выразило несогласие с иском в связи с тем, что ФИО1 считается повторно прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, что не соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, имеющим право на постановку на учет на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона.

Заслушав прокурора, объяснение представителя ответчика, изучив мнение третьего лица, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 работала и проживала в <адрес>, относящегося к районам Крайнего Севера. Общий трудовой стаж в районе Крайнего Севера составляет 33 года 10 месяцев 2 дня. ФИО1 с 18 февраля 1973г. не работает, ей назначена страховая пенсия по старости.

С 26 марта 1980 г. по 31 марта 1989 г. ФИО1 была зарегистрирована и постоянно проживала в с<адрес>, в период с 25 апреля 1989 г. по 26 ноября 1996 г. имела регистрацию в <адрес> с 11 декабря 1996 г. по 12 ноября 2009 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 12 ноября 2009 г. по 05 апреля 2010 г. по адресу: <адрес>, с 05 апреля 2010 г. по настоящее время ФИО1 имеет регистрацию по адресу: <адрес>

ФИО1 не имеет жилых помещений на праве собственности, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации, является вдовой участника Великой отечественной войны, 04 августа 2010 г. ей повторно установлена первая степень инвалидности по зрению бессрочно.

С 13 марта 2002 г. ФИО1 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 28 апреля 2016 г. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг.». 13 января 2017 г. включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы на 2017г.

Администрация МО МР Усть-Цилемский» уведомила ФИО1 о снятии её с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как при рассмотрении документов, находящихся в личном деле было выявлено, что в период с 25 апреля 1989 г. по 26 ноября 1996 г. ФИО1 имела регистрацию в г<адрес>

По мнению Минстроя Республики Коми ФИО1 считается повторно прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01 января 1992г., так как выехала из Усть-Цилемского района и зарегистрировалась по адресу: <адрес> (до отнесения г.Сыктывкара к районам, приравненным к районам Крайнего Севера), в связи с чем необоснованно признана участником подпрограммы с датой постановки на учет с 13 марта 2002г.

Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 23 января 2017г. ФИО1 исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Однако эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, и Правилами выпуска и реализации государственных и жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст.1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст.2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона предоставляли право на получение за счет средств Федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий без ограничений датой приезда в районы Крайнего Севера (абзац 4 пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278; абзац 3 пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья утвержденного Постановлением Российской Федерации от 03 августа 1996 г. N 937; часть 2 ст.5 Федерального закона от 17 августа 1996 г. «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996г.».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П «По делу о проверке конституционных положений части 1 ст.1 и ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО3 и ФИО4» часть 1 ст.1 и ст.2 Федерального закона от 25 июля 1998 г. признана несоответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления Федерального закона от 25 июля 1998г., не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками, а именно прибытием в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992г., для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то получение истцом жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03 января 1983г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. № 1029 город Сыктывкар отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с 01 апреля 1992г.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес>, относящегося к районам Крайнего Севера. С 01 марта 1939г. осуществляла трудовую деятельность в районе Крайнего Севера, 18 февраля 1973г. ей назначена страховая пенсия по старости. Общий трудовой стаж в районе Крайнего Севера составляет 33 года 10 месяцев 2 дня.

В период с 25 апреля 1989г. по 26 ноября 1996г. ФИО1 имела регистрацию в г.Сыктывкаре, после чего переехала на постоянное место жительства в Усть-Цилемский район Республики Коми,где проживает по настоящее время. ФИО1 приобрела право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья до вступления в силу Федеральных законов N 125-ФЗ, № 131-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что ФИО1 не имеет в собственности жилья, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации, правом на получение жилищной субсидии не воспользовалась, оснований для исключения ФИО1 из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имелось.

Нарушенное право ФИО1 подлежит восстановлению, в связи с чем необходимо обязать администрацию МО МР «Усть-Цилемский» восстановить ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 13 марта 2002 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Усть-Цилемского района в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» восстановить ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 13 марта 2002 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения.

Председательствующий Л.В.Тюрина