ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/2018 от 14.05.2018 Юрьева-польского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-80/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Юрьев-Польский 14 мая 2018 года

Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Гаврилина А.С.,

при секретаре Куприяновой Т.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район о возложении обязанности перечислить субсидию для приобретения жилья и ФИО3 к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район о возложении обязанности перечислить субсидию для приобретения жилья,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (далее - администрация района) о возложении обязанности перечислить субсидию для приобретения жилья.

В обоснование указала, что постановлением администрации района от 18.04.2017 <данные изъяты>Т.Э.И. как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны была предоставлена субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб. Деньги зачислены на счет, открытый на имя Т.Э.И. в ПАО «Сбербанк России». ДД.ММ.ГГГГТ.Э.И. по договору купли-продажи приобрела у ФИО3 квартиру, 16.06.2017 право собственности Т.Э.И. зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГТ.Э.И. умерла, не успев направить в банк распоряжение на перечисление субсидии продавцу. Денежные средства банк возвратил администрации, которая, в свою очередь, перечислила их департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области. Истица ФИО1 - <данные изъяты>Т.Э.И. вступила после смерти последней в права наследования, оформив вышеуказанную квартиру в собственность.

Истица полагала, что Т.Э.И. на день смерти имела имущественное право получения субсидии, при этом денежные средства на данную выплату были выделены, просила обязать администрацию перечислить субсидию для приобретения жилья продавцу квартиры ФИО3

Третье лицо ФИО3 заявила самостоятельные требования, просила обязать администрацию перечислить субсидию на свой счет в банке.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала.

Третье лицо ФИО3 требования поддержала.

Представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения иска возражала, указала, что стороной договора купли-продажи квартиры администрация района не является, поэтому каких-либо обязательств перед продавцом ФИО3 у неё не возникло, субсидия носит целевой характер и выделяется департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области, денежные средства у администрации района отсутствуют, поскольку возвращены в департамент.

Представитель третьего лица - департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в суд не явился, в письменном отзыве против иска возражал, указал, что субсидия для приобретения жилья предоставляется непосредственно льготнику, поскольку неразрывно связана с его личностью, предоставление указанной меры социальной поддержки иным гражданам после смерти лица, имеющего права её получение, законом не предусмотрено, денежные средства принадлежат государству до момента их перечисления на счет продавца по заключенному договору. Определенные законом действия для получения субсидии Т.Э.И. не совершены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГТ.Э.И. продала принадлежащий ей земельный участок с жилым домом по адресу: <адрес><данные изъяты>Б.М.А. (<данные изъяты> ФИО1) (л.д.63).

09.02.2015 постановлением администрации муниципального образования Красносельское Юрьев-Польского района Т.Э.И. признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 70).

Постановлением администрации района от 09.03.2016 Т.Э.И. как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны включена в список граждан - получателей субсидий, имеющих право на обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (л.д. 75-76).

Постановлением администрации района от 18.04.2017 принято решение о предоставлении Т.Э.И. субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб., 21.04.2017 деньги перечислены на счет Т.Э.И., открытый в ПАО «Сбербанк России» 20.04.2017 на основании договора банковского счета со сроком действия до 18.10.2017. По условиям договора банк обязуется списать субсидию со счета после получения документов и заявления-поручения владельца (л.д. 16-17, 80, 82-83).

ДД.ММ.ГГГГТ.Э.И. по договору купли-продажи приобрела у ФИО3 (<данные изъяты>Б.М.А.) квартиру по адресу: <адрес>, стоимость квартиры определена в <данные изъяты> руб., право собственности Т.Э.И. зарегистрировано Управлением Росреестра по Владимирской области 16.06.2017. Оплата по договору предусмотрена за счет средств субсидии (л.д. 8-12, 23).

ДД.ММ.ГГГГТ.Э.И. умерла (л.д.18).

Из объяснений сторон следует, что смерть Т.Э.И. наступила до получения сторонами сделки в Управлении Росреестра правоустанавливающих документов, соответственно, указанные документы в банк Т.Э.И. не представляла, в приобретенную квартиру Т.Э.И. не вселялась, с 1976 до дня смерти была зарегистрирована (л.д. 65-67) и проживала в вышеуказанном жилом доме.

02.08.2017 в связи со смертью Т.Э.И. банк возвратил субсидию администрации района, которая, в свою очередь, перечислила их департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области (л.д.98, 107).

Постановлениями администрации МО Красносельское от 10.07.2017 и администрации района от 12.10.2017 Т.Э.И. снята с учета нуждающихся в жилом помещении и исключена из списка получателей субсидии (л.д. 97, 102-103).

Наследником после смерти Т.Э.И. является <данные изъяты> ФИО1, которая 22.12.2017 получила свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанную квартиру (л.д. 13-15, 19).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пунктам 4 - 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» субвенции на реализацию передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем предусмотренных данным Законом категорий граждан зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации в установленном для исполнения федерального бюджета порядке. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила), которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктами 2, 3 указанных Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, реализация прав определенных категорий граждан на получении субсидии на приобретение жилья осуществляется в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» утвержден Постановлением Губернатора Владимирской области от 23.06.2006 № 450 (далее - Порядок).

Пунктом 1 указанного Постановления Губернатора установлено, что категориям граждан, указанным в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, а также статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий на приобретение жилья.

Согласно п.9 Порядка средства субсидии могут быть использованы распорядителем счета для оплаты приобретаемого жилого помещения в течение 6 месяцев с момента их перечисления на банковский счет. По истечении указанного срока банковский счет гражданина закрывается, а неиспользованные средства субсидии возвращаются банком на счет уполномоченного органа.

В соответствии с п.12 Порядка перечисление денежных средств по договору купли-продажи продавцу жилого помещения осуществляется путем безналичных расчетов.

Для оплаты приобретаемого жилого помещения в течение срока действия договора банковского счета распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи и документ, подтверждающий осуществление государственной регистрации прав на недвижимость.

При этом распорядитель счета дает банку распоряжение о перечислении средств со своего банковского счета для оплаты приобретаемого жилого помещения либо предоставляет такое право банку в договоре банковского счета.

Субсидия считается предоставленной гражданину - получателю субсидии с момента перечисления банком средств субсидии для оплаты приобретаемого жилого помещения (п.19 Порядка).

Из правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения неразрывно связано с личностью конкретного гражданина, субсидия направлена на обеспечение жилым помещением по установленным стандартам лиц, имеющих право на получение этой меры социальной поддержки, имеет целью создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (определения от 17.01.2013 N 3-О, от 22.12.2015 N 2793-О).

Таким образом, предоставление субсидии на улучшение жилищных условий является мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, неразрывно связано с личностью получателя субсидии, средства, выделяемые на реализацию указанных мер, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Реализация гражданином права на получение субсидии связана не только с фактом заключения договора купли-продажи жилого помещения, но и совершением получателем субсидии определенных действий.

Субсидия считается предоставленной гражданину - получателю субсидии с момента перечисления банком средств субсидии для оплаты приобретаемого жилого помещения после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения

Т.Э.И. имела право на меру социальной поддержки в виде субсидии на улучшение жилищных условий, однако данное право при жизни не реализовала.

Средства субсидии не могут принадлежать ни наследникам, ни продавцу жилого помещения.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 просила обязать ответчика перечислить денежные средства в пользу ФИО3 - продавца по договору купли-продажи, следовательно, ФИО1 заявлены требования не в своих интересах, а в интересах продавца квартиры, однако данное право законом истцу ФИО1 не предоставлено.

Права ФИО1 в данном случае не нарушены, стороной сделки она не является, право требования денежных средств по договору купли-продажи у неё не возникает.

ФИО3 не является субъектом правоотношений между получателем субсидии и органом власти, реализующим полномочия по предоставлению субсидии гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, в приобретенной Т.Э.И. квартире с 2010 г. до настоящего времени зарегистрирована и проживает ФИО3 с <данные изъяты>Б.М.А. (<данные изъяты>Т.Э.И.). После продажи квартиры ФИО3 из жилого помещения не выселялась.

Суд приходит к выводу о том, что ФИО3 не лишена права требовать расторжения договора купли-продажи квартиры либо оплаты её стоимости ФИО1, поскольку к последней в порядке универсального правопреемства перешли обязанности Т.Э.И. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (ст.1110 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район о возложении обязанности перечислить субсидию для приобретения жилья отказать.

ФИО3 в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район о возложении обязанности перечислить субсидию для приобретения жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018 года

Судья подпись А.С. Гаврилин