Дело №2-80/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 г. г. Кашин Тверская область
Кашинский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Чеботаревой Т.А.,
при помощнике судьи Куликовой Н.М.,
с участием Кашинского межрайонного прокурора Кузина Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского межрайонного суда Тверской области гражданское дело по исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кашинского городского округа о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц с указанным иском.
Требования мотивированы тем, что проведённой Кашинской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области эксплуатируются 3 объекта газового хозяйства, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества:
- газопровод протяженностью 39 метров, расположенный по адресу: <адрес>;
- газопровод протяженностью 14,6 метров, расположенный по адресу: <адрес>;
- газопровод к зданию АООТ «Тверьпроммонтаж» протяженностью 294,6 метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Непринятие Администрацией городского округа мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и не позволяет обеспечить эксплуатацию таких объектов в соответствии с требованиями законодательства о газоснабжении, ставит под угрозу бесперебойное предоставление услуги «газоснабжение» жителям Кашинского городского округа Тверской области посредством эксплуатации указанных объектов, ставит под угрозу безаварийную эксплуатацию объектов в условиях отсутствия договора на техническое обслуживание таких газопроводов.
Просит возложить на Администрацию Кашинского городского округа обязанность в срок до 1 июня 2022 г. обратиться в соответствии с Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно в Кашинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества:
- газопровода протяженностью 39 метров, расположенного по адресу: <адрес>
- газопровода протяженностью 14,6 метров, расположенного по адресу: <адрес>;
- газопровода к зданию АООТ «Тверьпроммонтаж» протяженностью 294,6 метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от 3 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа.
В судебном заседании прокурор Кузин Е.П. заявленные требования поддержал в полном объёме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик Администрация Кашинского городского округа, третье лицо Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений по иску не представили.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, ознакомившись с иском, выслушав доводы прокурора, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение Кашинского межрайонного прокурора в суд с указанным иском в интересах неопределённого круга лиц обусловлено тем, что не обеспечение исполнения требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не позволяет обеспечить бесперебойное предоставление услуги «газоснабжение» жителям Кашинского городского округа Тверской области, ставит под угрозу безаварийную эксплуатацию газопроводов в условиях отсутствия договора на их техническое обслуживание.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределённого круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В пункте 3 данной статьи указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьёй 210 ГК РФ определено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931 утверждён Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), который устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, только по заявлению органа местного самоуправления бесхозяйные недвижимые вещи могут быть приняты на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области эксплуатируются 3 объекта газового хозяйства, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества:
- газопровод протяженностью 39 метров, расположенный по адресу: <адрес>;
- газопровод протяженностью 14,6 метров, расположенный по адресу: <адрес>;
- газопровод к зданию АООТ «Тверьпроммонтаж» протяженностью 294,6 метров, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проведённой Кашинской межрайонной прокуратурой в отношении деятельности Администрация Кашинского городского округа проверки исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, было установлено, что меры для принятия органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на учёт вышеуказанных объектов, как бесхозяйных, не выполнены.
В связи с выявленными нарушениями Кашинским межрайонным прокурором 22 октября 2021 г. в адрес и.о. главы Администрации Кашинского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества.
Данное представление Администрацией Кашинского городского округа рассмотрено и 22 ноября 2022 г. прокурору дан ответ, в соответствии с которым приняты меры, направленные на организацию проведения проверки поступившей информации в отношении имущества в соответствии с Порядком работы с бесхозяйным недвижимым имуществом, расположенным на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области, утверждённым постановлением Администрации от 15 января 2020 г. №12.
17 декабря 2021 г. Администрация Кашинского городского округа на представление прокурора дополнительно сообщило, что в связи с недостаточностью бюджетных средств в конце 2021 года не имеется возможности подготовить технические планы на газопроводы, указанные в представлении, а также указало, что в январе 2022 года начнут работу по изготовлению технических планов.
Судом установлено, что газопровод протяженностью 39 метров, расположенный по адресу: <адрес>, газопровод протяженностью 14,6 метров, расположенный по адресу: <адрес>, газопровод к зданию АООТ «Тверьпроммонтаж» протяженностью 294,6 метров, расположенный по адресу: <адрес>, не являются муниципальной собственностью муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области и не включены в реестр муниципального имущества муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области, что подтверждается выпиской из реестра от 21 февраля 2022 г. №10. Сведениях о данных объектах также отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, Администрацией Кашинского городского округа не приняты меры по постановке указанных объектов, которые имеют признаки бесхозяйных объектов и посредством которых обеспечивается предоставление газоснабжения жителям Кашинского городского округа Тверской области, на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Доказательств того, что ответчиком в установленном порядке выполнены требования, предусмотренные Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
Таким образом, исковые требования Кашинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, на Администрацию Кашинского городского округа необходимо возложить обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимости.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленного прокурором в иске срока достаточно для устранения отмеченных нарушений.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Кашинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Кашинского городского округа в срок до 1 июня 2022 г. обратиться в соответствии с Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно в Кашинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области, с заявлениями о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества:
- газопровода протяженностью 39 метров, расположенного по адресу: <адрес>;
- газопровода протяженностью 14,6 метров, расположенного по адресу: <адрес>;
- газопровода к зданию АООТ «Тверьпроммонтаж» протяженностью 294,6 метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Кашинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 9 марта 2022 г.
Судья
Дело №2-80/2022