ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81 от 10.03.2011 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

                                                                                    Пригородный районный суд Республики Северная Осетия – Алания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Пригородный районный суд Республики Северная Осетия – Алания — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-81/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года с. Октябрьское

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия- Алания в составе:

председательствующего судьи Джанаевой С.Н.,

при секретаре Алборовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах ФИО1 к администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания, Правительству Республики Северная Осетия- Алания о возложении обязанности предоставления вне очереди благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пригородного района РСО-Алания обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к АМС МО Пригородный район РСО - Алания и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании помощник прокурора Габараев П.И. поддержал исковые требования и пояснил, что Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав (статья 46) и предоставляет право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48). Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. ФИО1 объективно оказался в трудной жизненной ситуации. Однако юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами адвоката для защиты своих прав в суде не может по причине материальной необеспеченности. Поэтому ФИО1 обратился к прокурору с заявлением, в котором просит оказать ему помощь в защите его права на внеочередное получение жилья, как лица, оставшегося без попечения родителей. На основании поступившего заявления прокуратурой Пригородного района РСО-Алания была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что ФИО1 согласно распоряжению начальника управления социальной защиты населения по Пригородному району от 14.11.2003 г. №720 являлся подопечным ФИО2, проживающей в <...>. На момент лишения родительского попечения не имел закрепленного жилья. На основании протокола заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам при Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район от 19.06.2008 г. №3 и в соответствии со статьей 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов; в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 N 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» в государственном жилищном фонде Республики Северная Осетия-Алания норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 03.08.2007г. №185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа; в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения. Согласно п. 1 ст. 7 Закона РСО-Алания жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; согласно пункту 2 статьи 7 Закона РСО-Алания предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, благоустроенном применительно к условиям данного населенного пункта; отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади. Согласно статье 8 Закона РСО-Алания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия. ФИО1 достиг совершеннолетия 5 августа 2009 г. Следовательно, к указанному сроку ему должны были предоставить жилое помещение. Однако, на момент обращения прокурора в суд ФИО1 жильем не обеспечен, тем самым нарушено его право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Просит суд обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.

В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования и пояснил, что родился ДД.ММ.ГГГГ года. Его отец ФИО3 с семьей никогда не проживал и в 2000 году был лишен родительских прав. До смерти матери он, ФИО1, проживал в доме бабушки ФИО4 в <...>. Мать ФИО5 умерла в 2002 г. Его опекуном стала тетя ФИО2 Зарегистрирован по месту жительства в доме тети в <...>. Стал на учет для получения жилья в администрации местного самоуправления Пригородного района в 2008 году, до достижения совершеннолетия. Собственного или закрепленного за ним жилья не имеет. Его мать также не имела своего жилья. В СОГУ им. К.Л. Хетагурова поступил в 2010 году.

Представитель администрации местного самоуправления МО - Пригородный район ФИО6 иск прокурора не признал, и пояснил, что ФИО1 является студентом ВУЗа, поэтому только после окончания учебного заведения он сможет реализовать свое право на получение жилья вне очереди. Считает, что довод прокурора о том, что ответчиком нарушено право ФИО1 на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, никакими доказательствами не подтверждается. Пунктом 3 Постановления Правительства РСО-Алания от 3 августа 2007 г. № 185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» рекомендует органам местного самоуправления осуществлять постановку на жилищный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей или в государственные воспитательные (образовательные), лечебные учреждения, учреждения социального обслуживания населения. При наличии муниципального жилищного фонда обеспечивать жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на регистрационном учете с целью получения жилья. Однако в исковом заявлении прокурора отсутствуют сведения и доказательства о наличии у ответчика муниципального жилого фонда, из которого можно было бы обеспечить ФИО1 жильем. Кроме того, без поступления субвенций из Правительства РСО - Алания не представляется возможным обеспечить жильем ФИО1 Сведения о детях сиротах ежеквартально направляются в Межведомственную комиссию и Министерство финансов РСО - Алания. Направлялись ли за год до наступления совершеннолетия ФИО1 соответствующие сведения, не может сказать. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель Правительства Республики Северная Осетия- Алания ФИО7 в судебном заседании иск прокурора не признал, пояснил, что в соответствии с законом РСО-Алания №68-РЗ право ФИО1 на получение жилья возникнет с момента окончания высшего учебного заведения, так как ФИО1 является студентом первого курса юридического факультета СОГУ. Кроме того считает, что удовлетворение иска прокурора может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, В соответствии с законом от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ, в данном случае - Республики Северная Осетия - Алания. В целях реализации Федерального закона был принят Республиканский закон «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22.12.2005г. №68 - РЗ. Статьей 9 указанного Закона установлено, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Средства администрации местного самоуправления не выделялись в связи с тем, что администрация не представляла своевременно соответствующие списки детей - сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время бюджет Республики Северная Осетия-Алания не располагает достаточными финансовыми возможностями для выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма для всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ежегодно в бюджет Республики Северная Осетия-Алания закладываются средства на указанные расходы. С 2007 года ни одной бюджетной заявки от АМС Пригородного района в Минфин РСО - Алания с просьбой выделить субвенции на реализацию закона №68 - РЗ не поступило. Если администрация местного самоуправления будет своевременно, за год до наступления события, влекущего обязанность предоставления жилья детям-сиротам и иным лицам этой категории, представлять сведения в Межведомственную комиссию, то субвенции будут закладываться в бюджет следующего года и выделяться администрации местного самоуправления для реализации этих целей.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела и материалы учетного дела ФИО1, представленного представителем администрации местного самоуправления МО-Пригородный район ФИО6, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует на территории Республики Северная Осетия-Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, право на жилье. Вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).

Анализ вышеприведенных правовых норм показывает, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходима совокупность нескольких условий: 1. наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья на момент лишения родительского попечения; 3. наступление юридического факта, а именно: прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончание пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончание пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончание обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что ФИО1 относится к категории лиц, имеющих право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На это указывают следующие доказательства: свидетельство о рождении №341075, из которого видно, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года, его родителями являются ФИО3 и ФИО8; свидетельство о смерти №525023 от 28.02.2022 г., из которого видно, что ФИО5 умерла 9 февраля 2002 г.; решение Промышленного районного суда г. Владикавказа от 8 августа 2000 г., из которого усматривается, что ФИО3 лишен родительских прав в отношении сына ФИО1; распоряжение администрации местного самоуправления №720 от 14 ноября 2003 года об учреждении опеки над несовершеннолетним ФИО1; выписка из протокола заседания жилищной комиссии АМС МО Пригородный район №3 от 19 июня 2008 года, из которой видно, что ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей; сведения о детях-сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации местного самоуправления МО-Пригородный район по состоянию на 1 декабря 2010 года, в которых указан ФИО1; показания свидетеля ФИО2 о том, что являлась опекуном ФИО1, отец никогда не участвовал в воспитании ребенка и лишен родительских прав. У матери ФИО1, умершей в 2002 году, своего жилья никогда не было. У ФИО1 жилья также нет.

Таким образом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, установленных ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Судом установлено, что закрепленного за ним жилого помещения на момент лишения родительского попечения и на момент рассмотрения дела в суде ФИО1 не имеет. Свой вывод об этом суд основывает на следующем.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005г. №68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социального обеспечения населения, передаче под опеку (попечительство), в приемные семьи органами местного самоуправления оформляются документы о закреплении и порядке использования занимаемой несовершеннолетними жилой площади.

Из материалов учетного дела ФИО1, распоряжения администрации местного самоуправления МО-Пригородный район №720 от 14 ноября 2003 года об учреждении опеки над несовершеннолетним ФИО1 видно, что при установлении опеки над несовершеннолетним ФИО1 право собственности на жилое помещение либо право пользования жилым помещением сохранено не было, что указывает на отсутствие у ФИО1 закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения. Указанное обстоятельство объективно подтверждается и отсутствием доказательств, свидетельствующих об обратном, которые должны быть представлены ответчиками в силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствие у ФИО1 закрепленного жилого помещения косвенно подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания №01/040/2008-247 от 30 мая 2008 года, из которого видно, что за ФИО1 и его родителями ФИО3 и ФИО5 объекты недвижимого имущества на праве собственности по Пригородному району не числятся.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО1 был поставлен на учет для получения жилья 19 июня 2008 года, то есть до достижения им совершеннолетия, право на внеочередное получение жилого помещения возникло у ФИО1 после прекращения опеки в связи с достижением совершеннолетия, то есть с 5 августа 2009 года.

Довод представителей ответчиков о том, что право ФИО1 на предоставление ему жилого помещения возникнет после окончания высшего учебного заведения не основан на законе, поскольку правоотношения по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения возникли ранее по другому основанию: прекращение опеки в связи с достижением совершеннолетия,- и это право не может быть произвольно приостановлено до окончания ФИО1 высшего учебного заведения, куда он поступил 10 августа 2010 года, то есть после возникновения у него права на предоставление жилого помещения в связи с прекращением опеки и достижением совершеннолетия.

Утверждения представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район ФИО6 об отсутствии у них свободного жилья, о том, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, Правительство Республики Северная Осетия- Алания не выделило субвенции для предоставления жилья ФИО1, в связи с чем не имеется возможности предоставить ему жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, поэтому администрация местного самоуправления не имеет возможности предоставить ФИО1 жилое помещение не может повлиять на право ФИО1 на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди по месту жительства по договору социального найма на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Довод представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район ФИО6 о том, что прокурором не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении права ФИО1 на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, является надуманным, поскольку о нарушении права ФИО1 на внеочередное получение жилья свидетельствует не только совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, приведенных в решении суда, но и фактические обстоятельства, указывающие на то, что до настоящего времени ФИО1, имеющий право на получение жилого помещения вне очереди с 5 августа 2009 года, в нарушение требований закона не обеспечен жильем.

Довод представителя Правительства Республики Северная Осетия- Алания ФИО7 о том, что удовлетворение иска может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, не основан на законе, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, можно сделать вывод о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

На основании изложенного, принимая также во внимание принцип единства судебной практики по данной категории дел, суд считает, что обязанность предоставить ФИО1 в Пригородном районе Республики Северная Осетия- Алания жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, должна быть возложена на администрацию местного самоуправления МО-Пригородный район за счет субвенций, которые должны быть выделены администрации местного самоуправления из бюджета Республики Северная Осетия- Алания, поскольку предоставление ФИО1 жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Свой вывод суд основывает на следующем.

Абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом конституционно-правового смысла указанной нормы, выявленного Конституционным Судом РФ в определении от 05.02.2009 N 250-О-П, предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Таковые полномочия органам местного самоуправления делегированы Законом Республики Северная Осетия- Алания от 22 декабря 2005 года №68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет путем закрепления и сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. (часть 3 статьи 1). Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (часть 1 статьи 7). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личного заявления лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления их законного представителя. Заявление может подаваться как в указанный орган по месту жительства, так и в орган по месту пребывания (фактического проживания).

Данные нормы Закона Республики Северная Осетия-Алания согласуются и с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагающего на орган местного самоуправления обязанность принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

При этом обязанность финансирования мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъект Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципальных образований в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такая же обязанность субъекта Российской Федерации установлена п. 1 ст.9 Закона Республики Северная Осетия- Алания от 22 декабря 2005 года №68-РЗ (в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2007 N 26-РЗ), в соответствии с которым расходы на реализацию мер по предоставлению жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования.

Утверждение представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район ФИО6 о том, что прокурор не имел полномочий на предъявление настоящего иска в суд, является необоснованным, поскольку противоречит ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если основанием для заявления прокурора является обращение к нему граждан о защите права на обеспечение жильем в государственном или муниципальном жилищных фондах. Таковое обращение ФИО1 имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию местного самоуправления МО-Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Н. Джанаева