ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81 от 15.02.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ханты-Мансийск 15 февраля 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Болдарь Ю.Н.,

с участием:

представителя истца помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Ягудина Р.Р.,

представителя ответчика Турова Д.Н.,

представителя третьего лица Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас» Худорожко А.П.,

представителя третьего лица Администрации Ханты-Мансийского района, Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района Решетниковой О.В.,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Тимаковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-81/11 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании освободить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании освободить земельный участок, мотивируя свои требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым №, находящегося на острове  (категория земель - земли запаса).

В ходе проверки установлено, что Учреждение ХМАО - Югры «Самаровский Чугас» в отсутствие правоустанавливающих документов на землю занимает и использует под размещение беседки, двух гостевых домиков и летней кухни земельный участок с кадастровым № площадью 5 га.

Указанные постройки являются собственностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и находятся в оперативном управлении Учреждения ХМАО-Югры «Самаровский Чугас».

В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано субъектом Российской Федерации.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Кодекса.

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст.296 ГК РФ).

В силу ст.298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Уставом Учреждение ХМАО - Югры «Самаровский Чугас» определено, что имущество учреждения является собственностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и закрепляется за ним Департаментом государственной собственности ХМАО-Югры (в настоящее время - Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры). Учреждение не вправе продавать, передавать в аренду и иным образом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом (пункты 3.1, 3.5 Устава).

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом земля -это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на земле.

В ст.6 Земельного Кодекса РФ закреплено, что объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

На основании ст.5 Земельного Кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, при этом пользование земельными участками могут осуществлять собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута.

В соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ земельный участок можно использовать на основании постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренды, безвозмездного срочного пользования

Согласно ст.25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В силу ст.26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам и гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Право на использование земельных участков в соответствии со ст.ст.40, 41 Земельного кодекса РФ имеют собственники, арендаторы, землепользователи, землевладельцы. Осуществление хозяйственной деятельности на земельном участке без разрешительных документов не допускается.

Таким образом, законных оснований для размещения беседки, двух гостевых домиков и летней кухни на земельном участке с кадастровым №, в настоящее время не имеется.

Более того, в силу ст.103 Земельного кодекса РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую производится по соответствующему ходатайству заинтересованного лица исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель (ст.13 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Кроме того, постановлением Председателя Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № Учреждению ХМАО-Югры «Самаровский Чугас» были зарезервированы земли под организацию территории природного парка.

В соответствии с п.4 данного Постановления Учреждению поручено в установленном порядке оформить материалы на отвод земель для образования территории природного парка.

При этом, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет (ст.70.1 Земельного кодекса РФ).

В нарушение требований закона использование земель запаса осуществляется без перевода их в другую категорию. Вместе с тем, срок резервирования земель для организации территории природного парка на настоящее время истек.

В ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.

В ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» зафиксированы основные принципы охраны окружающей среды. Одним из указанных принципов является презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также допустимости воздействия на природную сре_ду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. Самовольное занятие и использование земельного участка может привести к негативным воздействиям на окружающую среду (загрязнение, засорение) в результате эксплуатации строений и сооружений возведенных и эксплуатируемых без соответствующих разрешений. Кроме того, поскольку земельный участок занят самовольно, это препятствует законному использованию земель как природного ресурса.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно требований ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Таким образом, самовольное занятие и использование земельного участка (земель запаса) влечет возможность бесконтрольного, нерационального использования земель, создает угрозу загрязнения окружающей среды, как следствие нарушает интересы жителей Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры и Российской Федерации на использование земельного участка в соответствии с действующим законодательством, на охрану земель как природного объекта.

Кроме того, в преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Перечисленные нарушения земельного и природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Концепцией экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 10 апреля 2007 года №110-рп) отмечено, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре одной из экологических проблем освоения территории является изъятие значительных объемов земельных ресурсов, при этом для автономного округа характерно нарушение земель в процессе ее использования (захламление, загрязнение, размещение отходов производства и потребления).

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Статьей 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суды общей юрисдикции, в соответствии со ст.22 ГПК РФ, рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим из земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 марта 2007 года, дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции.

В п.6 ч.2 ст.40 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (принят Думой ХМАО 26 апреля 1995 года) установлено, что Правительство автономного округа управляет и распоряжается собственностью автономного округа в соответствии с законами автономного округа, управляет федеральной собственностью, переданной в управление автономного округа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 20 июня 2000 года №38-оз «Об управлении государственной собственностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» закреплено, что Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в установленном порядке вправе возлагать осуществление отдельных полномочий в сфере управления государственной собственностью на исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В п.1 Положения о Департаменте по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (утверждено Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2010 года №102) закреплено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений.

Учитывая изложенное, а так же тот факт, что спорные объекты являются собственностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, ответчиком по настоящему иску является Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить земельный участок с кадастровым №, площадью 5 га, находящийся на , от размещенных на нем беседки, двух гостевых домиков и летней кухни.

В судебном заседании представитель Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры Ягудин Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Департамента по управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Туров Д.Н. исковые требования не признал, суду показал, что согласно ст.41 Лесного кодекса РФ на землях леса допускается возведение временных построек в целях рекреационной деятельности, указанная деятельность закреплена в уставе учреждения «Самаровский чугас». Ответчик не вправе изымать у указанного учреждения закрепленное за ним имущество. Кроме того, представляемый им орган государственной власти является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьих лиц Администрации Ханты-Мансийского района, Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района Решетникова О.В. пояснила, что земельный участок, на котором расположены спорные объекта, к землям Ханты-Мансийского района не относится.

Представитель третьего лица Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас» Худорожко А.П. полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Тимакова Т.Н. оставила рассмотрение исковых требований на усмотрение суда.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ между государственным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа «Природный парк «Самаровский чугас» и ООО «Лира» был заключен договор возмездного оказания услуг №, согласно которому ООО «Лира» обязалось приобрести, доставить и смонтировать шесть деревянных модульных домов - приют (под ключ) размером 6 Х 6 метров, при этом согласно перечня работ установка домов осуществляется на песчано-гравийную площадку с изготовлением основания из лиственницы (л.д.76-78).

Согласно инвентарных карточек основных средств зона отдыха, летняя кухня, два туристических дома в д.Тренька, находятся в пользовании Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас» (л.д.63-70).

В судебном заседании установлено, что указанные строения расположены на земельном участке с кадастровым номером № площадью 5 гектар расположенном по адресу , данное обстоятельство признается сторонами.

В соответствии с договором постоянного (бессрочного) пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (уполномоченный орган) и Учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас» (пользователь), уполномоченный орган предоставил в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 3 353,3 гектара, расположенный в , в соответствии с материалами лесоустройства местоположение лесного участка определено границами: Территориальное управление - Самаровское лесничество, Самаровский чугас, участковое лесничество 98, 99, 1, 2, 3, 5, 82 - защитные леса. Вид использования лесов - осуществление научно-исследовательской деятельности, осуществление рекреационной деятельности (л.д.99-126).

В соответствии со схемой расположения земельного участка с кадастровым номером 86:02:0808001:0004, указанные участок находится в

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что земельный участок, на котором расположены спорные объекты, входит в границы лесного участка, переданного Учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас» в постоянное (бессрочное) пользование по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с уставом Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас», одним из предметов его деятельности является рекреационное пользование и обустройство парка, научное исследование в области природопользования (л.д.22-33).

При осуществлении рекреационное деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (ч.2 ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации).

Строения, расположенные на  находящиеся в пользовании Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас», являются временными, что следует из того, что при их возведении не изготавливался капитальный фундамент, то есть данные строения не являются прочно связанными с землей, доказательств обратного стороной истца в судебном заседании не представлено.

С учетом изложенного, Учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас» в соответствии с требованиями закона используются вышеуказанные временные строения на землях леса, находящихся в его пользовании.

Доказательств того, что нахождение данных строения причиняет ущерб окружающей среде, либо в дальнейшем может повлечь загрязнение окружающей среды, в судебном заседании стороной истца не представлено.

Кроме того, объекты, от которых прокурор требует освободить земельный участок, находятся в оперативном управлении Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Самаровский чугас», ответчик не имеет полномочий по выполнению исковых требований, то есть является не надлежащим ответчиком по делу.

При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании освободить земельный участок, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании освободить земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 21 февраля 2011 года.

Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов