ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81 от 31.12.9999 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Железнодорожный районный суд г. Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Железнодорожный районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Гражданское дело №2-81/11

Решение

Г.Красноярск ДД.ММ.ГГГГ

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г.Красноярска

В составе председательствующего Ашихминой Е.Ю.

При секретаре Худякове А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анциферовой Валентины Викторовны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска, Администрации города Красноярска о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка за плату,

Установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указала, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200007:0005 по адресу  из категории земель населенных пунктов площадью 1615.95 + (-) 14 кв.м., разрешенное использование для строительства здания кафе с инженерным обеспечением был предоставлен ей, как физическому лицу, в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для использования в целях строительства здания кафе с инженерным обеспечением. В течение действия срока договора аренды истец с соблюдением установленного законом порядка завершила строительство здания кафе с инженерным обеспечением, получила разрешение на ввод в эксплуатацию, и произвела государственную регистрацию права собственности на расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимости: нежилое одноэтажное здание по  в , наружные сети канализации, подземную кабельную и воздушную кабельную ЛЭП низкого напряжения, наружные сети водопровода, предназначенные для обслуживания указанного здания. До истечения срока аренды земельного участка истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации  с заявлением о расторжении договора аренды и передаче ей земельного участка в собственность за плату, по предложению ответчика изготовила межевое дело и кадастровый паспорт на земельный участок, занятый указанными объектами недвижимости истца. Согласно кадастрового паспорта на земельный участок по адресу , ему присвоен кадастровый номер 24:50:0200007:16, площадь земельного участка с учетом площади застройки составила 1453 + (-) 13 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик письменно отказал в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что он находится в границах земельного участка, зарезервированного на основании распоряжения администрации  от ДД.ММ.ГГГГ и изъятого из оборота на основании распоряжения Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ в целях реконструкции  в  и строительства автотранспортной развязки, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за красными линиями в зоне указанного строительства.

Истец ссылалась, что ответчик в период действия договора аренды земельного участка и осуществления истцом строительства не уведомил ее о принятии Администрацией г.Красноярска решений о резервировании и изъятии земельного участка, истец завершила строительство, является собственником объектов недвижимости и имеет исключительное право на получение занимаемого объектами недвижимости земельного участка в собственность за плату. В установленном законом порядке земельный участок, зарезервированный и изъятый для муниципальных нужд, не сформирован, отсутствуют доказательства, что испрашиваемый истцом для предоставления в собственность земельный участок находится полностью либо частично в переделах границ зарезервированного и изъятого для муниципальных нужд земельного участка, не произведена государственная регистрация обременения (ограничения) прав на земельный участок в виде резервирования и изъятия для муниципальных нужд. По изложенным основаниям просила признать отказ ответчика в передаче земельного участка в собственность за плату незаконным, и возложить на него обязанность передать ей земельный участок по адресу , кадастровый номер №, площадью 1453 + (-) 13 кв.м. в собственность за плату по цене, действовавшей на день незаконного отказа ответчика в передаче земельного участка в собственность, посредством направления истцу ответчиком письменного проекта договора купли-продажи.

В судебное заседание истец Анциферова В.В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, не завила о намерении лично участвовать в рассмотрении дела, не просила отложить судебное разбирательство дела.

Представитель истца Анциферовой В.В. - Иванова Н.Н. (доверенность в нотариальной форме от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании требования истца поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска Демченко С.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании требования истца не признала, дав объяснения, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка, зарезервированного на основании распоряжения администрации  от ДД.ММ.ГГГГ и изъятого из оборота на основании распоряжения Администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в целях реконструкции  в г.Красноярске и строительства автотранспортной развязки, а также за красными линиями в зоне указанного строительства, в связи с чем изъят из оборота и не может быть отчужден истцу. Также ссылалась, что спорный земельный участок является по сути вновь образованным, имеет иной кадастровый номер, меру и кадастровую стоимость, нежели земельный участок, находившийся в аренде истца, в то время как уполномоченный муниципальный орган не принимал решение об образовании нового земельного участка.

Соответчик Администрация г.Красноярска, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила, в адресованному суду письменном ходатайстве просила рассматривать дело в отсутствие представителя, представила письменный отзыв на иск и возражала против требований истца, полагая Администрацию г.Красноярска ненадлежащим ответчиком, поскольку вопросы распоряжения муниципальными землями, в том числе отчуждение их в собственность гражданам и организациям, заключение письменных договоров купли-продажи относятся к компетенции Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска. По существу требования истца ответчик Администрация г.Красноярска полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду пропуска истцом трехмесячного срока, установленного Гражданским процессуальным кодексом РФ, для оспаривания действий муниципальных органов и должностных лиц; также ссылалась, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят из оборота, поскольку находится в границах земельного участка, который в установленном законом порядке зарезервирован и изъят для муниципальных нужд в целях реконструкции  в  и строительства автотранспортной развязки.

Третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Архитектуры Администрации г.Красноярска, Департамент градостроительства Администрации г.Красноярска, Администрация Железнодорожного района г.Красноярска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили. Управление Архитектуры Администрации г.Красноярска в адресованном суду письменно ходатайстве просило рассматривать дело в свое отсутствие, возражений на иск не представило. Остальные из указанных не явившихся лиц не просили рассматривать дело в их отсутствие, не представили возражений на иск.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило, в адресованном суду письменном ходатайстве просило рассматривать дело в отсутствие представителя, к данному судебном заседанию представило письменное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что спорный земельный участок находится частично в пределах водоохраной зоны р.Кача, что не препятствует его приватизации, однако возлагает на собственника обязанность соблюдать установленные законом требования при использовании земельного участка в пределах границ водоохраной зоны. Одновременно, спорный земельный участок не находится в пределах береговой полосы р.Кача с учетом данных о среднемноголетнем уровне воды за период с 1970- по 2009 годы.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное учреждение г.Красноярска «Управление капитального строительства» надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя, либо отложении судебного разбирательства не просило. Представитель МУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» Составнева Е.М. ранее в предварительных судебных заседаниях по делу ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ давала что объяснения, что в соответствии с рабочим проектом реконструкции  до  в  в настоящее время осуществляется 1-ая очередь строительства автомобильной дороги, и нежилое здание истца и спорный земельный участок не находятся в зоне указанного строительства.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, с учетом мнения представителя истца Ивановой Н.Н. и представителяответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска Демченко С.А., не возражавших.

Исследовав дело, суд приходит к следующему.

Из письменных материалов дела судом установлены следующие обстоятельства:

- на основании распоряжения Администрации г.Красноярска №-арх от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Губину И.А. был предоставлен в аренду сроком по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1 615,95 кв.м. по адресу  из категории земель поселений для проведения проектно-изыскательских работ для последующего строительства нежилого здания кафе с инженерным обеспечением;

- ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Красноярска выдала разрешение физическому лицу Губину И.А. на строительство одноэтажного нежилого здания кафе в инженерным обеспечением общей площадью 284,2 кв.м. по адресу  в  (адрес строительный)сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

- заключением по присвоению почтового адреса Управлением Архитектуры Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ незавершенному строительном зданию кафе присвоен почтовый адрес  в .

- на основании распоряжения Администрации  №-арх от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ гражданину Губину И.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель поселений оценочной зоны №, кадастровый номер № площадью 1 615,95 кв.м. по адресу  для строительства нежилого здания кафе с инженерным обеспечением;

- право аренды Губиным И.А. земельного участка из земель поселений оценочной зоны №, кадастровый номер № площадью 1 615,95 кв.м. по адресу  было зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет в Управлении Роснедвижимости по  (Территориальным отделом №);

- по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ физическое лицо Анциферова В.В. приобрела в собственность у продавца Губина И.А. объект незавершенного строительства общей площадью 163,10 кв.м. по адресу: Россия, , переход права собственности к Анциферовой В.В. на указанный объект незавершенного строительства зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ;

- на основании распоряжения Администрации  №-ж от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка кадастровый номер 25:50:0200007:0005 площадью 1 615,95 кв.м. по адресу  изменен в части наименования арендатора с Губина И.А. на арендатора Анциферову В.В., по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен физическому лицу Анциферовой В.В. в аренду сроком по ДД.ММ.ГГГГ для использования в целях строительства здания кафе с инженерным обеспечением; право аренды Анциферовой В.В. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет в Управлении Роснедвижимости по  (Территориальным отделом №);

- ДД.ММ.ГГГГ Администрация  выдала разрешение физическому лицу Анциферовой В.В. на строительство одноэтажного нежилого здания кафе с инженерным обеспечением общей площадью 284 кв.м. по адресу  в  (адрес строительный)сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии продленного ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ Администрация  выдала разрешение физическому лицу Анциферовой В.В. на ввод в эксплуатацию объекта - одноэтажного нежилого здания кафе с инженерным обеспечением общей площадью 163,1 кв.м. по адресу  в  (адрес строительный),  в  (адрес почтовый);

- ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по  зарегистрировано право собственности Анциферовой В.В. на следующие объекты недвижимости: нежилое одноэтажное здание общей площадью 163,1 кв.м. лит.Б, наружные сети канализации протяженностью 5,6 м, лит №, подземная и воздушная кабельная ЛЭП низкого напряжения протяженностью 0,0458 км. лит.№3 по адресу Россия, .

По день рассмотрения дела судом право собственности Анциферовой В.В. на указанные объекты недвижимости не прекращено, обременений (ограничений) права собственности не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ Анциферова В.В. обратилась через представителя Иванову Н.Н. с письменным заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации  о передаче ей земельного участка, на котором расположено нежилое здание  в  и инженерное обеспечение, в собственность за плату и приложила все необходимые документы: копии свидетельств о праве собственности, кадастровые паспорта на нежилое здание и инженерные сооружения, копии договора аренды земельного участка и соглашения о его расторжении, акт сверки платежей по аренде за земельный участок, выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах на объекты нежилого здания и инженерных сооружений, оригинал и копию кадастрового паспорта на земельный участок, межевого дела, топографического плана, сведений из Управления Архитектуры Администрации , копия паспорта гражданина РФ на свое имя и имя представителя, доверенность на имя представителя.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации  письменно отказал Анциферовой В.В. в предоставлении в собственность земельного участка за плату и заключении договора его купли-продажи по тем основаниям, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят из оборота по причине его резервирования и изъятия для муниципальных нужд для строительства автотранспортной развязки от  до  в , и что земельный участок расположен за красными линиями в зоне такого строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (пункт 2 статьи 28 Кодекса).

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату в соответствии с п.2 ст.28 Кодекса и в этом случае готовит проект договора купли-продажи земельного участка, который направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ), не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан.

В соответствии со ст.70.1. Земельного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ), резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно пунктов 2-10 Положения, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. Решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами: истечение указанного в решении срока резервирования земель; предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель; отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель; изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Одновременно, ст.31 Земельного кодекса РФ установлен порядок выбора земельного участка для строительства, который распространяется и на случаи резервирования земельного участка и изъятия его для муниципальных нужд в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Так, орган местного самоуправления обязан обеспечивать выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения предполагаемого объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Орган местного самоуправления обязан информировать землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка подлежат оформлению актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Исполнительный орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.

Администрацией  принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 680 «О признании муниципальной нуждой реконструкции  до  в », согласно которого за отсутствием других вариантов размещения объекта признана муниципальной нуждой реконструкция  до  в . Департаменту градостроительства администрации города в установленном порядке следовало зарезервировать и изъять земельные участки в границах производства работ; Департаменту информации и проектно-аналитической деятельности администрации города - опубликовать настоящее Постановление в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города в сети Интернет.

Постановление опубликовано в газете "Городские новости", N 181, ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Администрации г.Красноярска от 17.07.2008 N 558-арх "О резервировании земельного участка по  до ", постановлено:

- зарезервировать для муниципальных нужд до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 119179,0 кв. м, расположенный по  до  в .

- ограничить в возведении, расширении и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, собственников объектов недвижимого имущества, расположенных в границах резервируемого участка, по перечню согласно приложению, в котором среди прочих объектов недвижимого имущества , расположенных в границах резервируемого участка, указано здание кафе по  в .

- муниципальному учреждению  "Управление капитального строительства" следовало обеспечить: государственную регистрацию ограничений прав на резервируемый земельный участок в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; информировать собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, собственников объектов недвижимого имущества о резервировании.

- Департаменту информационной политики администрации города надлежало опубликовать данное Распоряжение в газете "Городские новости" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет.

Распоряжение было опубликовано в газете "Городские новости", N 146, ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное распоряжение утратило силу в связи с принятием распоряжения Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ N 856-ж "Об изъятии земельного участка по  до ", которым постановлено:

- изъять для муниципальных нужд в целях реконструкции  в  земельный участок из земель населенных пунктов, занимаемый объектами недвижимого имущества, по перечню согласно приложению, в котором среди прочих объектов недвижимого имущества , расположенных в границах резервируемого участка, указано здание кафе по  в ;

- муниципальному учреждению  "Управление капитального строительства" предписано: направить настоящее Распоряжение в месячный срок на регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в семидневный срок с момента государственной регистрации распоряжения собственникам, землепользователям и арендаторам земельных участков, собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных в границах изымаемого земельного участка; а также произвести: расчет убытков собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах изымаемого земельного участка; обеспечить: снос объектов недвижимого имущества, расположенных в границах изымаемого земельного участка; изъятие объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, занимаемом объектами недвижимого имущества по перечню согласно того же приложения; направить проекты соглашений о выкупе, компенсации убытков собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных в границах изымаемого земельного участка.

- Департаменту информационной политики администрации города предписано опубликовать распоряжение в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города в сети Интернет;

- признано утратившим силу Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N 558-арх "О резервировании земельного участка по  до ".

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N 856-ж было опубликовано в газете "Городские новости", N 110, ДД.ММ.ГГГГ и с этого дня вступило в законную силу, по день рассмотрения дела не отменено и не изменено.

Как следует из содержания указанных распоряжений, а также письменных доказательств, представленных в дело Администрацией , к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N 558-арх "О резервировании земельного участка по  до " не была изготовлена и приложена схема резервируемых земель, отсутствует перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. В установленном законом порядке распоряжение и схема резервируемых земель не представлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также не произведена государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанное распоряжение прекратило действие ДД.ММ.ГГГГ со дня опубликования и вступления в силу распоряжения Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ N 856-ж "Об изъятии земельного участка по  до ", однако последним распоряжением не принято решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд, речь идет только об его изъятии, при этом не указано, для размещения какого объекта строительства (реконструкции).

Фактически земельный участок изъят для реконструкции и строительства автомобильной дороги и транспортной развязки в районе указанных улиц , что установлено судом и представленного МУ  «Управление капитального строительства» рабочего проекта 1-ой очереди реконструкции автомобильной дороги по  до . И такое строительство ведется.

Вместе с тем, ответчиками Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации , Администрацией  не представлено в дело письменных доказательств, что при принятии распоряжения Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ N 856-ж "Об изъятии земельного участка по  до » был соблюден установленный Земельным кодексом РФ порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд в целях осуществления строительства и реконструкции объекта транспортной инфраструктуры, а именно: не представлен акт выбора земельного участка, определения и утверждения его границ, либо утвержденная органом государственной власти субъекта Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Не представлены расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Истец Анциферова В.В. на день принятия распоряжения Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ N 558-арх "О резервировании земельного участка по  до " являлась арендатором земельного участка по адресу  в  в целях строительства нежилого здания кафе. На день принятия распоряжения Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ N 856-ж "Об изъятии земельного участка по  до » право аренды истца земельного участка не было прекращено, а также она являлась собственником объектов недвижимости: здания кафе и инженерного обеспечения по  в  (что соответствует указанию в обоих распоряжениях на здание кафе по ).

Однако, истцу в установленном законом порядке расчет убытков, как собственнику объекта недвижимости, находящегося на изымаемом земельном участке, а также арендатору земельного участка, направлен не был.

По день рассмотрения дела судом, не произведена государственная регистрация обременения (ограничений) земельных участков в связи с их резервированием и изъятием для муниципальных нужд.

Таким образом, ответчиками в дело не представлено доказательств, что испрашиваемый истцом в собственность земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

Также по делу не установлено обстоятельств, в силу которых в отношении спорного земельного участка федеральным законом установлен запрет на приватизацию.

Согласно письменного сообщения Министерства культуры  от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок и строения в его границах к объектам культурного наследия не относятся.

Из письменного заключения Управления Роприроднадзора по  от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок находится частично в пределах границ водоохраной зоны , однако это обстоятельство в силу ст.65 Водного кодекса РФ, ст.27 Земельного кодекса РФ не препятствует его приватизации. Одновременно, земельный участок не находится в пределах береговой полосы  с учетом данных о среднемноголетнем уровне воды за период с 1970- по 2009 годы.

Доводы представителя ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации  Демченко С.А. в судебном заседании о том, что спорный земельный участок расположен за красными линиями в зоне строительства автотранспортной развязки от  до  суд находит не состоятельными, поскольку письменных доказательств в подтверждение такого обстоятельства, как то проект планировки соответствующей территории, утвержденный в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке, ответчиками не представлено.

Кроме того, по делу установлено и приведено в настоящем решении, что строительство нежилого здания кафе в инженерным обеспечением по адресу  в  осуществлялось первым застройщиком Губиным И.А. на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии разрешение на продолжение строительства было выдано истцу ДД.ММ.ГГГГ и до окончания истцом строительства она не была извещена в установленном законом порядке об изменении зонирования территории, на которой размещено возведенное ею нежилое здание с инженерным обеспечением.

При таких обстоятельствах, установленных судом, ответчиком Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации  было незаконно отказано истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, в связи с чем требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствие со ст.36 Земельного кодекса РФ истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность за плату, и передача земельного участка в собственность подлежит обязательному оформлению посредством заключения письменного договора купли-продажи на условиях, установленных настоящим Кодексом. Исходя из способов защиты нарушенных гражданских прав, установленных ст.12 ГК РФ и п.4 ст.445 ГК РФ, суд вправе возложить на ответчика Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации  обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка, поскольку заключение такого договора с истцом для ответчика обязательно в силу закона и судом установлено, что ответчик необоснованно уклонился от его заключения.

Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд руководствуется данным Кодексом и Законом о введении его в действие, содержащих императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ) установлен субъектный состав лиц, которым до ДД.ММ.ГГГГ осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К этим лицам относятся в том числе граждане, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Согласно подпункта 1.2 пункта 1 ст.36 Кодекса, цена указанных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость.

Согласно пункта 2 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ), до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Поскольку истец приобрела право собственности на нежилое здание и инженерные сооружения к нему после вступления в силу Земельного кодекса РФ, она не имеет право на приобретение земельного участка по льготной цене.

Также по делу установлено, что истец является собственником нежилого здания и инженерных сооружений к нему, как физическое лицо, согласно письменного сообщения налогового органа, не зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица либо главы крестьянского фермерского хозяйства.

Нежилое здание кафе и инженерные сооружения к нему истец не использует для осуществления приносящей доходы деятельности по организации питания, согласно имеющегося в деле письменного договора аренды, передала объекты недвижимости в аренду другому лицу.

 № от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в » установлен порядок определения цены при отчуждении в собственность за плату земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи  в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей на день незаконного отказа ответчиком в предоставлении истцу спорного земельного участка в собственность за плату, установлено, что до даты, определенной в статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть до ДД.ММ.ГГГГ, граждане, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, если право собственности указанных лиц возникло после вступления в силу Земельного кодекса РФ, приобретают такие земельные участки по цене: за земельные участки, расположенные в границах , - в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Решения Красноярского городского Совета от 08.11.2005 года №В-133 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета от 01.07.1997 года №5-32 «О местных налогах на территории города Красноярска» установлено, что ставка земельного налога устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков (за исключением занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, а также предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства, занятых гаражами и автостоянками).

В соответствии с утвержденными Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.12.2007 N 445) данные рекомендации (п. 1.2.) применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:

- образования нового земельного участка;

- изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;

- изменения вида разрешенного использования земельного участка;

Согласно п. 2.1. и п. 2.1.3 в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.12.2007 N 445).

Из представленного истцом кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок имеет следующие характеристики: кадастровый номер 24:50:0200007:16, предыдущий кадастровый номер 24:50:02 00 007:5 (равнозначен кадастровому номеру 24:50:02 00 007:0005), местоположение относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир на нежилое здание, почтовый адрес ориентира , категория земель - земли населенных пунктов, площадь 1453 +/- 13.кв.м., кадастровая стоимость 7 929 326,13 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 5 457,21 руб./м.кв. Земельный участок в установленном порядке прошел государственный кадастровый учет и в соответствии со ст.37 Земельного кодекса может являться объектом купли-продажи.

Таким образом, цена указанного земельного участка по договору купли-продажи будет составлять: 5 457,21 х 1453 х 1,5% х 10 = 1 189 398 рублей 92 копеек, где

5 457,21 руб. за 1 кв.м. - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка,

1453 кв.м. - общая площадь земельного участка №

1,5% кадастровой стоимости - ставка земельного налога применительно к выкупной цене земельного участка,

10 - коэффициент ставки земельного налога за единицу площади земельного участка применительно к покупной цене земельного участка, установленной пунктом 2 статьи  № от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в » в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Произведенный судом расчет цены земельного участка не превышает его кадастровой стоимости.

Представитель истца Иванова Н.Н. в судебном заседании заявила, что истец согласна приобрести в собственность спорный земельный участок по указанной цене 1 189 398 рублей 92 копеек.

Определяя порядок и срок заключения ответчиком с истцом договора купли-продажи земельного участка, суд исходит из норм п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.15.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», согласно которых в месячный срок со дня поступления от гражданина заявления о передаче земельного участка в собственность за плату, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Кроме того, суд учитывает нормы п.2.7 -2.8 Распоряжения администрации г. Красноярска от 12.08.2010 N 111-р "Об утверждении Регламента оказания департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска услуги по предоставлению собственникам зданий, строений, сооружений земельных участков в собственность за плату", согласно которых в месячный срок с даты издания распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность за плату Департамент осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, два из которых направляются заявителю с предложением о заключении договора (офертой). Указанные документы направляются в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются заявителю лично. После подписания договора заявитель возвращает два экземпляра договора в Департамент. Департамент осуществляет регистрацию договора купли-продажи в реестре договоров с присвоением номера договору и выдает покупателю (заявителю) один из экземпляров договора для оплаты стоимости земельного участка в порядке и сроки, установленные договором. После оплаты полной стоимости земельного участка покупателю (заявителю) передается второй экземпляр договора купли-продажи для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с целью регистрации права собственности.

Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Демченко С.А. в судебном заседании объяснила, что согласно сложившейся практики оформления договоров купли-продажи земельных участков, во всех договорах независимо от субъектной принадлежности покупателя (физическое лицо, гражданин-предприниматель и пр.) устанавливается срок для оплаты покупной цены единовременно в течение 10-ти дней со дня вручения покупателю подписанного обеими сторонами и зарегистрированного в департаменте одного экземпляра договора купли-продажи, а после полной оплаты покупателю выдается второй экземпляр договора для государственной регистрации права собственности.

Представитель истца Иванова Н.Н. в судебном заседании заявила, что истцу указанный срок и порядок оплаты покупной цены за земельный участок по договору купли-продажи известны и истец согласна уплатить стоимость земельного участка в 10-ти дневный срок со дня выдачи истцу Департаментом подписанного обеими сторонами экземпляра договора.

Поскольку основанием для заключения ответчиком с истцом договора купли-продажи является не акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка на праве собственности, а настоящее судебное решение, что не противоречит ст.8 ГК РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, суд находит необходимым возложить на ответчика Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска обязанность в месячный срок со дня предоставления Анциферовой В.В. в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска копии и подлинника кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер № (предыдущий кадастровый номер №), который ответчиком истцу был возвращен с письменным отказом о передаче участка в собственность, осуществить подготовку в трех экземплярах проекта письменного договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Красноярска из категории земель поселений кадастровый номер № (предыдущий кадастровый номер №), расположенного по адресу г.Красноярск, ул.Маерчака 65 площадью 1453 + (-) 13 метров квадратных, по цене 1 189 398 рублей 92 копеек с покупателем Анциферовой В.В. на условиях оплаты покупателем цены земельного участка в 10-ти дневный срок со дня вручения покупателю Анциферовой В.В. проекта договора купли-продажи земельного участка и направить два экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка Анциферовой В.В. с предложением о заключении указанного договора купли-продажи земельного участка.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации  в пользу истца подлежит взысканию в возмещение судебных расходов уплаченная при предъявлении иска государственная пошлина в размере 200 рублей по требованиям имущественного характера, не подлежащих оценке.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования удовлетворить.

Признать письменный отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № в передаче Анциферовой Валентине Викторовне в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №) общей площадью 1453 + (-) 13 кв.м., расположенного по адресу , незаконным.

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска в месячный срок со дня предоставления Анциферовой Валентиной Викторовной в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер № (предыдущий кадастровый номер №), расположенного по адресу , площадью 1453 + (-) 13 кв.м., осуществить подготовку в трех экземплярах проект письменного договора купли-продажи земельного участка с покупателем Анциферовой Валентиной Викторовной, из которых направить два экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка Анциферовой Валентине Викторовне с предложением о заключении указанного договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности  из категории земель поселений кадастровый номер № (предыдущий кадастровый номер № расположенного по адресу  площадью 1453 + (-) 13 метров квадратных, по цене 1 189 398 рублей 92 копеек для использования земельного участка в целях эксплуатации нежилого одноэтажного здания общей площадью 163,1 кв.м. лит.Б, наружной сети канализации протяженностью 5,6 м, лит №, подземной и воздушной кабельной ЛЭП низкого напряжения протяженностью 0,0458 км. лит.№3 по адресу Россия,  и условиях оплаты покупателем цены земельного участка в 10-ти дневный срок со дня вручения покупателю Анциферовой Валентине Викторовне одного экземпляра подписанного договора купли-продажи земельного участка.

Взыскать с Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска в пользу Анциферовой Валентины Викторовны в возмещение судебных расходов 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня изготовления в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Председательствующий Ашихмина Е.Ю.

Копия верна.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.Ю.Ашихмина