Петрозаводский городской суд Республики Карелия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-810/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 января 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Гильденбрандт И.В.
с участием помощника прокурора города Петрозаводска Пономаревой А.П.; представителей Администрации Петрозаводского городского округа Дедова И.Л., действующего на основании доверенности № от 10.01.2012 г., ФИО1., действующей на основании доверенности № от 10.01.2012 г.; представителя Правительства Республики Карелия и Министерства культуры Республики Карелия ФИО2, действующей на основании доверенностей № от 10.01.2012 г. и № от 10.01.2012 г.; представителя ООО «Промжилстрой» ФИО3., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 г.; представителя ООО «Онега-Инвест» ФИО4, действующего на основании доверенности от 20.10.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления Администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
Прокурор города Петрозаводска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лицо признании незаконным постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 г. № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства». В обоснование заявления прокурор указывает, что указанным постановлением ООО «Промжилстрой», ООО «Онега-Инвест» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции для объекта «Реконструкция жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс», расположенного в квартале, ограниченном улицами . Однако данное постановление принято с нарушением норм федерального и регионального законодательства. В нарушение законодательства разрешено значительное отклонение от предельных параметров высоты застройки, несмотря на то, что пятно застройки находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия. В нарушение порядка проведения публичных слушаний, вопрос о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по существу на обсуждение не выносился, т.к. акт главы местного самоуправления о назначении публичных слушаний и проект правого акта в средствах массовой информации не публиковались. Прокурор указывает на то, что принятое Администрацией Петрозаводского городского округа постановление нарушает интересы неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также право граждан на осуществление местного самоуправления.
Помощник прокурора города Петрозаводска Пономарева А.П. в судебном заседании заявление поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представители Администрации Петрозаводского городского округа Дедов И.Л. и ФИО1 в судебном заседании с заявлением не согласились, указывая на то, что нарушений прав неопределенного круга лиц при принятии оспариваемого постановления допущено не было, т.к. публичные слушания были проведены в соответствии с нормами действующего законодательства. Процедура оповещения правообладателей объектов капитального строительства была соблюдена. При этом представителем заинтересованного лица было указано на то, что действующее законодательство не ограничивает участников публичных слушаний в их праве на внесение и рассмотрение на слушаниях иных вопросов, и решение, принимаемое на публичных слушаниях, носит рекомендательный характер, и в данном случае соблюдение или не соблюдение процедуры публичных слушаний не может в принципе влиять на нарушение прав неопределенного круга лиц.
Представитель Правительства Республики Карелия и Министерства культуры Республики Карелия ФИО2 позиции по существу заявленного требования не высказала, но указала на то, что не относится к объектам культурного наследия.
Представитель ООО «Промжилстрой» ФИО3 в судебном заседании с заявлением не согласилась, указывая на то, что со стороны ООО «Промжилстрой» никаких нарушений прав граждан допущено не было, т.к. заинтересованным лицом были получены все необходимые документы в установленном законом порядке.
Представитель ООО «Онега-Инвест» ФИО4 в судебном заседании с заявлением не согласился, указывая на то, что оспариваемое постановление не является следствием проведения публичных слушаний, т.к. постановление принималось с учетом предоставленных всех документов. Факт публичных слушаний нашел подтверждение, и публичные слушания были инициированы населением города.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными доказательствами, что 12.09.2005 г. была проведена государственная регистрация права, и за на праве собственности был зарегистрирован жилой дом по адресу: .
Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от 25.08.2006 г. № был утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, расположенного в кадастровом квартале , общей площадью предоставляемого для реконструкции жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс и предоставлении земельного участка в аренду. Выдано архитектурно-планировочное задание на разработку проектной документации на реконструкцию жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс.
28.11.2006 г. между Администрацией г. Петрозаводска и был заключен договор аренды земельного участка кадастровом квартале имеющий кадастровый номер общей площадью по адресу: .
12.12.2006 г. между и ООО «Онега-Инвест» был заключен договор купли-продажи жилого дома по адресу: ; право собственности на указанный объект недвижимого имущества возникло у ООО «Онего-Инвест» 17.01.2007 г.
В соответствии с дополнительным соглашением от 06.03.2007 г. права и обязанности арендатора земельного участка, вытекающие из договора аренды от 28.11.2006 г., перешли к ООО «Онега-Инвест».
Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 15.09.2009 г. №-р земельный участок с кадастровым номером общей площадью расположенный по адресу: , был предоставлен в аренду ООО «Онега-Инвест».
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 г. № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» ООО «Промжилстрой», ООО «Онега-Инвест» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции для объекта «Реконструкция жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс», расположенного в квартале, ограниченном ,
Как установлено в ходе судебного разбирательства земельный участок в квартале, ограниченном согласно Распоряжению Председателя Правительства Республики Карелия от 05 сентября 1996 г. № и ст.74 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петросовета от 11.03.2010 г. №, расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия, в которой установлены ограничения хозяйственной деятельности и использования земельных участков, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 05 сентября 1996 г. № , расположенный в границах кадастрового квартала, в котором также расположен земельный участок, используемый для реконструкции жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс, был включен в зону охраняемых исторических зеленых насаждений. Указанная зона является составляющей системы зоны охраны памятников истории, культуры и природы, построенная на градостроительной основе г. Петрозаводска.
Пунктом 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. № установлено, что соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
При этом, согласование предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, с соответствующими органами государственной власти должно осуществляться до проведения публичных слушаний.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27.10.2011 г. № было согласовано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка в квартале, ограниченном расположенного в границах зоны регулирования застройки категории «А».
Согласно ч.4 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
В соответствии со ст.39 Кодекса физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч.1 и ч.2).
Частью 3 ст.39 Кодекса установлено, что в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности публичные слушания проводится с участием граждан. При этом срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (ч.4 ст.39 Кодекса).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Как следует из представленных документов, Решением Петросовета от 21.12.2005 г. № № был утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний муниципального образования города Петрозаводска.
Указанным Порядком установлено, что публичные слушания проводится по инициативе населения муниципального образования города; Петрозаводского городского Совета, Главы местного самоуправления (п.1.2); на рассмотрение публичных слушаний должны выноситься вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п.1.4).
Из представленных документов следует, что Администрацией Петрозаводского городского округа было принято распоряжение от 18.10.2011 г. № «О проведении публичных слушаний» 01 ноября 2011 г. по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков по ; по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка в районе пересечения и , которое было опубликовано в «Официальном вестнике» «Петрозаводские городские страницы» № 19.10.2011 г.
Публичные слушания состоялись 01.11.2011 г. в 15 часов по адресу:
Согласно протоколу публичных слушаний от 01.11.2011 г. следует, что повесткой дня являлся вопрос, указанный в распоряжении от 18.10.2011 г. №.
Однако после выступления докладчиков по вопросу повестки дня от участника публичных слушаний – представителя ООО «Онега-Инвест» и ООО «Промжилстрой» поступило предложение о рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного в квартале, ограниченном улицами
Далее последовало голосование по рекомендательным решениям.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что для проведения публичных слушаний по инициативе населения необходимо обращение в Петросовет инициативной группы населения в количестве, установленном ст.65 Устава муниципального образования, с приложением проекта нормативного правового акта и пояснительной записки.
Согласно п.1.3 Порядка, публичные слушания, проводимые по инициативе населения муниципального образования или Петросовета, назначаются Петросоветом, а по инициативе – Главы местного самоуправления – Главой местного самоуправления.
В соответствии с п.2.5 Порядка решение Петросовета, распоряжение Главы местного самоуправления о проведении публичных слушаний должны быть опубликованы в средствах массовой информации не менее чем за 10 дней до начала проведения слушаний с обязательным опубликованием проекта обсуждаемого документа, указанием места, даты и времени проведения публичных слушаний, и данная обязанность согласуется с правовой нормой, закрепленной в ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Доводы представителей Администрации Петрозаводского городского округа и ООО «Онега-Инвест» о том, что публичные слушания проводились по инициативе населения города Петрозаводска опровергаются представленными доказательствами, из которых не следует, что в Петросовет поступало обращение инициативной группы населения.
Суд считает, что доводы представителей Администрации Петрозаводского городского округа и ООО «Онега-Инвест» о том, что в данном конкретном случае обязанности по опубликованию сведений о проведении публичных слушаний не возникло, основаны на неправильном толковании норм материального права
В ходе судебного разбирательства суду не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих факт принятия Петросоветом или Главой местного самоуправления решений о проведении публичных слушаний о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного в квартале, ограниченном
Суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения установленной нормативными правовыми актами процедуры проведения публичных слушаний.
Как установлено в ходе судебного разбирательства оспариваемое Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 г. № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» было принято по результатам публичных слушаний.
Суд считает, что оспариваемое постановление было принято в нарушение норм федерального и регионального законодательства, т.к. в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит в обязательном порядке обсуждению на публичных слушаниях.
Суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения прав неопределенного круга лиц.
Так, исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязанность органа местного самоуправления состоит в содействии населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Исходя из наименования Главы 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», публичное слушание – форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправлении.
Однако со стороны Администрации Петрозаводского городского округа неопределенному кругу лиц были созданы препятствия в осуществлении права на участие в осуществлении местного самоуправления, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в установленном законом порядке решение о проведении публичных слушаний не принималось, информация в средствах массовой информации о проведении публичных слушаний до населения муниципального образования не доводилась.
Суд считает, что при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 г. № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197,198,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления Администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Признать Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 г. № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» незаконным.
Отменить Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 г. № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова