ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-810 от 28.12.2010 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Тихорецкий районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тихорецкий районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-810/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2010 года город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Ногиной Н.В.

при секретаре Винокуровой М.В.

с участием старшего помощника прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры Веселовой Ж.Ю.

представителя заинтересованного лица - администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района Малаховой Д.В.,

действующей на основании доверенности № 1760 от 24.12.2010 года

представителя заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Чапковской О.Н.,

действующей на основании доверенности № 191 от 05.05.2010 года

представителя Администрации МО Тихорецкий район Белокопытова М.Ю.,

действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края,

У С Т А Н О В И Л :

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на признание права собственности на комплекс сетей холодного водоснабжения, расположенных на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района, а также по обеспечению их безопасности незаконным и обязать администрацию устранить выявленные нарушения путем исполнения указанных требований законодательства.

В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при формировании органами местного самоуправления тарифов на товары, работы, услуги организаций коммунального комплекса в 2008-2010 годах на территории Тихорецкого района.В результате проверки выявлены нарушения действующего законодательства в Братском сельском поселении Тихорецкого района.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. На основании п. 1 ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности поселений должно находиться соответствующее указанным вопросам местного значения имущество. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-Ф «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В ходе проверки установлено, что на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района расположено 37 километров сетей холодного водоснабжения. Документы на указанные объекты недвижимости отсутствуют, на балансе органов местного самоуправления Братского сельского поселения Тихорецкого района и иных хозяйствующих субъектов сети холодного водоснабжения не находятся. В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок приятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». В нарушение указанных требований закона администрация Братского сельского поселения Тихорецкого района в Тихорецкий отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением не обратилась, бесхозные сети холодного водоснабжения на баланс не приняла, в связи с чем нарушены права неопределенного круга лиц на недискриминационный доступ к услугам холодного водоснабжения. Непринятие ответчиком мер, направленных на признание права собственности на комплекс сетей холодного водоснабжения, а также по обеспечению их безопасности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица - администрации Братского сельского поселения Малахова Д.В. в судебном заседании возражала и пояснила, что расположенные на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района 37 километров сетей холодного водоснабжения числятся на балансе администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района. Указанные сети включены в реестр муниципальной собственности Братского сельского поселения Тихорецкого района, в связи с чем сети не являются бесхозяйной вещью, и не подлежат постановке на соответствующий бесхозяйный учет в Тихорецкий отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю. В связи с включением указанных сетей в реестр муниципальной собственности, Администрация несет бремя его текущего содержания. Сети холодного водоснабжения включены в реестр муниципальной собственности и поставлены на баланс администрации на основании акта приема-передачи имущества между администрацией МО Тихорецкий район и администрацией Братского сельского поселения Тихорецкого района от 15.04.2008 года. В целях аварий на сетях сформирован резервный фонд. Соответствующая техническая документация на сети холодного водоснабжения отсутствует, а процедура ее восстановления потребует существенных затрат бюджетных средств добросовестных налогоплательщиков (более 600000 рублей) с уровнем бюджета по собственным доходам. В 2011 году планируется участие в краевой целевой программе «Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края на 2011 год». Постановлением № 8 от 05.02.2010 года администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района утверждена муниципальная целевая программа «Развитие, реконструкция, проектирование, строительство и модернизация системы водоснабжения населенных пунктов Братского сельского поселения Тихорецкого района» на 2010-2011 годы. Постановлением № 91 от 12.11.2009 года администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Поэтапное снижение уровня нормативных потерь воды в результате реализации производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Братского сельского поселения Тихорецкого района» на 2010-2012 годы. Данные обстоятельства исключают возможность нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Чапковская О.Н. в судебном заседании пояснила, что администрация Братского сельского поселения Тихорецкого района должна была зарегистрировать право собственности на сети холодного водоснабжения, находящиеся на территории поселения, поскольку они являются недвижимым имуществом и подлежат государственной регистрации. В настоящее время собственник сетей отсутствует, они фактически бесхозяйные.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО Тихорецкий район в судебном заседании пояснил, что комплекс сетей холодного водоснабжения, расположенных на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района, был передан из муниципальной собственности МО Тихорецкий район в муниципальную собственность Братского сельского поселения Тихорецкого района, было ли зарегистрировано право собственности Тихорецкого района на сети пояснить не мог.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Как следует из ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является её заявительный порядок.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как установлено в судебном заседании, на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района расположено 37 километров сетей холодного водоснабжения, документы на данные объекты недвижимости отсутствуют, сети холодного водоснабжения находятся на балансе органов местного самоуправления Братского сельского поселения Тихорецкого района.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что вышеуказанные требования закона администрацией Братского сельского поселения Тихорецкого района не были выполнены, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением о регистрации бесхозяйных сетей холодного водоснабжения администрация не обращалась.

Доводы представителя заинтересованного лица - администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района - Малаховой Д.В. о том, что сети холодного водоснабжения включены в реестр муниципальной собственности, и не являются бесхозяйной вещью и не подлежат постановке на соответствующий учет, отсутствует техническая документация, а для оформления права собственности на коммунальные системы необходимы денежные средства, судом не могут быть приняты в опровержение заявленных прокурором требований, поскольку нормами действующего законодательства определен порядок организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и регистрации права собственности на них.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии мер, направленных на признание права собственности на комплекс сетей холодного водоснабжения, расположенных на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района, а также по обеспечению их безопасности.

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района устранить выявленные нарушения путем исполнения указанных требований законодательства при наличии в бюджете средств для этих целей..

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -