2-8102/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2013 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.
при секретаре Мешковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» о защите прав потребителей, -
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» о защите прав потребителей, указав, что во исполнение ФЗ-261 «Об энергосбережении» в доме <адрес> в процессе капитального ремонта в 2009 году установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. По информации от УЖКХ г. Таганрога прибор учета введен в эксплуатацию в 2011 году. В соответствии со ст. 543 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергосбережения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность учета потребления энергии возлагается на энергосберегающую организацию.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета. Однако, при наличии в доме введенного в эксплуатацию прибора учета ТЭПТС «Теплоэнерго» продолжает направлять собственникам жилых помещений дома истца счет-квитанции с требованиями оплаты тепловой энергии по нормативу потребления, в том числе, в летние периоды, когда отсутствует производство и потребление тепловой энергии.
За летний период 2013 года по счёт-квитанциям от ТЭПТС истец выплатил: за 2,5 месяца (с 15 апреля по 30 июня) <данные изъяты> (по ставке <данные изъяты>/кв.м.); за 3 месяца (с 01 июля по 30 сентября) <данные изъяты> (по ставке <данные изъяты>/кв.м.)
Истец просит обязать ответчика возвратить деньги в сумме <данные изъяты> в наличной форме или почтовым переводом; обязать ответчика начислять размеры ежемесячных платежей исходя из показаний общедомового прибора (узла) учета тепловой энергии; обязать ответчика осуществлять корректировку платежей в декабре 2013 года, учитывающую переплату за октябрь и ноябрь 2013 года; обязать ответчика представить истцу в письменной форме достоверные показания прибора учета тепловой энергии на 1-е октября 2013 года.
В ходе рассмотрения спора судом приняты уточнения исковых требований, истец просит суд: обязать ответчика возвратить деньги в сумме <данные изъяты> в наличной форме или почтовым переводом; обязать ответчика начислять размеры ежемесячных платежей исходя из показаний общедомового узла учета тепловой энергии, в соответствии с Постановлением Правительства № 344; обязать ответчика осуществлять корректировку платежей в декабре 2013 года, учитывающую переплату за октябрь и ноябрь 2013 года; обязать ответчика представить истцу в письменной форме достоверные показания прибора учета тепловой энергии на 1-е октября 2013 года.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что оплату теплоснабжения он осуществляет в ТЭПТС «Теплоэнерго» на основании выставляемых квитанций, в связи с чем, ответчик является исполнителем услуги теплоснабжения. В доме установлен общедомовой прибор учета, однако ответчик выставляет счет за услугу теплоснабжения по нормативу. Начисление по данной услуге производится ежемесячно одинаковыми платежами, между тем 6 месяцев в году тепло потребителям не предоставляется. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ТЭПТС «Теплоэнерго» ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата> исковые требования не признала, пояснила, что ответчик является ненадлежащим ответчиком, поскольку исполнителем услуги теплоснабжения не является. Управлением домом, в котором проживает истец выбран способ управления – управляющая компания – ООО УК «ЖКУ», которая является исполнителем услуг. Собственниками принято решение оплату услуги по теплоснабжению оплачивать непосредственно в теплоснабжающую организацию, в связи с чем, оплата теплоснабжения поступает непосредственно в ТЭПТС. Прибор учета теплоэнергии в доме введен в эксплуатацию <дата> года, однако до настоящего времени оплата услуги по теплоснабжению осуществляется по нормативу, в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг № 307, поскольку отсутствуют показания прибора учета тепловой энергии за 12 месяцев 2013 года. Корректировка будет произведена в первом квартале 2014 года. Просит иск оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица ООО УК «ЖКУ» в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного рассмотрения спора извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, содержания и ремонта жилых помещений, управления многоквартирными домами, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно положениям ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействий) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 (формула N 7). При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 (формула 8).
Окончательный размер платы за отопление в году определяется путем проведения корректировки размера платы за отопление по истечении соответствующего года с учетом фактического общедомового потребления прошедшего года согласно формулы 8 подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Исходя из данных положений размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется по строго определенной в них формуле, поэтому иной расчет не может быть применен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 Приложения к настоящим Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
Нормы пункта 2 статьи 2 Федерального закона РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минэнерго РФ 12.09.1995, предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Пунктом 7.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Пунктом 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Ответчик ссылается на то обстоятельство, что перерасчет платы за отопление должен был быть произведен, исходя из показаний прибора учета, имеющегося в жилом доме.
Материалами дела установлено, что истец является собственником квартиры № в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 161, 164 ЖК РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домов собственниками помещений), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК и иной организацией).
Как установлено судом, в доме по адресу: <адрес>, в котором находится жилое помещение истца, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией – ООО УК «ЖКУ».
Учитывая, что жильцы данного дома выбрали способ управления управляющую организацию, энергоснабжающая организация заключать договоры и производить расчеты за потребленную энергию с каждым жильцом дома не может, так как для этой цели выбрана управляющая компания.
<дата> между ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» и ООО УК «ЖКУ» был заключен договор № о продаже коммунального ресурса в виде тепловой энергии для отопления. Поставщик обязался подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации, а потребитель обязуется принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный настоящим договором режим её потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. <дата> сторонами заключено дополнительное соглашение № к договору № от <дата> об изменении объема планируемого отпуска тепловой энергии путем добавления тепловой нагрузки МКД по <адрес> в <адрес>.
Судом установлено, что <дата> в доме был установлен и принят в эксплуатацию общедомовой прибор учета теплоэнергии, что подтверждается представленным актом допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя № 11.
Как следует из предъявленного иска, истец, полагая, что ответчик необоснованно производил с <дата> начисление оплаты за услугу отопления без учета показаний узла учета тепловой энергии в жилом доме, а также не произвел корректировку платы за отопление, в связи с чем, просит взыскать переплаченные им в результате этого суммы согласно представленным расчетам.
Суд находит, что заявленные требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» не является исполнителем услуг, поскольку договорных отношений непосредственно с потребителями услуги (собственниками и жильцами) не имеется. Как установлено в судебном заседании, исполнителем коммунальных услуг, в том числе оказание услуги по отоплению, является управляющая организация ООО УК «ЖКУ».
Данное обстоятельство оспаривается истцом, однако согласно материалам дела, исполнителем услуг по отоплению в <адрес> является ООО УК «ЖКУ», что подтверждается счет-квитанциями оплаты услуги отопления истцом ФИО1 за период с апреля 2013 года по сентябрь 2013 года. Представленная копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от <дата> указывает на принятие решения собственниками помещений дома по перечислению оплаты услуги по отоплению непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго», что не противоречит положениям п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Данные обстоятельства в своей совокупности указывают на оплату услуги отопления в энергоснабжающую организацию, при этом, договорные отношения между собственниками дома и ответчиком отсутствуют.
Заявленные требования в части предоставления истцу в письменной форме достоверные сведения прибора учета тепловой энергии на 1-е октября 2013 года, суд оставляет без удовлетворения. Доказательств нарушения прав истца, суду не представлено, поскольку истец не обращался к ответчику с требованиями о предоставлении показаний прибора учета. Более того, обязанность снятия показаний прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, лежит на управляющей компании, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>.
Разрешая спор, суд, исследовав все обстоятельства по делу и оценив их в своей совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца ФИО1 по обязанию ответчика возврата денежных средств в сумме <данные изъяты> в наличной форме или почтовым переводом; обязания ответчика начисления размера ежемесячных платежей исходя из показаний общедомового узла учета тепловой энергии, в соответствии с Постановлением Правительства № 344; обязания ответчика осуществления корректировки платежей в декабре 2013 года, учитывающую переплату за октябрь и ноябрь 2013 года; обязания ответчика представления истцу в письменной форме достоверные показания прибора учета тепловой энергии на 1-е октября 2013 года.
Суд не может признать доводы истца ФИО1 обоснованными, свидетельствующими о нарушении его прав. Требования истца заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» не является исполнителем услуг в многоквартирном <адрес> в <адрес>. Более того, заявленные требования истца о возврате денежных средств, в связи с неверными начислениями платы за услугу отопления, а также проведения корректировки расчетов, суд признает необоснованными, в силу того, что начисление платы за отопление осуществляется в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307. Ведение базы данных потребителей коммунальных услуг в ООО УК «ЖКУ», формирование и доставка платежных документов относится к компетенции управляющей организации, которая вправе на основании решения собственников дома передать исполнение данных обязанностей ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго», а возможность заключения истцом - собственником жилого помещения договора непосредственно с ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» - ресурсоснабжающей организацией действующим законодательством не предусмотрена.
На основании установленных обстоятельств, суд считает, что требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» о защите прав потребителей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Председательствующий Л.В. Качаева