Дело № 2-810/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2018 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Аймановой Е.В.,
при секретаре Беляшевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Тогочоевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение», Администрации МО «Челушманское сельское поселение», Администрации МО «Чибилинское сельское поселение», Администрации МО «Чибитское сельское поселение», Администрации МО «Саратанское сельское поселение», Администрации МО «Улаганское сельское поселение» об обязании организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, об обязании поставить земельные участки на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного лица обратился с иском к Администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение», Администрации МО «Челушманское сельское поселение», Администрации МО «Чибилинское сельское поселение», Администрации МО «Чибитское сельское поселение», Администрации МО «Саратанское сельское поселение», Администрации МО «Улаганское сельское поселение» об обязании организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, об обязании поставить земельные участки на кадастровый учет.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о похоронном деле. Установлено, что на территории указанных сельских поселений имеются общественные кладбища, которые не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципальных образований кладбища не значатся. Документы, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены. Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории сельских поселений, не постановка их на государственный учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей сельских поселений на организацию и благоустройство территорий кладбищ, расположенного в границах сельских поселений. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории – возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнены, прокурор просил обязать ответчиков организовать проведение межевания земельных участков и поставить земельные участки на кадастровый учет в срок до 01.08.2019г.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Администрация МО «Улаганский район» и Управление по экономике и бюджетному планированию Администрации МО «Улаганский район».
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Тогочоева А.Н. уточненные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчики Администрация МО «Балыктуюльское сельское поселение», Администрация МО «Челушманское сельское поселение», Администрация МО «Чибилинское сельское поселение», Администрация МО «Чибитское сельское поселение», Администрация МО «Саратанское сельское поселение», Администрация МО «Улаганское сельское поселение», третьи лица Администрация МО «Улаганский район» и Управление по экономике и бюджетному планированию Администрации МО «Улаганский район» о времени и месте судебного заседания извещены, в суд представителей не направили, причина неявки суду неизвестна.
13.08.2018 года в судебном заседании представители Администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение», Администрации МО «Чибилинское сельское поселение», Администрации МО «Улаганское сельское поселение», наделенные правом признания иска, исковые требования признали, представив в суд письменные заявления о признании иска.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 25 закона организация похоронного дела также осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Республики Алтай», ст.4 уставов вышеуказанных сельских поселений к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.1 ст.4 ФЗ от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с п.1, 4 ст.16 вышеуказанного закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества предусматривает внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются помимо прочего: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на кладбищах, расположенных вблизи населенных пунктов, осуществляется администрацией соответствующего сельского поселения. Ответчиками не предпринимаются действия по оформлению земельных участков в муниципальную собственность, поскольку не проведено межевание, земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Из реестров имущества муниципальных образований установлено, что земельные участки, используемые под размещение кладбищ, в муниципальном реестре имущества не числятся.
С учетом изложенного, отсутствие установленных границ земельных участков, на которых расположены кладбища, непостановка указанных земельных участков на кадастровый учет, нарушает права и интересы жителей сельских поселений на организацию и благоустройство территории кладбища, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, в связи с чем исковые требования прокурора в интересах неопределенного лица подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Улаганского района в интересах неопределенного лица к Администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение», Администрации МО «Челушманское сельское поселение», Администрации МО «Чибилинское сельское поселение», Администрации МО «Чибитское сельское поселение», Администрации МО «Саратанское сельское поселение», Администрации МО «Улаганское сельское поселение» об обязании организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, об обязании поставить земельные участки на кадастровый учет, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Балыктуюльское сельское поселение» организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, расположенных вблизи с.Балыктуюль и вблизи с. Паспарта Балыктуюльского сельского поселения, в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Балыктуюльское сельское поселение» поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбища, расположенные вблизи с.Балыктуюль и вблизи с. Паспарта Балыктуюльского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Челушманское сельское поселение» организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, расположенных вблизи с.Балыкча и вблизи с. Коо Челушманского сельского поселения, в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Челушманское сельское поселение» поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбища, расположенные вблизи с.Балыкча и вблизи с. Коо Челушманского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Чибилинское сельское поселение» организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, расположенных вблизи с.Чибиля и вблизи с. Кара-Кудюр Чибилинского сельского поселения, в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Чибилинское сельское поселение» поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбища, расположенные вблизи с.Чибиля и вблизи с. Кара-Кудюр Чибилинского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Чибитское сельское поселение» организовать проведение межевания земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного вблизи с.Чибит Чибитского сельского поселения, в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Чибитское сельское поселение» поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный вблизи с.Чибит Чибитского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Саратанское сельское поселение» организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, расположенных вблизи с.Саратан и вблизи с. Язула Саратанского сельского поселения, в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Саратанское сельское поселение» поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбища, расположенные вблизи с.Саратан и вблизи с. Язула Саратанского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Улаганское сельское поселение» организовать проведение межевания земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в ур. Кызыл-Мааны Улаганского сельского поселения, в срок до 01.08.2019 г.
Обязать Администрацию МО «Улаганское сельское поселение» поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенного в ур. Кызыл-Мааны Улаганского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01.08.2019 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2018 года.
Председательствующий Е.В. Айманова