РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 20 апреля 2021 г.
Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего Третьяковой Л. А., при секретаре судебного заседания Петровой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании произведенных ей выплат субсидии на оплату коммунальных услуг в уменьшенном размере не соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 420, взыскании не выплаченной суммы субсидии и возложении обязанности перечислить указанную сумму на ее лицевой счет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит выплату субсидий на оплату коммунальных услуг ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и за <данные изъяты> в размере <данные изъяты> признать не соответствующей требованиям постановления Правительства РФ № 420 от ДД.ММ.ГГГГ взыскать с администрации городского округа Егорьевск в пользу ФИО1 не выплаченную ей в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 420 от 02.04.2020 года за период с ДД.ММ.ГГГГ сумму субсидий на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты> и обязать ответчика перечислить указанную сумму на лицевой счет ФИО1.
ФИО1 в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что в связи с распространением коронавирусной инфекции было вынесено Постановление Правительства РФ № 420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ соответствии с которым в случае, если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после предоставления документов в соответствии с разделом 2 Правил предоставления субсидий. В соответствии с этим Постановлением было вынесено постановление Губернатора Московской области о том, что субсидия предоставляется на тот же период в беззаявительном порядке. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» истец является получателем названных субсидий. Постановлением № действие абзаца 2 п. 41 Правил № 761 предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливающий срок предоставления субсидий на оплату жилого помещения коммунальных услуг в отношении граждан, являющихся получателями субсидии, приостанавливается до 01 октября. Из изложенного следует, что на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке ответчиком ей должна быть предоставлена ежемесячная субсидия в размере <данные изъяты> Однако в нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ № 420 ответчиком уменьшен размер предоставленной ей субсидии по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ, и за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. ФИО1 обратилась к Главе городского округа Егорьевск с заявлением о выдаче ей решения по начислению этой субсидии. В соответствии с ответом №140-01 ТГ- 2175 от 11.08.2020 действующим законодательством направление гражданам решений о назначении субсидии в беззаявительном порядке не предусмотрено, то есть, чтобы выдать решение, администрация признает действующий порядок, а чтобы начислить субсидию в том же размере администрация применяет летний период, не режим повышенной готовности, а обычный режим. Таким образом, администрация городского округа Егорьевск применяет двойной стандарт предоставления субсидии в условиях введенного режима повышенной готовности на территории Московской области. В соответствии с абзацем 4 п.3 Постановления № 420 в случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, предоставленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных денежных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, не производится. Таким образом, очевидно, что перерасчет суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведен необоснованно в нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ № 420. Тем самым нарушены права ФИО1, просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 (далее Правила). В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с <данные изъяты>. по ДД.ММ.ГГГГ субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил. В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, не производится. Срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 истек ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена субсидия в беззаявительном порядке на следующие 6 месяцев. Стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и сроки их действия в Московской области утверждены Постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2019 г. № 273/14 «Об установлении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.п. «а» п. 22.1 Правил - региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода. Так как с мая 2020 г. в городском округе Егорьевск начался неотопительный период - при предоставлении субсидии использовались региональные стандарты, применяемые в неотопительный период. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом регионального стандарта, применяемого в неотопительный период. Также, поскольку субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются из бюджета Московской области и распорядителем данных средств является Министерство социального развития Московской области - администрацией городского округа Егорьевск было направлено письмо в Министерство социального развития Московской области с просьбой разъяснить, по каким региональным стандартам производить расчет субсидии в беззаявительном порядке гражданам, проживающим в домах, где взимается сезонная оплата за отопление, а также в домах, где используется в качестве основного вида топлива твердое топливо, электроэнергия или газ (при наличии электрических или газовых отопительных приборов) в период с мая по сентябрь 2020 года включительно. На письменный запрос администрации был получен ответ Министерства социального развития Московской области от 29.09.2020 № 21исх-143 84/08-01, согласно которому в Московской области региональные стандарты установлены исходя из начала или окончания отопительного периода. Так, с мая действуют региональные стандарты, применяемые в неотопительный период. Просит отказать ФИО1 в иске в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с п. п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле.
Стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и сроки их действия в Московской области утверждены Постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2019 г. № 273/14 «Об установлении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов». В соответствии с п.п. «а» п. 22.1 Правил - региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода.
В соответствии с п. 44(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, граждане, имеющие право на субсидию только в месяцы отопительного периода, могут подавать заявление о предоставлении субсидии в любой месяц, предшествующий началу отопительного периода. При этом днем начала предоставления субсидии считается день, определенный в соответствии с абзацем первым пункта 44 настоящих Правил, а выплата субсидии производится только в месяцы отопительного периода в пределах установленного абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил срока предоставления субсидии.
Согласно абз. 2 п. 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420 (в ред. от 29.04.2020 г.) «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 года» приостановлено до 1 октября 2020 г. действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в отношении граждан, являющихся получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 2 Постановления № 420).
В случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии в беззаявительном порядке определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца назначения субсидии в беззаявительном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2020 N 604)
В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, не производится.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2020 N 604)
В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, превышает размер выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, средства, недоплаченные за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, подлежат перечислению получателю субсидии в порядке, установленном пунктом 50 Правил (п. 3 Постановления № 420)
Действие настоящего постановления распространяется на правоотношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, являющимся получателями таких субсидий, возникшие с 26 марта 2020 г. (п. 4 Постановления № 420).
ФИО1 относится к категории граждан, на которую распространяется указанное постановление, что ответчиком не оспаривается.
Судом установлено, что ФИО1 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, при начислении субсидии используются сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ начался неотопительный период, в городском округе Егорьевск при предоставлении субсидии использовались региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемые в неотопительный период. С ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в беззаявительном порядке с учетом регионального стандарта, применяемого в неотопительный период.
Судом установлено, что субсидия истцу была предоставлена в беззаявительном порядке, размер субсидии исчислен исходя из документов, представленных истцом ранее в соответствии с абзацем первым п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 420, уменьшение размера субсидии с ДД.ММ.ГГГГ было связано с использованием в расчете регионального стандарта, применяемого в неотопительный период, и не являлось следствием непредоставления истцом каких-либо документов для расчета размера субсидии. Оспариваемый истцом размер выплат субсидии с мая по сентябрь 2020 года с использованием в расчете регионального стандарта, применяемого в неотопительный период, соответствует действующему законодательству и не является нарушением п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 420.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск ФИО1 к администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании произведенных выплат субсидии на оплату коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в размере ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ в размере ДД.ММ.ГГГГ не соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 420, взыскании не выплаченной ей в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 420 за период с ДД.ММ.ГГГГ суммы субсидии на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты> и возложении обязанности перечислить указанную сумму на лицевой счет ФИО1не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1в иске к администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании произведенных выплат субсидии на оплату коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> не соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 420, взыскании не выплаченной ей в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 420 за период с 1 мая по 30 сентября 2020 года суммы субсидии на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. и возложении обязанности перечислить указанную сумму на лицевой счет ФИО1отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд.
Судья подпись Третьякова Л. А.