Дело №Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 26 октября 2016 года
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Монгуш А.-С.Ч., с участием истицы ХАС, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХАС к Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Истица обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ХАА к Мэрии <адрес> о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее - МДОУ), указывая, что ее сын ХАА состоит с ДД.ММ.ГГГГ в общегородской очереди для предоставления места в ДОУ <адрес>. Льгот на предоставление места в ДОУ не имеет. По последней перерегистрации от ДД.ММ.ГГГГ состоят в очереди за №. До настоящего времени ее ребенку место в ДОУ не предоставлено. Просит суд обязать Мэрию <адрес> предоставить ее ребенку место в МДОУ <адрес>, расположенном на разумном географическом положении от места проживания.
Истица в судебном заседании иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Мэрии <адрес> в суд не явился, надлежаще извещен, причины его неявки неизвестны, дело рассматривается в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента по образованию Мэрии <адрес> в суд не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать истцу в удовлетворении исковых требований полностью, представив письменное возражение.
Согласно возражения Департамента по образованию Мэрии <адрес>, оно исковые требования не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, однако при этом, реализация конституционного права несовершеннолетних на получение дошкольного образования должно осуществляться с соблюдением принципа, содержащегося в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, а именно: не должны нарушаться права других детей, поставленных на общегородскую очередь ранее, а также детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящий момент в городе Кызыле 32 дошкольных образовательных учреждения, перенаполняемость которых составляет 42 % от общей мощности. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год было направлено в детские сады на зачисление в ДОУ - 2145 детей, из них по судебным решениям выданы направления 1198 детям. По плану на 2016-2017 учебный год, детские сады <адрес> смогли принять 1215 детей по судебным решениям. За последнее время были проведены следующие мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях: открыт новый детский сад № «Золотой ключик» на 280 мест; в феврале 2015 года введен в эксплуатацию детский сад № (бывший детский дом) на 220 мест; в августе 2015 года после реконструкции и капитального ремонта, возвращен здание под детский сад № на 60 мест; в августе 2015 года открыт детский сад № на 280 мест в микрорайоне «Спутник»; ДД.ММ.ГГГГ открыт детский сад № на 280 мест; организованы вариативные формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания детей) путем интеграции в постоянно действующие группы, группы выходного дня. Действуют 31 группа кратковременного пребывания, которую посещает 181 воспитанник. С целью создания новых дополнительных мест Департамент по образованию мэрии <адрес> неоднократно информировал министерство образования и науки Республики Тыва. Соответственно, обеспечение всех лиц, имеющих право на получение образования, местами в образовательных организациях относится к компетенции региональных органов власти. Таким образом, строительство новых мест для обучения детей относится к компетенции субъекта Российской Федерации. При удовлетворении искового требования и предоставления места во внеочередном порядке в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях приведет к значительному превышению количества воспитанников, а превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения. На основании вышеизложенного, Департамент по образованию считает, что не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Выслушав пояснения истца, возражения третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из свидетельства о рождении ХАА следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, матерью ребенка указана истица, отцом указан ХАА (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ в Органе Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в <адрес>).
Установлено, что ребенок истицы поставлен в общую очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГХАА состоит в общегородской очереди под №, что подтверждено представленным истцом уведомлением Департамента по образованию Мэрии <адрес>. На момент обращения истца в суд с исковым заявлением ребенку исполнилось: 2 года 11 месяцев.
Согласно ответа Департамента по образованию Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным выделение ХАА места в муниципальном детском садике, во внеочередном порядке.
Согласно ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» (для России - вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ), во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Аналогичные положения закреплены в ст. 12 Устава городского округа «<адрес> Республики Тыва. Согласно п.1 ст. 60 Устава - Мэрия <адрес> осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования; планирует развитие на территории города сети образовательных учреждений, организует оказание им помощи; планирует развитие на подведомственной территории сети учреждений образования, создает городской фонд развития образования за счет собственных и привлеченных средств.
В подп. «в» п.1 Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Таким образом, из изложенных норм следует, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования для детей дошкольного возраста от трех до семи лет, проживающих на территории <адрес>, лежит на органе местного самоуправления - Мэрии <адрес>, а также его структурных подразделениях.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний ХАА имеет право на устройство в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, однако, ответчиком по настоящее время не предоставлено ему место в образовательном учреждении, что является нарушением права ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование, гарантированное действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учетом всех обстоятельств по данному делу, длительности нахождения на очереди и возраста ребенка на момент рассмотрения дела - 1 год 8 месяцев, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения закона в отношении ХАА в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный срок является достаточным и разумным для надлежащего исполнения.
Доводы третьего лица об отсутствии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес>, о том, что при удовлетворении иска произойдет превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм, что приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований, суд считает несостоятельными, с учетом установленной законом обязанности ответчика и времени определенного для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ХАС к Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать Мэрию <адрес> в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес>, расположенном на разумном географическом положении от места проживания, ХАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Тыва.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения через Кызылский городской суд.
Судья И.И. Успун