ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-812 от 26.03.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-812/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием представителя заявителя Демкина Е.Н., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – Пермской городской Думы – Королева К.В., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица –Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми – Челпановой А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демкина Н.И. о признании недействующим нормативно – правового акта в части,

у с т а н о в и л:

Демкин Н.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня их принятия Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», в части ст. 50 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия» и в части ст. 53 «Описание установленных зонами охраны объектов культурного наследия ограничений параметров реконструкции, налагаемых на объекты капитального строительства, которые не являются объектами культурного наследия и расположены в этих зонах, включая карты зон охраны объектов культурного наследия с отображением охранных зон объектов наследия в пределах внутриквартальных пространств, в пределах уличных пространств и площадей и зон археологического культурного слоя, подлежащего охране, надзору и контролю (территории (охранные зоны) памятников археологии) и границ историко-культурно-природных территорий и комплексов памятников», как противоречащих ч. 3 ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п. 18 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 8 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150 (л.д. 3 – 8).

В обоснование заявленных требований Демкин Н.И. указал, что решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» утверждены Правила землепользования и застройки (далее по тексту – Правила). Статьей 50 Правил утверждена Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия, статья 53 содержит описание установленных зонами охраны объектов культурного наследия ограничений параметров реконструкции, налагаемых на объекты капитального строительства, которые не являются объектами культурного наследия и расположены в этих зонах, включая карты зон охраны объектов культурного наследия с отображением охранных зон объектов наследия в пределах внутриквартальных пространств, в пределах уличных пространств и площадей и зон археологического культурного слоя, подлежащего охране, надзору и контролю (территории (охранные зоны) памятников археологии), и границ историко-культурно-природных территории и комплексов памятников. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Демкиным Н.И. приобретено три земельных участка, общей площадью , категория земель: земли населенных пунктов. Приобретенные земельные участки заявитель намерен использовать для ведения садоводства и строительства многоквартирного жилого дома. Однако данные земельные участки расположены в зоне , где запрещается нарушение предметов охраны при любых видах деятельности, строительство зданий, сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью, строительство промышленных и коммунальных объектов, в том числе гаражных комплексов, выделение земельных участков под садоводство и огородничество. Таким образом, статьи 50 и 53 решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» нарушают право заявителя на разрешенное использование принадлежащих ему земельных участков для садоводства и возведения многоквартирного жилого дома.

Оспариваемый заявителем правовой акт в части ст.ст. 50, 53 противоречит ч. 3 ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так как утверждает зоны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения до утверждения органом государственной власти субъекта РФ зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения, а также градостроительных регламентов в границах таких зон.

На Карте зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми (ст. 50 Правил) не отображены территории и охранные зоны объектов культурного наследия (памятников) федерального значения, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», что противоречит ч. 3 ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ и п. 18 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, Правила землепользования и застройки выполнены в масштабе 1:43000, что противоречит п. 8 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150, которой установлено, что графические материалы генерального плана города с проектной численностью населения 500000 человек и более выполняются в масштабе 1:25000 – 1:10000.

Впоследствии Демкин Н.И. уточнил основание заявленных требований, со ссылкой на ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года № 865.

Демкин Н.И. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 149), в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании просят отказать в удовлетворении заявленных Демкиным Н.И. требований, указывая, что права заявителя ст.ст. 50, 53 Правил землепользования и застройки не нарушены. Оспариваемая заявителем часть нормативно – правового акта не противоречит какому - либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (письменные возражения и отзыв).

Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части  .

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени  .

В судебном заседании установлено, что решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» утверждены Правила землепользования и застройки.

Статьей 50 Правил утверждена карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми.

Статья 53 Правил содержит описание установленных зонами охраны объектов культурного наследия ограничений параметров реконструкции, налагаемых на объекты капитального строительства, которые не являются объектами культурного наследия и расположены в этих зонах, включая карты зон охраны объектов культурного наследия с отображением охранных зон объектов наследия в пределах внутриквартальных пространств, в пределах уличных пространств и площадей и зон археологического культурного слоя, подлежащего охране, надзору и контролю (территории (охранные зоны) памятников археологии), и границ историко-культурно-природных территории и комплексов памятников. Данной статьей утвержден градостроительный регламент, согласно которому на территории зоны  запрещается: нарушение предметов охраны при любых видах деятельности; строительство зданий, сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью; строительство промышленных и коммунальных объектов, в том числе гаражных комплексов; выделение земельных участков под садоводство и огородничество.

Согласно п. 6 решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» оно вступает в силу с 01.08.2007 года, но не ранее момента официального опубликования. Официальное опубликование состоялось ДД.ММ.ГГГГ в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» №.

ДД.ММ.ГГГГ Демкиным Н.И. приобретено право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью , адрес объекта: , западнее , садоводческий кооператив №  (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ Демкиным Н.И. приобретено право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью , адрес объекта: , западнее , садоводческий кооператив №  (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ Демкиным Н.И. приобретено право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирные жилые дома разных типов со встроено – пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения, общей площадью , адрес объекта:  южнее строения (л.д. 12).

Суд не усматривает противоречия ст.ст. 50, 53 Правил землепользования и застройки федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Соответствующие доводы заявителя несостоятельны.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации  .

Статьей 50 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», утверждена карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми. При этом соответствующий нормативно – правовой акт принят Пермской городской Думой в пределах предоставленных ей полномочий (ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ), что сторонами не оспаривается. Границы зон охраны объектов культурного наследия утверждены постановлением  Правительства Пермского края (органом государственной власти субъекта Российской Федерации) от 15.06.2007 г. № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия». Указанное свидетельствует о том, что Правила были утверждены решением Пермской городской Думы после издания органом государственной власти субъекта РФ – Правительством Пермского края нормативно – правового акта, которым утверждены границы зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия.

Однако постановление  Правительства Пермского края от 15.06.2007 г. № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия» опубликовано позднее. Решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 г. № 16 внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми». В соответствии с данным решением границы зон охраны объектов культурного наследия отображаются на карте (ст. 50 Правил землепользования и застройки) в соответствии с постановлением  Правительства Пермского края от 15.06.2007 г. № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия». До принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего нормативно – правового акта границы зон охраны объектов культурного наследия решением Пермской городской Думы утверждены не были.

Таким образом, установленный ч. 3 ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон соблюден. Противоречия ст. 50 Правил землепользования и застройки указанной норме федерального закона не имеется.

Доводы Демкина Н.И. об отсутствии в ст. 50 Правил зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми (памятников) федерального значения, перечисленных в Указе Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», являются надуманными и противоречат фактическим обстоятельствам дела, содержанию оспариваемого нормативно – правового акта. Более того, данные доводы не влекут признание статьи 50 Правил несоответствующей федеральному закону.

Согласно п. 18 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

Утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия входит в компетенцию органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пункт 18 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяет орган местного самоуправления полномочиями по установлению границ территорий и охранных зон объектов культурного наследия (памятников) федерального значения. Соответствующие границы определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Пермского края). Пермская городская Дума отображает границы зон охраны объекта культурного наследия на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, в данном вопросе Пермская городская Дума связана с решением Правительства Пермского края, и не может выйти за пределы предоставленных полномочий.

Кроме того, отсутствие на карте зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми отображения границ территорий и охранных зон объектов культурного наследия (памятников) федерального значения не нарушает прав Демкина Н.И. на реализацию его прав собственника в отношении земельных участков.

Доводы заявителя о противоречии ст. 50 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», п. 8 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150 (далее по тексту – Инструкция), также несостоятельны.

В соответствии с п. 8 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150, графические материалы генерального плана города с проектной численностью населения 500 тыс. человек и более выполняются в масштабе 1:25000 - 1:10000; города с проектной численностью населения 100 - 500 тыс. человек - в масштабе 1:10000 - 1:5000; города, другого поселения с проектной численностью населения от 10 тыс. до 100 тыс. человек - в масштабе 1:5000; города, другого поселения с расчетной численностью населения менее 10 тыс. человек - в масштабе 1:2000. Указанные масштабы могут быть уточнены заказчиком с учетом конкретной ситуации  .

При этом графические материалы генерального плана включают:

- план современного использования территорий (опорный план);

- схему комплексной оценки территории;

- генеральный план (основной чертеж);

- схему зонирования территорий;

- схему транспортной инфраструктуры;

- схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий  .

Поскольку ст. 50 Правил землепользования и застройки города Перми не относится к графическим материалам генерального плана, на нее не распространяется требование п. 8 раздела 3.1.5 Инструкции.

Суд также учитывает, что масштаб карты зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми не нарушает права Демкина Н.И. на использование принадлежащих ему земельных участков в соответствии с назначением, указанным в свидетельствах о праве собственности.

Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия города Перми утверждена решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия на территории города Перми, и вступила в законную силу 10.07.2007 года.

Таким образом, на момент приобретения заявителем в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ права собственности на земельные участки (л.д. 8 – 10), они уже находились на территории зон охраны объектов культурного наследия города Перми, и не могли быть использованы для застройки и возведения многоквартирных жилых домов.

Поскольку судом не установлено противоречия ст.ст. 50, 53 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления Демкина Н.И. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Демкина Н.И. отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ