Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усть-Лабинск «20» апреля 2017 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Колойда А.С.
при секретаре Кибизовой Л.И.,
с участием старшего помощника прокурора
Усть-Лабинского района Вакаловой Е.В.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> – Вакалова Е.В. дала пояснения согласно иску, поддержала доводы изложенные в нём и на основании вышеизложенного просила признать неправомерным действие администрации Ленинского сельского поселения <адрес> в части издания распоряжения от 15.02.2017 года №-рл «Об увольнении Гришиной З.А.» и возложить на администрацию Ленинского сельского поселения <адрес> обязанность по расторжению трудовых отношений с Гришиной З.А. в связи с утратой доверия.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Ленинского поселения <адрес> надлежаще уведомленный о месте и времени в судебное заседание не явился, однако ранее подал в суд заявление, согласно которому просил рассмотреть иск прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции в свое отсутствие, решение по вышеуказанному иску просил принять на усмотрение суда.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Гришина А.А. надлежаще уведомленная о месте и времени в судебное заседание не явилась, однако ранее подала в суд заявление, согласно которому просила рассмотреть иск прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции в свое отсутствие, решение по вышеуказанному иску просила принять на усмотрение суда.
Выслушав прокурора, изучив мнение представителя ответчика и третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд считает иск прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействию коррупции в администрации Ленинского сельского поселения <адрес> в части увольнения с муниципальной службы.
В ходе проведенной проверки установлено, что согласно распоряжению главы Ленинского сельского поселения от 31.07.2008г. №-рл Гришина З.А. с должности делопроизводителя администрации Ленинского сельского поселения переведена на вновь созданную должность инженера-землеустроителя по работе с личными подсобными и крестьянско-фермерскими хозяйствами администрации поселения. Данная должность включена в штатное расписание администрации поселения. Согласно Должностной инструкции инженер-землеустроитель участвует в осуществлении работ по выявлению неиспользуемых и нерационально используемых, или используемых не по целевому назначению земель, а также самовольно занятых земельных участков; участвует в осуществлении подготовительных работ по выявленным нарушениям земельного законодательства для предоставления материалов компетентному органу; осуществляет подготовку проектов решений органов местного самоуправления по развитию личных подсобных хозяйств и земельным вопросам, осуществляет контроль за своевременным оформлением землепользователями поселения правоустанавливающих документов на землю, контролирует сроки окончания договоров аренды и своевременности уплаты платежей за землю.
Необходимо отметить, что согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Таким образом, в силу действующего законодательства, Гришина З.А. являлась муниципальным служащим.
В силу пп.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
Из информации, представленной в ходе проверочных мероприятий Межрайонной ИФНС № по <адрес>, следует, что Гришина З.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (главы КФК) с 25.10.2012г., предоставляет в адрес инспекции налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу, а также является учредителем (участником) Благотворительного фонда «Солдат Победы».
Кроме того в ходе судебного заседания установлено, что Гришиной З.А., в нарушение ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№Э-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014г., 2015г. не представлены.
Как следует из п. 12 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя в том числе организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст. 13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Закона №-Ф3 органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны осуществлять анализ поступающих в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции», которым одним из направлений борьбы с коррупцией установлено совершенствование работы подразделений кадровых служб органов власти всех уровней по профилактике коррупционных и других правонарушений, что нашло отражение и в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании выявленных нарушений законодательства прокуратурой <адрес> в адрес главы Ленинского сельского поселения <адрес> Гришина Е.И. внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ о муниципальной службе и противодействии коррупции за исх.№ от 09.02.2017г.
Из информации администрации Ленинского сельского поселения <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) следует, что по результатам рассмотрения представления Гришина З.А. с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ. (распоряжение администрации Ленинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ рл «Об увольнении Гришиной З.А.) Основанием увольнения являлось заявление Гришиной З.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, а также муниципальные служащие, замещающие указанные должности, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения предоставляются в порядке и по форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов РФ.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ "О муниципальной службе в <адрес>".
В соответствии с пунктами 8, 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
В ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплено, что граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ и лица, замещающие указанные должности, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из п.5 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и лицами, замещающими должности муниципальной службы в Ленинском сельском поселении <адрес>, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждено постановление администрации Ленинского сельского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что лицо, замещающее должность муниципальной службы, представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года.
Таким образом, в силу указанной нормы, обязанность по предоставлению сведений распространяется на всех муниципальных служащих поселения.
Невыполнение указанной обязанности, а также предоставление недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную или муниципальную службу и правонарушением, влекущим освобождение гражданина от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы (части 8,9 ст. 8 данного Федерального закона №-ФЭ)
В п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае - непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ "О муниципальной службе в <адрес>", в которых указано, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 настоящего Федерального закона. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 27.1 Закона).
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта РФ (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов (ч. 3 ст. 27.1 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» на муниципального служащего распространяется действия трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, то есть Федеральным законом могут быть предусмотрены отдельные положения, которые отличны от положений трудового законодательства, и которые характерны только для муниципальных служащих. Вышеназванные нормы закона по своей сути являются императивными, предусматривают за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, наступление только такого дисциплинарного взыскания, как увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
В соответствии с п.7.1, ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) с четов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Из вышеизложенного следует, что с Гришиной З.А., за нарушение ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№Э-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" необходимо расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя в связи с утратой доверия и применить п. 7.1. ст. 81 Трудового Кодекса РФ.
Кроме того, в представлении прокурора было указано на необходимость привлечь лиц, допустивших выявленные нарушения закона, к дисциплинарной ответственности с учетом позиции Минтруда России отраженной в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения».
Согласно указанной выше позиции Минтруда России, служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
Таким образом, в результате указанных выше неправомерных действий администрации Ленинского сельского поселения <адрес> нарушены требования законодательства о муниципальной службе, основы правопорядка Российской Федерации и муниципального образования Ленинское сельское поселения <адрес>, которые вправе требовать восстановления законности.
Тем самым затрагиваются не персонифицированные интересы Российской Федерации и муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес>, как субъектов гражданских правоотношений, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ наделяет прокурора полномочиями по обращению в суд с соответствующим заявлением.
Суд, оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание показания сторон, учитывая то обстоятельство, что ответчик в нарушение ст. 56 ГК РФ не представили доказательств в подтверждение своих доводов, приходит к выводу о обоснованности и законности требований истца.
Иных доказательств, определяющих выводы суда, сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Ленинское сельское поселение <адрес> к администрации Ленинского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействию коррупции – удовлетворить.
Признать неправомерным действие администрации Ленинского сельского поселения <адрес> в части издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-рл «Об увольнении ФИО11».
Возложить на администрацию Ленинского сельского поселения <адрес> обязанность по расторжению трудовых отношений с Гришиной Зоей А. в связи с утратой доверия.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Колойда А.С.
Копия верна Судья Колойда А.С.