ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-812/2022 от 24.10.2022 Кольского районного суда (Мурманская область)

***

Дело № 2-812/2022 ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2022 года город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архипчук Н.П.,

при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,

с участием представителя истца Лойка Н.И.,

представителя ответчика МТУ- Безручко Ю.В.,

представителя третьего лица Администрации Кольского района – Полигас Л.Л.,

представителя третьего лица Зубаревой Л.И. – Васильева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области к Администрации сп. Тулома Кольского района Мурманской области и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании денежных средств,

установил:

Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обратилось в суд с иском к наследственному имуществу о взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований истец указал, что в *** году истцом в соответствии с Порядком предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 12.05.2017 № 240-ПП «О предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров», на основании соглашения о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров от *** Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 предоставлен грант на поддержку начинающих фермеров в сумме 3000000 рублей. По результатам проверки КСП МО установлено, что ИП Главой КФХ ФИО1 не выполнены обязательства, предусмотренные пунктами 3.3.5 и 3.3.6 соглашения о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров от ***. в части создания и сохранения новых мест в течение не менее 5 лет после получения гранта, что в соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 240-ПП влечет возврат средств гранта из расчета 3 процента за каждое не созданное рабочее место. В результате за не достижения показателя и невыполнения обязательств по создания новых постоянных рабочих мест ИП Главой КФХ ФИО1 подлежат возврату в областной бюджет средства гранта в сумме 270000 рублей (3000000 руб. х 3% х 3 рабочих места). По итогам контрольного мероприятия КСП МО в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области внесено Представление от ***, в котором Министерству предписано принять меры по возврату в областной бюджет ИП Главой КФХ ФИО1 гранта на поддержку начинающих фермеров в сумме 270000 рублей. Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ***, по заявлению об отказе от наследства жены ФИО1 открыто наследственное дело к имуществу умершего. По сообщению нотариуса, наследство умершего ФИО1 никто из наследников не принял, имущество умершего будет признано выморочным. Просит взыскать за счет наследственного имущества денежные средства в размере 270000 рублей.

Определениями суда от ***, ***, *** к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Администрация сп. Тулома Кольского района Мурманской области и Межрегиональное территориальное управление Росимуществом в Мурманской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Зубарева Л.И., Администрация Кольского района, Администрация с.п Пушной Кольского района, Некоммерческая микрокредитная компания «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области».

Представитель истца Лойк Н.И. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Администрации сп. Тулома в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседании извещен, ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения иска, указывая, что истцом пропущен срок исковой давности.

Представителя ответчика МТУ- Безручко Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что поголовье крупного рогатого скота в состав наследственной массы ФИО1 не входит, поскольку документы, подтверждающие право собственности ФИО1 или подконтрольных ему юридических лиц на поголовье крупного рогатого скота в количестве 90 голов, а также ветеринарные свидетельства, сопроводительные документы, акты, подтверждающие приплод животных, отсутствуют. ФИО1 являлся единственным участником КФХ, его главой и в силу закона был зарегистрирован в качестве ИП. Рабочие места по соглашению от *** создавались в рамках деятельности КФХ главой которого являлся ФИО1 Кроме того, поскольку субсидии выдаются в соответствии с установленными в указанных программах критериями и требованиями к участникам, следовательно, её получение неразрывно связано с личностью наследодателя, а также ввиду того, что переход прав и обязанностей КФХ к лицам, не являющимся членами хозяйства не допускается ГК РФ, просят в удовлетворении иска отказать. Также указано на несогласие с представленных расчетом истца, полагая, что в случае удовлетворения иска, истец имеет право на взыскание лишь 180000 рублей, поскольку ФИО1 не было создано 2 рабочих места из 3.

Представитель третьего лица Администрации Кольского района Полигас Л.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что осуществление предпринимательской деятельности неразрывно связано с личностью наследодателя, в связи с чем наследованию не подлежат, обязательство по созданию новых рабочих мест в КФХ в течение не менее 5 лет после получения гранта КФХ может быть исполнено только при осуществлении предпринимательской деятельности и при непосредственном личном участии ФИО1, которому выделен целевой грант. Учитывая, что обязательство, вытекающее из соглашения, неразрывно связано с личностью наследодателя, то оно не может входить в состав наследства. Дополнительно указала на отсутствие каких-либо документов, подтверждающих факт принадлежности ФИО1 поголовья крупного рогатого скота в количестве 90 голов, обнаруженных в помещениях производственного назначения, находящихся в муниципальной собственности на территории н.п. Пушной. Также указано на несогласие с представленных расчетом истца, полагая, что в случае удовлетворения иска, истец имеет право на взыскание лишь 180000 рублей, поскольку ФИО1 не было создано 2 рабочих места из 3.

Представитель третьего лица Зубаревой Л.И. – Васильев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддерживая доводы, изложенные представителем Администрации Кольского района. Дополнительно указал, что Зубарева Л.И. никакого отношения к бизнесу мужа не имела, от принятия наследства официально отказалась, о наличии какого-либо движимого имущества информации не имеет.

Представитель третьего лица - НМКК «ФОРМАП» (Фонд) в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседании извещен, из представленного письменного отзыва следует, что *** между ними и ФИО1 был заключен договор займа и договор залога имущества, предметом которого являлось передача в залог ТС – *** На *** договор займа был закрыт, задолженность погашена, направлено уведомление об исключении сведений о залоге движимого имущества.

Представители третьих лиц Администрации с.п Пушной Кольского района, нотариус Проконина Г.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседании извещены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).

Возможность наследования фермерского хозяйства в случае смерти его главы, даже если он был его единственным членом, помимо общих норм, предусмотрена также положениями пункта 1 статьи 21 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пункта 3 статьи 1179 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1179 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статьи 258 и статьи 1182 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

В силу положений статьи 21 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" смерть членов фермерского хозяйства является основанием для его прекращения только тогда, когда нет наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства.

Правоотношения по использованию средств грантов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами урегулированы специальными нормами права.

Так, согласно статьям 4 и 6 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов.

Постановлением Правительства Мурманской области от 12 мая 2017 года №240-ПП "О предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров» (в редакции на момент возникновения правоотношений) предусмотрен Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, согласно положениям которого Грант предоставляется в целях финансового обеспечения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств на сельских территориях Мурманской области, и направлен на поддержку начинающего фермера в виде бюджетных ассигнований, перечисляемых из бюджета Мурманской области в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Мурманской области, предоставляемые в целях создания и развития на сельских территориях Мурманской области крестьянского (фермерского) хозяйства и новых постоянных рабочих мест на сельских территориях исходя из расчета создания не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн. рублей и более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн. рублей, в срок, определяемый Министерством инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство), но не позднее срока использования гранта. Средства, полученные из областного бюджета, предусмотренные на грант, являются целевыми и не могут быть использованы по иному назначению.

С января 2020 года во исполнение п.3.2 постановления Правительства Мурманской области от 31.10.2019 №502-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора мурманской области от 31.10.2019 №148-ПГ « Министерству инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области переданы функции реорганизуемого в форме присоединения к нему Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области.

С 01.04.2021 во исполнение п.4.1 постановления Правительства Мурманской области от 18.01.2021 №5-ПП «О мерах по реализации постановления губернатора Мурманской области от 13.01.2021 №1-ПГ» Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области переданы функции реорганизуемого Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области по реализации государственной политики РФ и по формированию и реализации региональной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сферах: рыбохозяйственного комплекса, в том числе переданных полномочий РФ в области охраны и использования водных биологических ресурсов; агропромышленного комплекса, включая сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность; регулирование рынка рыбной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых региональными товаропроизводителями.

В соответствии с п.4.1 соглашения о предоставлении гранта от 26.06.2017 №39/гр за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств по соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Получатель несет ответственность за достоверность представляемых документов и выполнение условий предоставления гранта.

При установлении факта нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта, в том числе недостоверности представленных документов, Министерство в течение 10 рабочих дней направляет Получателю уведомление о возврате предоставленного гранта с указанием нарушений, сумм, сроков возврата, счета главного распорядителя бюджетных средств (Министерства).

Получатель гранта обязан в течение 30 рабочих дней с даты получения уведомления перечислить сумму денежных средств, полученных в виде гранта, в областной бюджет. В случае не возврата или возврата не в полном объеме средств гранта в установленные сроки их взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В редакции Порядка №240-ПП, действующей с 01.01.2020, конкретизирован расчет размера гранта, подлежащего возврату в областной бюджет в случае недостижения получателем гранта результата предоставления гранта, установленного в соглашении, с применением соответствующей формулы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26 июня 2017 года между Министерством рыбного и сельского хозяйства Мурманской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров, согласно которому ФИО1 предоставлен грант в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 3000000 рублей.

В свою очередь ФИО1 обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет с даты получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечить создание не менее одного нового постоянного рабочего места на каждый 1 млн. рублей в течении года после получения гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант и сохранить созданные новые места в течение не менее 5 лет после получения гранта, а в случае нарушения обязательства обязался вернуть бюджетные средства в полном объеме.

Согласно п.4.3 Порядка №240-ПП, в случае не достижения получателем гранта результата, установленного в соглашении, объем средств, подлежащий возврату, определяется из расчета 3% за каждое не созданное рабочее место от размера гранта, предоставленного получателю.

В соответствии с п.2.4.2 раздела II плана работы контрольно-счетной палаты Мурманской области на 2021 год проведено контрольное мероприятие «Проверка результативности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2017-2020 годах на создание, развитие и поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств в Мурманской области» в отношении Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области», по результатам которого составлен Акт проверки от ***. Из данного Акта следует, что по результатам проверки установлено, что ИП Главой КФХ ФИО1 не представлены документы, подтверждающие, что фактически были созданы новые рабочие места в проверяемом периоде, следовательно, не выполнены обязательства, предусмотренные п.3.3.5 и 3.3.6 соглашения о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров от ***. в части создания и сохранения новых мест в течение не менее 5 лет после получения гранта, что в соответствии в п.4.3 Порядка №240-ПП влечет возврат средств гранта из расчета 3 процента за каждое не созданное рабочее место.

По итогам контрольного мероприятия КСП МО в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области внесено Представление от ***, в котором Министерству предписано принять меры по возврату в областной бюджет ФИО1 гранта на поддержку начинающих фермеров в сумме 270000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным представлением, Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от *** в удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о признании недействительности пунктов 1 и 2 представления КСП Мурманской области от *** отказано.

Из материалов регистрационного дела следует, что ФИО1 является единственным участником и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в ИФНС по г.Мурманску ***.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 использовал предоставленные по гранту денежные средства по целевому назначению, однако ***ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.11).

Как следует из наследственного дела , к имуществу умершего ***ФИО1, в состав наследства входят:

*** доли жилого дома, расположенного по адрес***, кадастровой стоимостью 1195494 рубля 70 копеек;

*** доли земельного участка, площадью ***, расположенного по адрес***, кадастровой стоимостью 1286550 рублей;

*** доля денежного вклада , остаток вклада на дату смерти 9230 руб. 55 коп.;

*** доля денежного вклада , остаток вклада на дату смерти 1 руб. 11 коп.

*** от Зубаревой Л.И. и ФИО2 на имя нотариуса было подано заявление об отказе от наследства ФИО1

*** от ФИО3 в лице законного представителя ФИО4 на имя нотариуса было подано заявление об отказе от наследства ФИО1

По сообщению нотариуса Г.В. Прокониной, в связи с отсутствием наследников, вышеуказанное имущество является выморочным.

Супруге умершего ФИО1 - Зубаревой Л.И., нотариусом нотариального округа Кольский район Мурманской области *** выдано свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу в размере *** доли в праве в общем имуществе супругов, приобретенном названными супругами во время брака.

Общее имущество супругов, право собственности на которое в указанной доле определяется настоящим свидетельством состоит из жилого дома, расположенного по адрес*** и земельного участка, площадью ***, расположенного по адрес*** и *** права на денежные вклады.

Кроме того, в судебном заседании по сообщению ГИБДД было установлено, что на дату смерти умершему ФИО1 принадлежало два транспортных средства: ***, и ***

В связи с необходимостью определения стоимости транспортных средств, принадлежащих ФИО1 на момент смерти, определением суда от *** по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Баренц-Эксперт».

Согласно экспертному заключению от ***, рыночная стоимость автомобиля *** на *** составила 112000 рублей;

рыночная стоимость автомобиля *** на *** составила 495000 рублей.

Согласно экспертному заключению от ***, рыночная стоимость автомобиля *** с учетом аварийных повреждений составила 65000 рублей;

рыночная стоимость автомобиля *** с учетом аварийных повреждений и дефектов эксплуатации составила 152000 рублей.

Исходя из положений ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В соответствии со ст.1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

Согласно ст. 1157 Гражданского кодекса РФ не допускается отказ от наследства при наследовании выморочного имущества.

Российская Федерация в качестве наследника выморочного имущества - особый наследник по закону, не относящийся ни к одной из очередей и может унаследовать по закону только выморочное имущество, воля на приобретение которого заранее выражена в законе.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432).

В соответствии с п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации, муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации (п.50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Стоимость наследственного имущества превышает размер задолженности.

Правоотношения по использованию средств грантов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами регулируются специальными нормами права.

Так, в силу ст. 4 и ст. 6 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов.

Статьей 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создания крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает, что фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Основания прекращения фермерского хозяйства перечислены в ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При этом смерть членов фермерского хозяйства является основанием для его прекращения только тогда, когда нет наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства.

Возможность наследования фермерского хозяйства в случае смерти его главы, даже если он был его единственным членом, соответствует положениям п. 1 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и п. 3 ст. 1179 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 1179 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст. 258 и ст. 1182 Гражданского кодекса РФ.

Из материалов дела усматривается, что наследодатель ФИО1 являлся единственным членом крестьянского (фермерского) хозяйства и его главой и в силу закона был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Целевое назначение выделенного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 Гражданского кодекса РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса РФ).

Нормативные правовые акты в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства не содержат запрета на переход данных имущественных обязательств к наследнику главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

К наследникам главы крестьянского (фермерского) хозяйства переходят его права, в числе которых, как указано выше, есть право на продолжение деятельности фермерского хозяйства, а значит и право на средства господдержки, предоставленные ему для развития деятельности, а также на их использование в соответствии с требованиями закона и условиями соглашения, являющегося сделкой.

Обязательства наследодателя по использованию средств гранта не относятся к личным неимущественным правам, неразрывно связанным с личностью главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, характер спорных материальных правоотношений допускает правопреемство в порядке наследования.

Таким образом, поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что наследники по закону наследство не приняли, с момента смерти наследодателя до настоящего времени никто другой не обратился за принятием наследства и не имеется сведений о фактическом принятии наследства, то имущество, оставшееся после смерти ФИО1 является выморочным, а ответственность по его долгам в силу положений вышеперечисленных правовых норм и разъяснений по их применению несут ответчики в пределах стоимости вышеуказанного наследственного имущества.

На основании вышеизложенного, доводы представителя ответчика и третьих лиц о неразрывности долговых обязательств с личностью наследодателя, ввиду того, что переход прав и обязанностей КФХ к лицам, не являющимся членами хозяйства не допускается, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Рассматривая доводы представителей ответчиков и третьих лиц в отношении некорректности суммы заявленных требований, суд находит их также необоснованными по следующим основаниям.

Так, согласно положению п.4.3. Правительства Мурманской области от 12 мая 2017 года №240-ПП "О предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров» (в редакции Постановления Правительство Мурманской области № 397-ПП от 08.06.2020) в целях подтверждения достижения результата предоставления Гранта, установленного в соглашении в соответствии с подпунктом 3.2.3 настоящего Порядка, Получатели Гранта представляют в Министерство отчет о достижении результата по форме и в срок, определяемые Министерством в соглашении. В случае недостижения Получателем Гранта установленного в соглашении результата в соответствии с подпунктом 3.2.3 настоящего Порядка объем средств, подлежащих возврату (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = (Vп.гранта x К), где: Vп.гранта - размер Гранта, предоставленного получателю, рублей; К - коэффициент возврата Гранта из расчета 3 процента за каждое несозданное рабочее место, %.

Из Акта проверки от *** следует, что ИП Главой КФХ ФИО1 за период *** года создано фактически одно рабочее место из требуемых трех рабочих мест. В тоже время данным Актом зафиксировано нарушение ФИО1 не только пункта 3.3.5, обязывающего ФИО1 создать рабочие места, но и пункта 3.3.6 Соглашения от 26.06.2017, согласно которому последний должен был и сохранить созданные новые места не менее 5 лет после получения гранта. Сведений о сохранении созданного в *** году одного рабочего места в рамках проверки результативности и эффективности использования бюджетных средств ФИО1 не представлено.

Таким образом, в результате недостижения показателя и невыполнении обязательств по созданию новых постоянных рабочих мест ИП Главой КФХ ФИО1 подлежат возврату в областной бюджет средства гранта в сумме 270000 рублей (3000000х3%х3 рабочих места).

Рассматривая, заявленное стороной ответчика – Администрации сп. Тулома ходатайство о применении срока исковой давности, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

По настоящему делу судом установлено, что *** на основании Акта проверки Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, которое в настоящее время на территории Мурманской области осуществляет функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по переданным полномочиям Российской федерации, включая нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность, стало известно о нарушении своего права, с исковыми требования Министерство обратилось в суд ***, то есть в пределах срока исковой давности.

Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимые расходы.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в ходе рассмотрения дела возникла необходимость применения специальных познаний, по делу проведена автооценочная экспертиза, оплата расходов которой была возложена на истца.

Согласно Счету на оплату от *** стоимость экспертизы составила 20000 рублей.

Согласно Счету на оплату от *** стоимость дополнительной экспертизы составила 50000 рублей.

Рассматривая по настоящему делу заявление ООО «Баренц-Эксперт» о взыскании расходов в общей сумме 70000 руб. на судебную экспертизу, оплата которой до настоящего времени не произведена, суд, в силу положений ст. 98 ГПК РФ, полагает возможным возложить их непосредственно на ответчиков.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и подлежащими их удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области *** к Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области *** и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия *** о взыскании денежных средств – удовлетворить.

Взыскать солидарно с Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в пользу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области денежные средства в сумме 270000 (двести семьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в пределах стоимости перешедшего к ним в собственность выморочного имущества в качестве правопреемников должника ФИО1

Взыскать солидарно с Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Баренц-Эксперт» *** расходы по производству судебной экспертизы в размере 70000 (семьдесят тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

***

*** Судья Н.П. Архипчук