ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-813 от 02.12.2011 Березовского городского суда (Кемеровская область)

                                                                                    Берёзовский городской суд Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Берёзовский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-813/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Березовский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Фисуна Д.П.,

при секретаре Трусовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 02 декабря 2011 года

гражданское дело по иску ФИО1  к Администрации г. Березовского Кемеровской области, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, ФИО1  о признании недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, утвердить и согласовать данный список граждан, обязать предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением, просит признать недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для
шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из
ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на
ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, заключённого между администрацией
г. Березовского Кемеровской области и ФИО1 ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию г. Березовского Кемеровской области включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать администрацию г. Березовского Кемеровской области утвердить данный список граждан; обязать Министерство энергетики РФ согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской предоставить ему социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчёта общей площади на семью  кв. метра; ФИО1 ФИО11 социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчёта общей площади на семью  кв. метра.

Требования обоснованы тем, что он и ФИО4 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу:  . Право собственности каждому из них на  долю принадлежит на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией », указанный жилой дом находится на горном отводе указанной ликвидированной шахты. Износ строения на ДД.ММ.ГГГГ составил более %. Причинами ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов: горные работы, проводимые шахтой  в  годах; отсутствие конструктивных мер защиты при его строительстве; отсутствие послеосадочного ремонта после подработки пластов и естественный физический износ строения.

Факт степени влияния горных работ на техническое состояние дома подтверждается заключением № от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым  рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой

ФИО4 включена администрацией г. Березовского в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Он в вышеназванный список граждан включён не был.

ФИО4 подписала договор на предоставление социальных выплат ДД.ММ.ГГГГ. Из условий договора установлено, что он и ФИО4 являются одной семьёй, что противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает его конституционное право на предоставление жилища.

Он не согласился с действиями администрации , в связи с чем он и ФИО4 обратились с письмом в администрацию г. Березовского об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере реструктуризации угольной промышленности.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № на письмо администрация г. Березовского поясняет, что заявление на предоставление социальной выплаты подала только ФИО4 Причём, ему никто не разъяснил его право: на включение в список граждан на предоставление социальной выплаты и заключении с ним отдельного договора. Они были включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, как одна семья, что является грубейшим нарушением Закона. Полагает, что ФИО4 была введена в заблуждение в результате незнания Закона.

В тоже время, являясь одновременно сособственником жилого   он не является членом семьи ФИО4

Он и ФИО4, действительно являются родными братом и сестрой, однако они не являются членами одной семьи, что отвечает требованиям Семейного кодекса РФ. Они имеют разные семьи, не состоят в браке, не имеют общего семейного бюджета, имеют различные источники доходов, раздельно ведут домашнее хозяйство, не имеют общих предметов домашнего обихода и т.д.

При рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения взамен сносимого истца и ФИО4 можно рассматривать только как две самостоятельные семьи.

Изложенные обстоятельства подтверждаются рядом документов: свидетельством о государственной регистрации права, выданное ему на жилой  в ; свидетельством о госрегистрации права, выданное ФИО4 на часть названного жилого дома; справками о рождении детей; свидетельством о заключении брака; финансовыми документами, свидетельствующие уплату коммунальных платежей, за электроэнергию и другими документами.

Считает, что с учётом представленных доказательств он и ФИО4 приобрели право на получение благоустроенного жилья на каждого собственника жилого дома, подлежащего сносу.

Свои действия администрация г. Березовский мотивирует тем, что включение ее в список граждан имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого приведёт к увеличению количества переселяемых семей и к увеличению затрат, что, полагает, противоречит действующему федеральному жилищному законодательству и законодательству в сфере реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования.

Администрация города Березовского считает, что данную ситуацию, возможно, разрешить только в судебном порядке.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, гражданин, проживающий в доме, подлежащим сносу (в результате проведения горных работ), вправе требовать предоставления ему другого жилья по договору социального найма (а собственник - возмещения выкупной цены). В тоже время в соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ гражданин вправе требовать предоставления субсидии на приобретение жилья (в собственность) взамен сносимого.

Вместе с тем, предоставление жилого помещения должно осуществляться в соответствии с соблюдением прав граждан на получение помещения пригодного для проживания с соблюдением требований семейного законодательства, которые были нарушены Администрацией г. Березовского.

Таким образом, администрация города Березовский своими действиями нарушила, принадлежащее ему, конституционное право на жилище (ст.40 Конституции РФ). Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Одновременно с этим, данное ему Конституцией РФ право на жилище, нарушено и действиями ФИО4, которой был подписан договор на предоставление социальных выплат семье, состоящей из двух человек, чем нарушены были требования ст. 167 Гражданского кодекса РФ.

Своими действиями администрация и ФИО4 создали препятствия по улучшению его жилищных условий, путём получения другого бесплатного из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.

Социальные выплаты предоставляются в данном случае при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Контроль за осуществлением расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков осуществляется Министерством энергетики РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора России.

Контрольные функции по осуществлению полномочий Минэнерго РФ: в отношении реструктуризации угольной промышленности; как государственного заказчика по организации выполнения межгосударственных программ, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы; как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, определены Положением о Министерстве энергетике РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Администрация города Березовский ненадлежащим образом осуществила, переданные ей отдельные государственные полномочия.

В частности, в силу положений ст.ст.19, 70 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ администрация города Березовский, как орган местного самоуправления не реализовала полномочия, предоставленные ей федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, которые являются отдельными государственными полномочиями и, которые передаются для осуществления органам местного самоуправления.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления за осуществление вышеназванных действий несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Аналогично, своими действиями, администрация города Березовского нарушила положения статей 42, 51, 53, Устава города Березовского, утверждённого Березовским городским Советом народных депутатов от  частности, ненадлежащим образом решила вопрос о реализации государственных полномочий, переданных ей федеральными законами, в части предоставления гражданам социальных выплат.

В судебном заседании истец, а также его представитель ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Администрации г. Березовского ФИО10, действующий по доверенности, исковые требования не признал. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий;  субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (пункт 8). Размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении (пункт 11 Правил). При этом закон не ставит рассчитываемую общую площадь жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от наличия или отсутствия факта семейных отношений проживающих в ветхом жилом помещении лиц. Положения пунктов 9, 11, 13 вышеуказанных Правил не предусматривают оснований для получения истцом субсидии, предоставляемой в связи со сносом жилья, с учетом количества семей, проживающих в сносимом жилом помещении.

Ответчик ФИО4 иск признала, полностью подтвердила доводы, изложенные истцом.

Представитель Министерства Энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела неоднократно извещался всеми видами связи. Сведений об уважительности причины неявки, а также заявлений об отложении судебного заседания в суд не поступало.

Представитель третьего лица – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области (отделение по г. Березовскому УФК по Кемеровской области) ФИО12, действующая на основании доверенности от 19 ноября 2011 года, иск не признала, при этом пояснила, что обстоятельства, изложенные ФИО3, позволят истцу получить за счет средств федерального бюджета социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, взамен жилья ставшего непригодным для проживания. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Березовского.

Заслушав стороны, изучив их письменные возражения и отзывы, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту – Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).

Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В силу п.п. «а» п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье).

Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Приказом Минпромэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков на . Данным приказом в число субъектов РФ – получателей данных трансфертов в  годах включена Кемеровская область, в том числе и Администрация г. Березовского.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Судом установлено следующее.

ФИО3 и ФИО4 являются родными братом и сестрой, что признается и не оспаривается всеми сторонами.

На основании завещания удостоверенного второй нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в реестре по наследниками указанного в завещании имущества на ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ являются сын, ФИО1 , и дочь, ФИО1 .

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследниками имущества, оставшегося после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ:  доли жилого дома с надворными постройками по адресу  , являются в равных долях ФИО1  и ФИО1

Право собственности по  доли и по  доли в праве на дом по  зарегистрировано за ФИО1  и ФИО1 , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26, 151-152), паспортом домовладения (л.д. 27).

Иного жилья, помимо дома по адресу:  в собственности ФИО3 и ФИО4 не имеется, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  (л.д. 122, 170) и справки филиала № БТИ  (л.д. 171).

Из домовой книги на  городок в  и копий паспортов следует, что в доме зарегистрирован ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ (собственник) и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (собственник) (л.д.32-44, 64-66).

Оплата за пользование электроэнергией и светом по адресу  проводилась ФИО3 и ФИО4 в равных долях, что подтверждается копиями квитанций (л.д.45-50), пояснениями данных лиц в судебном заседании.

Супруги ФИО3 и ФИО20 от брака имеют детей: ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справками о рождении (л.д.30).

Согласно свидетельству о заключении брака ФИО3 и ФИО8 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации брака присвоены фамилии жене – ФИО8 (л.д.29).

Из свидетельства о смерти следует, что ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102).

Из справки, датированной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что дом по адресу:   находится на горном отводе » и подработан горными работами в  г.г. (л.д. 20).

Согласно заключению о степени влияния горных работ ликвидированной  на техническое состояние жилого дома по адресу:  № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по  в  находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты  которые проводились при отработке пластов  году. Причинами ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов: горные работы шахты » отсутствие конструктивных мер защиты строения при его строительстве и естественный физический износ строения. Ремонт дома нецелесообразен из-за значительного физического износа (%). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №  рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ » (л.д. 19).

Из списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в  году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что переселению из    подлежит ФИО1  с составом семьи из 2-х человек (л.д.76-77).

Протоколом совещания № от ДД.ММ.ГГГГ уточнен список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, в него в качестве одной семьи включены собственники жилого дома по адресу:  ФИО1  и ФИО1  (л.д.79-80).

Согласно данных дополнительного списка граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья ФИО4 и ФИО3 включены как семья из двух человек под номером семьи № (л.д.81).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась к главе  с заявлением о предоставлении жилья взамен ветхого, подработанного ». Заявление написано от имени ФИО3 и ФИО4, однако фактически подписано только последней (л.д. 70).

Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности следует, что Администрация г.Березовского обязуется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости предоставить ФИО4, ФИО3, предоставить социальную выплату в объеме  рублей для приобретения жилого помещения из расчета общей площади на семью  кв.м. по средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади на территории субъекта РФ по месту проживания  рублей (л.д.71).

Обязательство безвозмездно передать ветхое жилье после приобретения жилья взамен сносимого, подписано ДД.ММ.ГГГГ только ФИО4 (л.д.101).

Из пояснений ФИО3 в судебном заседании следует, что он отказался подписать данное обязательство, узнав о том, что фактически субвенция выдается ему и его сестре как на семью из 2-х человек, а не как на 2 семьи из одиноко проживающих граждан.

ФИО3, ФИО4 обращались в Администрацию г. Березовского с вопросом предоставления им двух квартир, считая, что при рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения взамен сносимого они могут рассматриваться только, как две самостоятельные семьи (л.д. 22).

Согласно ответу главы города № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 были включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья по проекту ликвидации  в соответствии с заявлением и поданными документами, как одна семья. Переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, производится по нормам, установленным Правилами предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Социальная выплата рассчитана в соответствии с данными правилами и согласована с заместителем Министра Энергетики России и для семьи Г-вых составляет  тыс. рублей. ФИО4 подписала договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.1.2.1 данного договора гражданин обязуется в течение 3-х месяцев с даты подписания настоящего договора осуществить самостоятельный поиск подходящего жилья, заключить договор (договоры) купли-продажи с собственником жилья (одним или несколькими физическими и юридическими лицами), зарегистрировать его (их) в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получить свидетельство (свидетельства) о праве собственности на жилое помещение (одно или несколько) и представить указанные документы в Администрацию. То есть приобретаемое ими (Г-выми) жилье оформляется в собственность, а не предоставляется по договору социального найма. В случае неиспользования гражданами выделяемой социальной выплаты в установленные сроки, социальная выплата подлежит возврату в федеральный бюджет. Включение Г-вых в список граждан имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья разными семьями, приведет к увеличению количества переселяемых семей, а это возможно только на основании решения суда. Увеличение количества переселяемых семей ведет к увеличению затрат на переселение граждан по проекту ликвидации », т.е. необходима корректировка проекта, а это компетенция Министерства энергетики РФ (л.д. 24).

В судебном заседании истец ФИО3 и ответчик ФИО4 пояснили, что проживают в доме по   вместе, дом остался им по наследству. У ФИО3 ранее были две супруги, которые проживали совместно с ним. Последняя супруга – ФИО8 – скончалась в  году. От предыдущего брака у него есть дети, которые проживают отдельно. В настоящее время с   года ФИО3 сожительствует с ФИО21. Не смотря на то, что они проживают в одном доме, фактически Грачевы ведут раздельное хозяйство: каждый готовит сам себе, у них раздельные комнаты для проживания, бытовые приборы, холодильники, продукты питания каждый приобретает для себя сам. Помимо этого они разделили огород, который засаживают каждый на свое усмотрение. ФИО3 при этом помогает сестре в тяжелой работе по огороду. Оплату электроэнергии и холодной воды ФИО15 производят пополам, при этом раздельные лицевые счета не делали. С заявлением в Администрацию г. Березовского о выдаче субвенции на приобретение жилья взамен ветхого обратилась от их имени обратилась ФИО4, поскольку он сам постоянно днем находится на работе. При этом они предполагали, что субвенцию им предоставят как членам разных семей. После подписания ФИО4 договора, ФИО3 узнал о том, что он и сестра включены в список как члены одной семьи из двух человек, в связи с чем им поручено выдать субвенцию одну на двоих. Это его не устроило, в связи с чем он отказался от подписания обязательства о передаче ветхого дома.

При осмотре дома по  в ходе выездного судебного заседания установлено, что дом состоит из - жилых комнат и кухни. Со слов истца и ответчика ФИО4 установлено, что ближние к входу в дом комнаты использует для проживания ФИО4, в  дальних комнатах – ФИО3 и его сожительница ФИО21. В доме имеются  холодильника, морозильная камера. Один из холодильников установлен в комнате ФИО3. В каждой из комнат имеются шкафы с одеждой: в комнате ФИО4 – с женской одеждой; в комнате ФИО3 – с женской и мужской одеждой. В двух комнатах имеются по кровати, в трех комнатах – по телевизору. Состояние комнат, в которых проживают ФИО3 и ФИО4 разное: в комнатах, где проживает ФИО3 проведен ремонт, поклеены обои, в целом, состояние данных комнат лучше, чем комнат, в которых, со слов участвующих лиц, проживает ФИО4.

Свидетель ФИО22 в судебном заседании пояснила, что в Администрацию г.Березовского обращалась ФИО4 в   года с целью переселения из ветхого подработанного жилья. Тогда ее не включили в списки очереди на получение жилья, т.к. они уже были утверждены. В  года проведена коррекция списков, куда внесены еще 4 семьи, в том числе внесена семья ФИО4. ФИО3 и ФИО4 включили в списки как членов семьи ФИО4, поскольку с заявлением обратилась именно она, ФИО1 проживает в доме с  года, земельный участок зарегистрирован на ее имя, то в списке она числилась первой, а Грачев вторым. В  году список был представлен на согласование, в котором указанный первый включенный в список, т.е. она числится как представитель семьи. Фактически у ФИО1 семья из 2-х человек: она и брат. После согласования списка она (свидетель) пригласила ФИО1, та подписала договор на предоставление субвенции. В соответствии с договором на предоставление жилого помещения, все совершеннолетние граждане семьи подписывают обязательство об освобождении ветхого жилья. Она разъяснила это ФИО1. Спустя некоторое время в администрацию пришел ФИО3, который выразил несогласие с таким обязательством. Согласно договору, желающим получить жилое помещение после подписания договора предоставляется трех месячный срок на поиск нового жилья. По окончании первого квартала она связывалась с ФИО1 по вопросу о поиске жилья, она сказала, что квартиру искать не будет.

Свидетель ФИО23 пояснил, что ФИО15 его соседи, проживают по . Г-вы постоянно проживают в данном доме, в последнее время с ними проживает сожительница  ФИО1 по имени ФИО14. Они вместе садят огород, выращивают куриц, за которыми следит ФИО4.

Свидетель ФИО21 пояснила, что она является сожительницей ФИО3 с  года, они ведут общее хозяйство, вместе ездили на отдых в . С ФИО4 – сестрой сожителя, они проживают в одном доме, но ведут раздельное хозяйство. У них отдельная посуда, у каждого свои телевизор, холодильник, продукты питания. Огородом пользуются отдельно, поделив его пополам. ФИО3 помогает сестре ухаживать за ее половиной огорода. Она и ФИО1 пользуются дальней спальней, залом и частью кухни. Кушать готовят отдельно от ФИО1, у них разные столы и посуда, так удобнее. ФИО4 дома находится чаще. Со слов ФИО1 ей известно, что они подавали заявление для выплаты субсидия взамен ветхого жилья из расчета, что субсидию им выдадут каждому как члену отдельной семьи.

Свидетель ФИО24 пояснил, что он находится в дружеских отношениях с Г-выми, иногда они ходят друг к другу в гости. ФИО1 живет с сожительницей, а ФИО4 живет одна. Они все проживают в одном доме по . Есть ли у них хозяйство, ему неизвестно. Огород Г-вы садят каждый себе. У них в доме у каждого своя комната, свой холодильник, телевизор, кровать. Как готовят кушать ему неизвестно.

Свидетель ФИО25 пояснил, что с Г-выми знаком. Он (свидетель) переехал с  лет назад, в настоящее время проживает на . Однако он часто ходит в гости ФИО1, т.к. свой старый дом использует как дачу. Ему известно, что ФИО3 проживает в доме с сожительницей. Г-вы готовят кушать они отдельно друг от друга. Насколько ему известно, общего хозяйства они не ведут.

Свидетель ФИО26 пояснила, что ФИО1 с женой и ФИО4 живут в   За хозяйством ухаживает ФИО1, за огородом ухаживают они оба.

Допрошенные в ходе выездного заседания по    свидетели пояснили:

Свидетель ФИО27 пояснил, что с ФИО3 и ФИО4 живет по соседству от него в доме по  ,  ФИО3 живет с новой женой, как ее зовут он (свидетель) сказать не может. Огородом пользуются и ФИО3 и ФИО4. Часто видит у дома машину ФИО1. Как Грачевы ведут хозяйство, ему не известно.

Свидетель ФИО28 пояснила, что с Г-выми живет по соседству, в доме живет ФИО3 и ФИО1 . Когда она (свидетель) переехала в дом, то Г-вы  и ФИО13 уже жили в доме, это было  лет назад. ФИО1 на машине часто приезжает к дому, привозит пакеты с продуктами, ФИО4 ходит по магазинам сама.

Свидетель ФИО29 пояснил, что Г-вых  и ФИО14 знает, как соседей с  года, но тесно с ними не общается. Знает, что Г-вы в доме по   живут с рождения. Мимо их дома не ходит, но часто видит, что в доме топится печь. Кто топит печь в доме, ему неизвестно.

Показания свидетелей у суда сомнений не вызывают, поскольку являются последовательными, согласуются друг с другом и письменными материалами дела.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает доказанным, что ФИО3 и ФИО4, проживая в одном доме и находясь между собой в родственных отношениях, как родные брат и сестра, фактически членами одной семьи не являются, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.

Согласно ч. 1 ст. 31 ТК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

В данном случае установлено, что ФИО4 и ФИО3 являются сособственниками жилого помещения, имеют на него право собственности в равных долях.

Из домовой книги видно, что и ФИО4, и ФИО3 зарегистрированы в данном доме как его владельцы. При этом в домовой книге имеются записи о регистрации по месту жительства в доме также бывших супруг ФИО3 и его детей, которые были вселены в дом как члены его семьи, т.е. семьи собственника части жилого дома. На момент рассмотрения дела в доме зарегистрированы только его собственники.

При этом суд считает доказанным то обстоятельство, что ФИО3 не ведет общее хозяйство с ФИО4, они не имеют общих друг к другу имущественных прав и обязанностей.

Так судом установлено, что Г-вы проживают в разных комнатах одного дома, каждый из них на личные средства приобретает для себя одежду, продукты питания, бытовую технику и пр.. Оплата коммунальных услуг производится ФИО3 и ФИО4 пополам. Каждый из них, отдельно от другого, занимается приготовлением для себя пищи, стиркой своих вещей, уборкой и благоустройством занимаемых ими жилых комнат, а равно и другие бытовые действия. Также из осмотра жилого дома видно, что часть жилого дома, в которой проживает ФИО3 находится в лучшем состоянии, чем та, в которой проживает ФИО4, что свидетельствует о том, что ФИО3 занимался ремонтом именно своей части дома, а не всех комнат в целом.

Помимо этого установлено, что ФИО3 в данном доме в разное время проживал со своими супругами: ФИО20 и ФИО8. После смерти в  году последней супруги, ФИО8, он некоторое время проживал один, однако с  года стал встречаться с ФИО21. а с  года – начал проживать с ней в фактических брачных отношениях.

С учетом изложенных выше фактов суд приходит к выводу о том, что и ФИО3, и ФИО4 ведут хозяйство отдельно друг от друга, исходя из своих личных нужд и интересов, по отношению друг к другу никаких взаимных имущественных прав и обязанностей не имеют.

Возражения представителя Администрации г. Березовского о том, что отсутствие у данных лиц раздельных лицевых счетов является доказательством совместного ведения ими хозяйства, судом признаны не обоснованными, поскольку собственники жилого помещения осуществляют свои права и обязанности по отношению к жилому помещению по своему личному усмотрению. Поэтому разделение лицевых счетов по числу собственников жилого помещения является их правом, а не обязанностью. Сама по себе оплата коммунальных услуг по общему лицевому счету не свидетельствует о том, что собственники жилого помещения ведут общее хозяйство, и не опровергает обратного, поскольку истцом представлены доказательства того, что коммунальные услуги оплачиваются им пополам с ФИО4.

То обстоятельство, что ФИО3 оказывает помощь своей сестре в копке огорода, само по себе не является основанием для того, чтобы указанные действия расценить как ведение с ФИО4 совместного хозяйства, поскольку в данном случае он просто оказывает услугу своему близкому родственнику.

Таким образом, суд считает неоспоримо установленным то обстоятельство, что ФИО3 и ФИО4 не ведут общее хозяйство, а следовательно – не являются членами одной семьи в том смысле, которое вложено законодателем в данное понятие в Жилищном и Семейном кодексах.

Помимо этого, суд находит бесспорно установленным то, что ФИО3 и ФИО4 являются сособственниками жилого дома по адресу:  и являлись ими на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности –  Данный жилой дом является ветхим (износ более %), в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной » стал непригодными для проживания по критериям безопасности. Данный ветхий жилой дом является единственным и постоянным местом их проживания, их регистрация по месту жительства в данном доме не носит формальный характер, в связи с чем ФИО15 нуждаются в переселении, т.е. обеспечении их иным жильем.

Данные обстоятельства в своей совокупности дают ФИО3 и ФИО4 право на получение социальных выплат для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

В определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ го-О-О указано, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, и являются ли они сособственниками этого жилого помещения. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с собственником сносимого ветхого жилого помещения, не являются членами его семьи, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина, и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

Исходя из положений, изложенных в данном определении Конституционного суда РФ, а также вышеприведенных выводов по итогам рассмотрения дела, суд считает неправомерным решение Администрации г. Березовского о включении ФИО15 в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего вследствие ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности как членов одной семьи из 2-х человек, поскольку фактически имеет место совместное проживание в одном жилом помещении двух семей, состоящих из одиноких граждан. Данным решением Администрация г. Березовского нарушаются права ФИО3 на предусмотренное ему право получения социальной выплаты (субвенции) на приобретение иного жилого помещения в объеме, предусмотренном Законом для одиноко проживающего гражданина, т.е. в размере стоимости 33 кв.м..

При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, является одной из форм государственной социальной помощи, а ее предоставление – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Поскольку ФИО4, как одиноко проживающий гражданин, также имеет право на получение социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, а оспариваемый истцом договор заключен именно с ней, суд считает необходимым признать недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией г. Березовского Кемеровской области с одной стороны и ФИО1  с другой, только в части, касающейся предоставления социальной выплаты на семью, состоящую из двух человек, исключив из него указание на ФИО1 , как члена данной семьи.

Соответственно требования ФИО3 обязать администрацию г. Березовского Кемеровской области включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать администрацию г. Березовского Кемеровской области утвердить данный список граждан; обязать Министерство энергетики РФ согласовать список граждан,
подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения
горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для
проживания по критериям безопасности также подлежат удовлетворению, поскольку они являются обязательными действиями при принятии решения о предоставлении гражданину указанной социальной выплаты, прямо предусмотренными Правилами, утвержденными постановление Правительства №.

Одновременно с этим суд находит не основанными на Законе, а потому не подлежащими удовлетворению требования ФИО3 обязать Администрацию г. Березовского предоставить ФИО1 ФИО11 социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчёта общей площади на семью 33 кв. метра, поскольку данные требования не затрагивают и не нарушают его права и законные интересы, а потому, в силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ не подлежат судебной защите по его исковым требованиям.

ФИО4 является дееспособным субъектом правоотношений, способным самостоятельно защищать свои права и обязанности, самостоятельных встречных исковых требований в этой части, не заявляла.

Не смотря на то, что действие программы по реструктуризации предприятий угольной промышленности, предусмотренные постановлением Правительства №ДД.ММ.ГГГГ год не продлено, суд считает возможным внести изменение в имеющиеся и утвержденные в надлежащем порядке списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в сторону увеличения обязательств государства перед ними, поскольку право ФИО15 на участие в данной программе возникло в период ее действия в  году (с момента включения в уточненные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ по критериям безопасности) однако было ограничено в следствие включения их в список как одну семью из двух человек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией г. Березовского Кемеровской области с одной стороны и ФИО1  с другой, в части предоставления социальной выплаты на семью, состоящую из двух человек, исключив из него указание на ФИО1 , как члена данной семьи.

Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области включить ФИО1  в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности как одинокого гражданина – сособственника жилого помещения, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации утвердить и согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности с учетом вышеуказанных изменений.

Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области предоставить ФИО1  социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчета общей площади на одинокого гражданина в размере 33 кв.метров.

В удовлетворении исковых требований ФИО1  в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Фисун Д.П.

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2011 года.