РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2016 года г. Мытищи Московской области
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Матросова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Бучуриной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Министерства культуры <адрес> к Заец М.М. о приостановлении строительных работ на земельных участках, обязании демонтировать объекты капитального строительства и другие объекты,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство культуры <адрес> обратилось в суд с указанным иском, с учетом уточнений в окончательной редакции просило, остановить проведение всех земляных и строительных работ на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0030424:63, 50:12:0030425:62, 50:12:0030425:47, 50:12:0030425:61, 50:12:0030425:51, 50:12:0030425:50, 50:12:0030425:49, 50:12:0030425:36, 50:12:0030425:80, 50:12:0030425:81, 50:12:0030425:88, 50:12:0030425:89, 50:12:0030425:90, 50:12:0030425:91, 50:12:0030425:92, 50:12:0030425:52, 50:12:0030425:40, 50:12:0030425:41, 50:12:0030425:257, произвести демонтаж объектов капитального строительства, возведенных на указанных земельных участках, и привести территорию в первоначальное состояние, обязать ответчика Заец М.М. демонтировать железобетонные плиты, строительные бытовки, забор и павильон офиса продаж, расположенные в границах территории кадастрового квартала № и привести его территорию в первоначальное состояние.
В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета Министров РСФР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении зон охраны Федоскинского художественного промысла» установлено, что во исполнение постановления Совета Министров РСФР от ДД.ММ.ГГГГ№ и решения <адрес> и Московского городского Совета Министров РСФР народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях сохранения зон охраняемого ландшафта Федоскинского народного промысла установлены границы территории охранных зон и режимов использования охраняемого ландшафта Федоскинского народного промысла. Спорные земельные участки с видом разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения, собственником которого является Заец М.М., расположены в границах территории зоны охраняемого природного ландшафта Федоскинского народного промысла, режим использования указанных земельных участков запрещает любое строительство и изменение существующей планировки, установку забора, захламление территорий, изменение форм рельефа, однако ответчиком проводятся земляные и строительные работы под возведение 8-ми 2-х этажных домов в границах территории кадастрового квартала № установлены офисы продаж в виде одноэтажного павильона, строительные бытовки, забор, и уложены железобетонные плиты, разрешение на проведение указанных работ истцом не выдавалось.
Представитель истца Министерства культуры <адрес> по доверенности Антонов А.Д. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Заец М.М. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Володина Ж.Л. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Администрации городского круга <адрес>Королькова Л.А. в судебном заседании также просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Министерства культуры <адрес> подлежащими отклонению, учитывая следующее.
Из исследованных в судебном заседании выписок из ЕГРП следует, что Заец М.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:12:0030424:63, 50:12:0030425:62, 50:12:0030425:47, 50:12:0030425:61, 50:12:0030425:51, 50:12:0030425:50, 50:12:0030425:49, 50:12:0030425:36, 50:12:0030425:80, 50:12:0030425:81, 50:12:0030425:88, 50:12:0030425:89, 50:12:0030425:90, 50:12:0030425:91, 50:12:0030425:92, 50:12:0030425:52, 50:12:0030425:40, 50:12:0030425:41, 50:12:0030425:257, с видом разрешенного использования - земли сельскохозяйственного назначения, находятся в границах зоны охраняемого природного ландшафта Федоскинского народного художественного промысла. Ответчиком в границах территории кадастрового квартала № проводятся земляные и строительные работы под возведение 8-ми 2-х этажных домов.
В ходе проведения внепланового мероприятия по государственному контролю в соответствии с Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№РВ 181 Министерства культуры <адрес> был составлен акт осмотра №, которым было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №; 50:12:0030425:62; 50:12:0030425???????????????????????????????????????????????†????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������; 50:12:0030425:41; 50:12:0030425:257, указанные земельные участки отнесены к землям историко-культурного назначения.
Разрешение на проведение земельных и строительных работ по возведению восьми двухэтажных домов (дуплексов) на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0030425:63; 50:12:0030425:62; 50:12:0030425:47; 50:12:0030425:61; 50:12:0030425:51; 50:12:0030425:50; 50:12:0030425:49; 50:12:0030425:36 Министерством культуры <адрес> не выдавалось, проектная документация с истцом не согласовывалась.
По результатам проверки Заец М.М. было вынесено Предписание №П об устранении нарушений требований сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия и зон его охраны от 06.08.2015г. (далее – Предписание №П от 06.08.2015г.), которым ответчику предписывалось: незамедлительно остановить проведение всех земляных и строительных работ и провести демонтаж объектов капитального строительства, возведенных на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0030425:63, 50:12:0030425:62, 50:12:0030425:47, 50:12:0030425:61, 50:12:0030425:51, 50:12:0030425:50, 50:12:0030425:49, 50:12:0030425:36, и привести территорию в первоначальное состояние; демонтировать железобетонные плиты, строительные бытовки, забор и павильон офиса продаж, расположенные в границах территории кадастрового квартала №, и привести его территорию в первоначальное состояние.
Истец полагая, что земельные участки ответчика с кадастровыми номерами 50:12:0030425:63, 50:12:0030425:62, 50:12:0030425:47, 50:12:0030425:61, 50:12:0030425:51, 50:12:0030425:50, 50:12:0030425:49, 50:12:0030425:36, на которых ведется строительство, находятся в границах зоны охраняемого природного ландшафта Федоскинского народного промысла, являющегося объектом культурного наследия. Режим охраны зоны охраняемого природного ландшафта не допускает проведение строительства в границах такой зоны.
По утверждению представителя истца в соответствии с Решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении зон охраны Федоскинского народного промысла в <адрес>" (далее – Решение об утверждении зон охраны Федоскинского народного промысла) Федоскинский народный промысел относится к объекту культурного наследия, в отношении которого установлены границы территории охранных зон и режимы их использования.
Согласно Приложению № к Решению об утверждении зон охраны Федоскинского народного промысла на территории зоны охраны ландшафта возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся коренным искажением исторического ландшафта и не требующая возведения построек. На территории зоны по условиям режима не допускаются: предоставление земельных участков (в том числе во временное пользование) для целей, не связанных с организацией деятельности промысла; добыча полезных ископаемых; проведение работ, которые могут способствовать развитию эрозии почвы; повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов; бурение скважин, выемка грунта; рубка леса, кроме санитарных рубок; порча и изменение видового состава растительности; уничтожение почвозащитной растительности; уничтожение берегозащитной растительности; изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава водоемов и водостоков, естественного уровня водного зеркала; затопление искусственными водоемами; установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий; движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.
По мнению представителя истца земельные участки ответчика с кадастровыми номерами 50:12:0030425:63, 50:12:0030425:62, 50:12:0030425:47, 50:12:0030425:61, 50:12:0030425:51, 50:12:0030425:50, 50:12:0030425:49, 50:12:0030425:36 находятся в границах зоны особо охраняемой природной территории «Клязьма» и, как следствие, относятся к землям историко-культурного назначения, на которых, не допускает жилищное строительство.
Согласно Приложению № к Решению Объединенной коллегии органов управления Москвы и МО от ДД.ММ.ГГГГ N 51-РОК "О создании особо охраняемых природных территорий "Клязьма", "Пехорка", "Переделкино" (далее – Решение об особо охраняемых территориях) все земли в пределах особо охраняемой природной территории "Клязьма" относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий, в пределах которых выделяются: земли природно - заповедного фонда; земли природоохранного назначения; земли историко - культурного назначения; земли рекреационного назначения; земли поселений, земли иного назначения, не входящего в противоречие с целевым назначением особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 3 Приложения № к Решению об особо охраняемых территориях к землям историко-культурного назначения отнесены: территории памятников истории и культуры (усадьбы Данилково в <адрес>, Марфино, Никольское - Прозоровское, сохранившиеся фрагменты парков бывших усадеб Витенево, Пестово, Пруссы, Тишково, церкви Петра и Павла, Рождества Богородицы в <адрес>, Николая Чудотворца в <адрес>, Николая Чудотворца в д. Федоскино, Рождества Богородицы в <адрес>, Троицы в <адрес>, Троицы в <адрес>, Троицы в <адрес>, часовни в д. Хлябово, Чиверево, Долгиниха) в границах, установленных проектами зон охраны памятников истории и культуры, с режимом полного сохранения, реставрации и восстановления историко - культурного и природного наследия, установленным в проектах зон охраны памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством. Исключается всякое строительство и хозяйственная деятельность, не соответствующие указанным целям. Производственные, коммунальные, хозяйственные и иные объекты, нарушающие режим данных территорий, подлежат выводу; земельные участки исторических промыслов, производств и ремесел (в <адрес>, Жостово) в границах, установленных в проектах зон охраны памятников истории и культуры, с режимом, установленным в проектах зон охраны памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством; земельные участки археологических объектов (курганы Осташковские, Федоскинские, Осташковские селища 1 и 2, селища в д. Бяконтово, д. Протасово, д. Чиверево) в границах, установленных в проектах зон охраны памятников истории и культуры, с режимом, установленным в проектах зон охраны памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 3 Приложения № к Решению об особо охраняемых территориях режим использования земель историко-культурного назначения направлен на сохранение и восстановление наиболее ценного историко-культурного наследия. Предусматривает регулирование посещения, реставрацию и восстановление памятников истории и культуры, исключение всех видов строительства, кроме необходимого для функционирования самих объектов охраны, прокладки инженерно - транспортных коммуникаций, кроме обеспечивающих функционирование самих объектов охраны. Любая градостроительная деятельность проводится только при согласовании с органами охраны памятников истории и культуры, органами охраны природы и другими организациями.
Утверждая, что возведенные ответчиком объекты незавершенного строительства и иные объекты, являются самовольной постройкой.
Оценивая изложенное, суд не находит правовых оснований согласиться с позицией Министерства культуры по <адрес>, по следующим основаниям.
По результатам проверки Мытищинской городской прокуратуры соблюдения федерального законодательства при осуществлении дачной застройки на территории земельных участков, принадлежащих ответчику, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Согласно письму Мытищинской городской прокуратуры от 10.08.2015г. №ж11 нарушений закона при использовании соответствующих земельных участков под дачную застройку не выявлено.
Согласно письму Генеральной прокуратуры РФ от 29.10.2015г. № проверкой по соблюдению соблюдения Министерством действующего законодательства при вынесении Предписания №П от 06.08.2015г. установлено, что утвержденные решением Мособлсовета и Московского городского Совета Министров РСФР народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 457/12-877 границы зон охраны Федоскинского народного промысла, в том числе и зоны охраняемого ландшафта, не местности не установлены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены. В этой связи в кадастровом паспорте земельного участка 50:12:0030425:5 ограничения (обременения) при его использовании не отражены. По факту нарушения законодательства при выдаче 06.08.2015г. предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия прокуратурой <адрес>Совета Министров РСФР культуры области Рожнову А.О. 28.09.2015г. вынесено представление. Кроме того, Генеральной прокуратурой РФ прокуратуре области поручено принять меры, направленные на отмену предписания в части требований о демонтаже недвижимого имущества.
По результатам проведенной Генеральной прокуратурой РФ проверки Предписание №П от 06.08.2015г., выданное ответчику, было отменено.
Оценивая доводы представителя ответчика о том, что Федоскинский народный художественный промысел не является объектом культурного наследия и не имеет установленных зон охраны, суд находит обоснованными.
Так согласно Письму от 19.08.2009г. № Заместителя Совета Министров РСФР культуры <адрес>: «В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проекты зон разрабатываются только для объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране. Решением исполкомов Мособлсовета и Мосгорсовета от ДД.ММ.ГГГГ N 457/12-877 были утверждены зоны охраны Федоскинского народного промысла, который, в соответствии с законодательством, не является объектом культурного наследия».
В соответствии с Письмом от 16.10.2014г. №ТГ-1533/14-07 Заместителя Совета Министров РСФР культуры <адрес> Федоскинский народный промысел объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия не является.
Согласно письму от 31.08.2015г. № Главы сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес> решением Совета Министров РСФР депутатов сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес> от 24.11.2011г. № был утвержден генеральный план сельского поселения Федоскинское, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Мытищинский муниципальный район, сельское поселение Федоскинское, северо-восточнее <адрес>, был включен в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Федоскинское как жилая зона, предназначенная для застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 эт.), в том числе включая застройку садоводческих и дачных товариществ, личных подсобных хозяйств.
Генеральный план сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес> (далее – Генеральный план) был согласован Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1351/45 "О согласовании проекта генерального плана сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес>".
Генеральный план, предусматривающий жилищное строительство на земельных участках Ответчика, был согласован и.о. Совета Министров РСФР культуры <адрес> без замечаний (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон об объектах культурного наследия) памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, относятся к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 64 Закона об объектах культурного наследия памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 Решения об утверждении зон охраны Федоскинского народного промысла на государственный учет как памятник истории местного значения принято здание дома Лукутиных в поселке Федоскино. Решение об утверждении зон охраны Федоскинского народного промысла не содержит положения о принятии на государственный учет (государственную охрану) Федоскинского народного промысла как памятника истории и культуры государственного значения, республиканского значения или местного значения.
Министерство не представило в материалы дела иные правовые акты СССР и РСФСР, свидетельствующие о принятии государственную охрану Федоскинского народного промысла как памятника истории и культуры до вступления в силу Закона об объектах культурного наследия.
Согласно ст. 16.1. Закона об объектах культурного наследия региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия). Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган кадастрового учета.
В соответствии со ст. 18 Закона об объектах культурного наследия после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия. Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляют письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
В соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу изложенного, истцом не представило доказательств того, что Федоскинский народный промысел как выявленный объект культурного наследия или как объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, подлежит государственной охране после вступления в силу Закона об объектах культурного наследия.
Доказательства проведения в соответствии со ст. 16.1. Закона об объектах культурного наследия работ по выявлению и государственному учету Федоскинского народного промысла как объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, работ по установлению его историко-культурной ценности, решение о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия, а также о внесении сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении Федоскинского народного промысла как выявленного объекта культурного наследия и решение о его включении в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со ст. 18 Закона об объектах культурного наследия.
Кроме того, согласно Письму от 19.08.2009г. № Заместителя Совета Министров РСФР культуры <адрес> и Письму от 16.10.2014г. №ТГ-1533/14-07 Заместителя Совета Министров РСФР культуры <адрес> Федоскинский народный промысел объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия не является. В перечни объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, размещенных на сайте Министерства, Федоскинский народный промысел как выявленный объект культурного наследия или объект культурного наследия не включен.
В соответствии с п. 5 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения относятся соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Поскольку Федоскинский народный промысел не был принят на государственную охрану как объект культурного наследия в соответствии с правовыми актами СССР и РСФСР до вступления в силу Закона об объектах культурного наследия согласно ст. 64 Закона об объектах культурного наследия и не относится к объекту культурного наследия, то зоны охраны в отношении Федоскинского народного промысла, не являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с Законом об объектах культурного наследия устанавливаться не могут.
Доказательством, свидетельствующими об отсутствии установленных зон охраны Федоскинского народного промысла как объекта культурного наследия, также является согласованный <адрес>, включая Министерство, Генеральный план сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес> (далее – Генеральный план), предусматривающий застройку индивидуальными жилыми домами (до 3 эт.), включая застройку садоводческих и дачных товариществ, личных подсобных хозяйств на земельных участках ответчика.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее – Закон о художественных народных промыслах) под местами традиционного бытования народных художественных промыслов понимается территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о художественных народных промыслах места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.
При этом Закон о художественных народных промыслах не содержит требований к созданию зон охраны традиционного бытования народных художественных промыслов и соблюдения требований к режимам использования земель в границах зон охраны.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 77/2000-ОЗ "О народных художественных промыслах в <адрес>" места традиционного бытования народных художественных промыслов в <адрес> устанавливаются в порядке, определяемом <адрес>. К местам традиционного бытования народных художественных промыслов <адрес> относятся территории городских и сельских поселений, где расположены объекты, связанные с производством изделий художественных промыслов, добычей сырьевых ресурсов, материалов; исторически обусловленные места поселений; социально-бытовая сфера, а также природные ландшафты, определяющие среду бытования мастеров народных художественных промыслов. Границы земельных участков, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 545/21 "Об утверждении перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов в <адрес>" (далее – Постановление N 545/21) <адрес> было отнесено к месту традиционного бытования народных художественных промыслов миниатюрной лаковой живописи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Федоскинский народный промысел не относится к объектам культурного наследия, а относится к месту традиционного бытования народных художественных промыслов, которое не было принято на государственную охрану как объект культурного наследия. При этом Федоскинский народный промысел как место традиционного бытования народных художественных промыслов ограничивается селом Федоскинское согласно Постановлению N 545/21. На сопряженной территории места традиционного бытования народных художественных промыслов Законом о художественных народных промыслах не предусмотрено создание зоны охраны.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон о природных территориях) (в редакции, действовавшей по состоянию на 04.06.1999г.) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона о природных территориях (в редакции, действовавшей по состоянию на 04.06.1998г.) правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о природных территориях (в редакции, действовавшей по состоянию на 04.06.1998г.) в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.
В соответствии с п. 3 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Согласно п. 4 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Решением Объединенной коллегии органов управления Москвы и МО от ДД.ММ.ГГГГ№-РОК "О создании особо охраняемых природных территорий "Клязьма", "Пехорка", "Переделкино" (далее – Решение N 51-РОК) в целях проведения единой политики Правительства Москвы и <адрес> в вопросах сохранения природы и культурного наследия, обеспечения экологического равновесия на территории ближнего Подмосковья Объединенная коллегия решила: считать первоочередной задачей создание особо охраняемой природной территории "Переделкино"; поручить <адрес> и Правительству Москвы создать рабочую группу по подготовке предложений: по финансированию работ по разработке проектов законов и подзаконных актов, связанных с их организацией (п. 3.2.); по установлению статуса особо охраняемых природных территорий (п. 3.4.);окончательного утверждения особо охраняемых природных территорий в соответствии с действующим законодательством (п. 3.5.).
Согласно п. 12 Решения №-РОК Москомархитектуре (Кузьмин А.В.) и Главархитектуре (Луньков Б.В.) было поручено обеспечить разработку проектов планировки особо охраняемых природных территорий "Клязьма", "Пехорка", "Переделкино", включающих градостроительную организацию территорий, конкретизацию режимов охраны и использования территорий, рекреационную инфраструктуру, эколого - экономические обоснования. Срок разработки - 1999-2000 гг., в том числе в первую очередь "Переделкино".
Распоряжением Правительства Москвы первого заместителя Премьера и Вице - губернатора МО от ДД.ММ.ГГГГ N 448-РЗП-437-РВГ "О создании рабочей группы по подготовке предложений по созданию особо охраняемой природной территории "Переделкино" была создана рабочая группа по подготовке предложений по созданию особо охраняемой природной территории "Переделкино". Тем не менее, рабочая группа не подготовила предложения по созданию особо охраняемой природной территории "Переделкино" и особо охраняемая природная территории "Переделкино" так и не была создана.
В рамках выполнения Решение N 51-РОК не была создана рабочая группа по подготовке предложений по созданию особо охраняемой природной территории "Клязьма". Особо охраняемой природная территории "Клязьма" так не была создана, так же, как и не были созданы ее охранные зоны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Решение N 51-РОК, предусматривающее необходимость проведения комплекса мероприятий по созданию особо охраняемых природных территорий "Клязьма", "Пехорка", "Переделкино", в том числе по разработке соответствующих законов и подзаконных актов, связанных с их созданием, нельзя считать решением о создании особо охраняемых природных территорий "Клязьма", "Пехорка", "Переделкино" и их охранных зон, создаваемых на прилегающих к ним участках.
<адрес>, устанавливающий в соответствии с п. 4 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения так и не был принят.
Таким образом, земельные участки ответчика не относятся к землям историко-культурного назначения особо охраняемой природной территории "Клязьма", поскольку особо охраняемая природная территория "Клязьма" и ее охранные зоны созданы не были. Земельные участки ответчика не были отнесены к землям историко-культурного назначения в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 4 ст. 94 ЗК РФ.
Кроме того, в ГКН не внесены сведения о принадлежности земельных участков принадлежащих ответчика к землям историко-культурного назначения.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 1 и подп. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" владелец дачного земельного участка имеет право осуществлять на нем строительство жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее – Закон о переводе земель) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Решением Совета Министров РСФР депутатов сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес> от 24.11.2011г. № был утвержден генеральный план, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Мытищинский муниципальный район, сельское поселение Федоскинское, северо-восточнее <адрес>, принадлежащий ответчику, был включен в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Федоскинское.
До включения земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Федоскинское, указанный земельный участок относился к категории «земель сельскохозяйственного назначения». После включения земельного участка в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Федоскинское, стал относится к категории земель «земли населенных пунктов».
В соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Генеральный план был согласован Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1351/45 "О согласовании проекта генерального плана сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес>".
Разрешенным использованием земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, является «для ведения дачного хозяйства», о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2012г. № М)-12/ЗВ-949168.
Строительство ответчиком жилых домов на принадлежащих ему земельных участках предусмотрено генеральным планом, поскольку земельные участки ответчика входят в жилую зону, предназначенную для застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 эт.), в том числе включая застройку садоводческих и дачных товариществ, личных подсобных хозяйств.
На основании Генерального плана постановлением Главы Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района <адрес> от 14.02.2014г. № был утвержден проект планировки территории для размещения организованной дачной застройки с объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке площадью 42,067 га, расположенном северо-восточнее д. Семенищева.
Согласно подп. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Суд приходит к выводу, что ответчик имеет право осуществлять жилую застройку на принадлежащих ему земельных участках, категория и разрешенное использование которых допускает такое строительство. Строительство соответствует параметрам, установленным в генеральном плане, являющемся документом территориального планирования согласно подп. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в утвержденном проекте планировки территории. Строительство осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку разрешение на строительство получать не требуется.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, нарушения ответчиком при осуществлении строительства права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства культуры <адрес> о демонтаже объектов капитального строительства, возведенных на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0030424:63, 50:12:0030425:62, 50:12:0030425:47, 50:12:0030425:61, 50:12:0030425:51, 50:12:0030425:50, 50:12:0030425:49, 50:12:0030425:36, 50:12:0030425:80, 50:12:0030425:81, 50:12:0030425:88, 50:12:0030425:89, 50:12:0030425:90, 50:12:0030425:91, 50:12:0030425:92, 50:12:0030425:52, 50:12:0030425:40, 50:12:0030425:41, 50:12:0030425:257 и приведение территории в первоначальное состояние.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Министерства культуры <адрес> к Заец М.М. о приостановлении строительных работ на земельных участках, обязании демонтировать объекты капитального строительства и другие объекты – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца.
Председательствующий судья - Н.А. Матросов